Самые выдающиеся зодчие работали в Петербурге. В архитектуре преобладал стиль позднего классицизма – ампир, архитектор А.Д. Захаров перестроил в Петербурге здание Адмиралтейства. Сохранив его план, он создал новое сооружение, придал Адмиралтейству величественный облик и подчеркнул его центральное место в городе,
Наиболее известное произведение А.Н. Воронихина – Казанский собор. Строительство этого здания на центральной магистрали столицы положило начало созданию крупных архитектурных ансамблей на Невском проспекте.
Тома де Томон стал автором первого развёрнутого классического ансамбля: здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова. Эти постройки до сих пор определяют неповторимый классический облик Петербурга.
Архитектор О. Монферран в середине века возвёл Исаакиевский собор – монументальное сооружение, играющее большую роль в ансамбле столицы. Одно из лучших произведений архитектора – Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге. Памятник создан в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
Представитель позднего классицизма К.И. Росси построил Михайловский дворец (Русский музей), который явился главным зданием на площади Искусств. Огромной заслугой Росси стало завершение Дворцовой площади. Напротив Зимнего дворца зодчий создал здание Главного штаба с дугообразным фасадом, архитектор построил наиболее грандиозный ансамбль Петербурга, состоящий из площади Островского, улицы Зодчего Росси и площади Ломоносова. Петербургские ансамбли Росси – вершина архитектуры XIX в. – и имеют мировое значение.
К.А. Тон был главой русско-византийского стиля в архитектуре. Из числа сооружений, созданных им, сохранились немногие. Это знаменитая пристань со сфинксами на Неве перед зданием.Академии художеств, здание Московского вокзала в Петербурге. В Москве он создал всемирно известный комплекс в Кремле: Большой Кремлёвский дворец и Оружейную палату, Храм Христа Спасителя.
Значительные успехи были достигнуты в области скульпторы. Появились памятники в честь выдающихся деятелей России. Скульптор И.П. Мартос создал памятник К.Минину и Д.Пожарскому на Красной площади в Москве.
Учеником Мартоса был Б.И. Орловский. Лучшие его произведения – памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, установленные перед Казанском собором. Скульптором Орловским выполнена также бронзовая фигура ангела, венчающая Александровскую колонну на Дворцовой площади.
М.И. Козловский создал памятник А.В. Суворову на Марсовом поле, олицетворяющий военную славу России. Для петергофских фонтанов скульптор сделал бронзовую фигуру «Самсон, разрывающий пасть льва».
Наиболее значительные работы скульптора и литейного мастера П.К. Клодта: четыре бронзовые группы укротителей коней для Аничкова моста, памятник И.А. Крылову в Летнем саду и конная статуя для памятника Николаю I в Петербурге.
Официальным направлением в живописи был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивался романтизм. Он проявился в портретной живописи О.А. Кипренского. В Русском музее хранится одна из лучших его работ – портрет полковника Е.Давыдова. Кисти художника принадлежит портрет В.А. Жуковского и один из лучших прижизненных портретов А.С. Пушкина.
Более реалистичны образы, созданные В.А. Тропининым. Выходец из крепостных, он прославился как портретист. Совершенно особое место среди его работ занимает портрет А.С. Пушкина. Единодушный успех у современников имели картины: «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист».
К.П. Брюллов способствовал разрушению отживших канонов классицизма. Написанное им полотно «Последний день Помпеи» завоевало всеевропейское признание. Он исполнил серию парадных портретов; Е.П. Салтыковой, Ю.П. Самойловой с воспитанницей и др.
Долгие годы А.А. Иванов работал над своим полотном «Явление Христа народу». Художник обратил внимание на переломный момент истории. Воплотил в картине идею духовного пробуждения народа, его жажду освобождения.
В русскую живопись вошёл бытовой сюжет. Произведения А.Г. Венецианова «Гумно». «Утро помещицы». «Спящий пастушок» полны уважения к крестьянину; искренней правдивости и задушевной поэзии.
Родоначальником реализма в русском изобразительном искусстве стал П.А. Федотов. Главные его работы: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор». Современники называли Федотова Гоголем в живописи.
Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, артист Малого театра М.С. Щепкин стал основоположником реализма на русской сцене. Он был не только участником первых постановок пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал. Созданные Щепкиным роли Фамусова в «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре» стали важнейшими событиями в театральной жизни.
Успеху Малого театра способствовал талант П.С. Мочалова. Важнейшее место в творчестве Мочалова занимали роли в трагедиях Шекспира. Крупнейшим созданием великого артиста был образ Гамлета.
Ведущим актёром Александрийского театра стал В.А. Каратыгин. Он известен как трагик. Каратыгин играл главные роли в патриотических пьесах: «Рука всевышнего Отечество спасла», «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», актер впервые исполнил роль Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова.
В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Русская классическая музыка получила самостоятельное развитие. Её становление связано с именем М.И. Глинки, автора опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». В Мариинском театре были поставлены оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость».