Общественно – политическая жизнь Казахстана в первые после-военные годы

Казахстан во второй половине 40-х гг, возврат к довоенной модели экономического развития.

План

Перестройка народного хозяйства на мирный лад была сопряжена с неимоверными трудностями. Возвращение к мирной жизни предполагало прежде всего восстановление экономики и ее переориентацию на мирные рельсы. В промышленности был восстановлен 8-часовой рабочий день отменены массовые сверхурочные работы и работа выходные дни. Рабочим и служащим предоставлялись оплачиваемые трудовые отпуска.

Нанесенные войной человеческие и материальные потери были очень тяжелыми, сумма прямых потерь, причиненных войной составляла 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышала национальный доход в СССР в 1940 г.

Последствия войны были тяжелыми и для экономики Казахстана. Сократилось производство многих видов промышленной продукции, обострилась проблема трудовых ресурсов, намного снизилась урожайность сельскохозяйственного производства.

Несмотря на трудности, трудящиеся республики оказывали помощь в восстановлении народного хозяйства пострадавшим районам от фашистской оккупации. Казахстан шефствовал над 12 городами и 45 районами страны. Из республики шли эшелоны, груженные лесом, углем, металлом, зерном и др. продукцией промышленного и сельскохозяйственного производства. Только в освобожденные районы Украины и Белоруссии выехало 20 тыс. железнодорожников, шахтеров и др. специалистов.

При обсуждении перспектив послевоенного экономического развития,

в ходе разработки четвертого пятилетнего плана были высказаны предложения о некотором смягчении жесткого директивного управления экономикой, децентрализации экономики, придания большей хозяйственной самостоятельности союзным республикам. Однако руководство страны выбрало путь продолжения той политики, реализация которой началась в предвоенный период. В основе нежелания руководства что-либо менять в системе управления лежала эйфория, порожденная победой СССР, означавшая по мнению Сталина, подтверждение правильности выбранного пути. Это означало возврат к довоенной модели экономического развития.

В марте 1946 г. на превой сессии Верховного Совета СССР был принят “Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.”

Приоритет в развитии экономики отдавался предприятиям военно-промышленного комплекса, а также металлургии, топливной промышленности, энергетике. Легкая и пищевая промышленность финансировалась по остаточному принципу.

В республике развернулось крупное промышленное строительство. В строй действующих предприятий вступили Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, обогательная фабрика Зыряновского свинцового комбината, обогатительная фабрика в Джезказгане.

Введение в действие ряда нефтепромыслов, в том числе Каратон, Мунайлы и других, позволило в 1950 г. увеличить добычу нефти по сравнению с довоенным периодом на 52%.

В течение 1954-1958 гг. в республике были построены и введены в эксплутацию 730 промышленных предприятий и цехов. Развивалась легкая и пищевая промышленность. Стали давать продукцию дубильно-экстрактный завод в Семипалатинске, швейная фабрика “Комсомолка” в Петропавловске, завершилось строительство кожевенных заводов в Жамбыле, Кызыл-Орде, Павлодаре. К началу 1950-х годов в республике насчитывалось 65 преприятий. Это говорило об отставании отраслей группы “Б”. Выступая одним из крупнейших производителей хлопка и шерсти, кожевенного сырья, республика имела крайне низкий удельный вес в союзном производстве хлопчатобумажных (0,1%) и шерстяных (1,4%) тканей, кожаной обуви (1,7%).

Конфронтация великих держав, бывших союзников по антигитлеровской коалиции и развязанная ими «холодная война» имели для республики самые пагубные последствия. На территории Казахстана, сталинское руководство не считаясь с интересами ее народа, приняло решение о создании Семипалатинского ядерного полигона. Для испытаний современного оружия, строительства ракетного комплекса в Байконуре 29 августа 1949 г. было проведено первое наземное испытание ядерного оружия.

По данным Министерства Обороны СССР, с 1949 по 1963 гг. общее количество испытаний на Семипалатинском полигоне составило 456 ядерных и термоядерных взрывов, 116 из них были открытыми, т.е. проводились на поверхности земли или в воздушном пространстве. Советский Союз перешел к подземным ядерным испытаниям лишь четырнадцать лет спустя, в 1963 г. По данным казахстанских ученых суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на Семипалатинском полигоне в атмосфере и на поверхности земли, в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы сброшенной в 1945 г. на Хиросиму.

На границе Атырауской и Западно-Казахстанской областей размещался Азгирский полигон. Начиная с 1965 г. в Западном Казахстане в промышленных целях была проведена серия из 26 подземных ядерных взрывов. Трудно подобрать слова, чтобы охарактеризовать этот чудовищный ущерб, который нанесли эти испытания окружающей среде и здоровью населения Казахстана.

Правительство не приняло никаких мер по защите населения от радиоционного воздействия во время проведения ядерных взрывов. Больше того, в регионе полигона были запрещены медицинские обследования, фальсифицировались диагнозы умерших от заболеваний, связанных с радиацией.

Особые трудности вызвало решение задач восстановления сельского хозяйства. Негативные теденции, проявившиеся в в сельском хозяйстве в 30-е, в военные годы после войны еще более возросли. Потери в рабочей силе, слабая материально-техническая база, низкая культура земледелия дополнились засухой 1946 г. В целом по СССР урожай составил около 37% от довоенного уровня. Украина, Молдавия, Нижнее Поволжье и др.районы голодали.

Хотя засуха миновала Казахстан, урожайность и здесь была низкой (5 центнеров с га). Более половины валового сбора зерна (56 %) государство забирало в счет обязательных хлебопоставок. В 1948 г. Неурожай поразил северо-восточные области (Акмолинская, Актюбинская, Кокчетавская, Кустанайская, Северо-Казахстанская, Семипалатинская). Обеспечение подовольствием значительной части сельского населения этих районов оказалось в затруднительном положении. В ряде колхозов колхозники получали по 100-150 грамм хлеба на трудодень, но в большинстве колхозов вовсе не выдавалось.

Колхозники, работая в колхозах, практически ничего не получали. Государство всячески ограничивало доходность личных крестьянских хозяйств. Каждое из них было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок и имеющийся скот – мясо, молоко, яйца, шерсть.

Ущемлялись и гражданские права колхозников. Ограничена была свобода их передвижения, они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности и система пенсионного обеспечения.

В 1946-1949 гг. у крестьян были отобраны земли и личный скот, план обязательных поставок ежегодно возрастал, а закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию оставались на уровне 1940 г. В 1950 г. было проведено укрупнение колхозов, что привело к сокращению их количества с 6773 до 2047, исчезновению ряда населенных пунктов, уменьшению личных наделов. Однако предпринятые государством в конце 4-й пятилетки провести реформирование сельского хозяйства не дали ожидаемого результата.

Тяжелое положение сельских жителей, низкий жизненный уровень стали толчком для более активной миграции колхозников в города на работу в промышленность и строительство. Всеобщая паспортизация, осуществленная в 1933-1935 гг. не распространялась на крестьян. Но несмотря на это, в результате широкомасштабной миграции в 1946-1953 гг. около 8 млн. сельских жителей страны покинули деревни.

В 1953 г.на Сентябрьском Пленуме ЦК КПСС был выработан новый курс развития сельского хозяйства. Были повышены закупочные цены, снижены нормы обязательных поставок государству, увеличены капитальные вложения. Однако и эти нововедения не в состоянии были вывести эту отрасль из кризиса.

Общественно-политическая ситуация. ХХ съезд КПСС:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: