Внутренняя политика России в годы правления
Подавление мятежа декабристов освободило монархию от засилья дворянства. Не доверяя просвещенной аристократии, Николай I стремился создать касту, по-военному организованную, из лично ему преданных людей.
Опорой царской власти при Николае I стало III отделение – политическая полиция, созданная для надзора за порядком в стране. В качестве исполнительной силы при III отделении сформировался корпус жандармов. Первым его управляющим и шефом жандармов стал приближенный императора генерал А.Х. Бенкендорф. III отделение превратилось в могущественное орудие самодержавия, с помощью которого царь держал в руках не только общество, но и чиновничий аппарат, боролся с инакомыслием и занимался сыском и надзором.
Цензурные уставы 1826 г. и 1828 г. ужесточили административный контроль за печатью и просвещением. Новый университетский устав 1835 г. ограничивал университетскую автономию.
В 1826 г. по распоряжению Николая I было образовано II отделение императорской канцелярии под руководством Сперанского, которое было призвано навести порядок в законодательстве империи, т.е. создать полный свод законов, начиная с Соборного уложения 1649 г. и свод действующих законов.
Правительственный аппарат Николая I проповедовал среди народа консервативную идеологию, получившую название «теории официальной народности». Ее автором стал министр просвещения С.С. Уваров. Он выдвинул формулу «православие, самодержвие, народность». По мнению Уварова, именно на этих принципах следовало строить народное образование и воспитание молодежи. «Теория официальной народности» стала идеологическим обоснованием николаевской эпохи. Ее задача была в том, чтобы удержать веру в начала самодержавия и православия в народе. Самодержавие объявлялось основным устоем русской жизни. В понятие "народность" вкладывалось отсутствие социальных противоречий в обществе, всеобщее единение с царем. Это понятие содержало в себе также патриархальность русского общества, послушание и приверженность основным устоям государства. Видными защитниками теории официальной народности были консервативные журналисты Булгарин и Греч.
Ключевым вопросом политики Николая I оставалась крестьянская проблема. Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе связаны с графом Н.Д. Киселевым. Он становится постоянным членом всех секретных комитетов по крестьянскому делу. Киселев высказывался за реформу, которая коснулась бы помещичьих и государственных крестьян.
В 1837-1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне с целью поднять благосостояние крестьян. Преобразования в государственной деревне должны были стать как бы прообразом для помещиков в регулировании их отношений с крестьянами. Было образовано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Для улучшения положения государственных крестьян малоземельные получали дополнительные наделы. Было пересмотрено обложение податями в соответствии с местными хозяйственными условиями, создавались органы крестьянского самоуправления, учреждались вспомогательные ссуды для мелкого кредита крестьянам, была создана сеть магазинов в случае неурожая, открывались школы, больницы.
Наиболее крупным законодательным актом по отношению к помещичьим крестьянам стал разработанный Киселевым указ 1842 г. "Об обязанных крестьянах."
Важнейшей экономической мерой правительства Николая I является финансовая реформа Е.Ф. Канкрина 1839-1843 гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль и установлен обязательный его курс к бумажным ассигнациям (1:3,5), ассигнации стали изыматься из обращения и обмениваться по курсу на кредитные билеты. Это нормализовало хозяйственную жизнь страны, укрепило ее финансовое положение.
Своей главной задачей Канкрин считал поддержание выгодного торгового баланса и увеличение доходных статей бюджета. Это достигалось повышением прямых и косвенных налогов, протекционистским тарифом, восстановлением питейных откупов.
Были организованы первые промышленные выставки, созданы высшие технические учебные заведения.
Стремление России установить свою власть на Кавказе встретило вооруженное сопротивление горцев. Отдельные стычки превратились в Кавказскую войну (1817-1864), охватившую горные районы Северо-Запада, Кавказа, Дагестана и Чечни. Идеологическим орудием антиколониальных сил стал мюридизм (послушничество) – проповедовавший духовное совершенствование на основе мусульманской религии и безусловное слепое подчинение своим наставникам и вождям.
С 1834 г. имамом (руководителем движения) стал Шамиль, который создал прочное государство и сосредоточил в своих руках военную, административную и духовную власть, 1840-е гг. стали периодом наибольших военных успехов Шамиля. Но его деспотизм, военные поборы, феодальная эксплуатация, суровые законы оттолкнули большинство горских крестьян от мюридизма. В начале 50-х гг. отряды Шамиля были вытеснены в горный Дагестан. В 1859 г. он сдался в плен.
Мюридистское движение было обречено на поражение прежде всего внутренними противоречиями, несовпадением коренных интересов социальных слоев. Последствия полного присоединения Кавказа к России в 1864 г. имели сложный и противоречивый характер. Подавление национально-освободительного движения горцев дало русскому самодержавию возможность проводить в этом крае политику, ущемляющую их интересы. После вхождения народов Кавказа в Российскую империю окончились кровавые феодальные смуты, было уничтожено рабство.
Жесткая охранительно-самодержавная политика Николая I порождала соответствующую реакцию в различных слоях русского общества. Это национально-освободительное движение в Польше, холерные бунты, а также широко представленные социально-политические и философские воззрения различных общественных течений, пытавшихся найти свое решение проблем российской истории и действительности.