Общественная мысль и развитие культуры в первой половине XIX века

В первые годы 19-го века при Александре I успешно развивалось просвещение, открылось шесть новых университетов, школьный устав, бессословность и преемственность школьного образования. Очень снисходительным был и цензурный устав.

Был разрешен выезд за границу, провоз литературы.

Большое распространение получили просвещение и религиозно-мистические настроения среди дворян. Под покровительством правительства в столице было создано библейское общество, которое возглавил друг царя Голицын[93]. Говорили, что их задача - распространение библии в стране.

Устоялась веротерпимость.

В 20-е годы произошел поворот в деятельности Александра I, это ознаменовалось важными изменениями в идеологической сфере. Правительство отходит от поддержки сект и других организаций и возвращается к официальной религии.

1822 год – запрет масонских лож[94].

1824 год – князь Голицын был отстранен от всех своих постов и возник кризис идеологии «просвещенного абсолютизма[95]».

«Новая» идеология получила распространение в царствование Николая I. Новый «чугунный» цензурный устав. Обученность и начитанность стала считаться основой для вольнодумства.

Школьный устав 1828 года узаконил сословный принцип образования. Введены церковно-приходские школы для крестьян, уездные училища для горожан, гимназии для дворян. Нарушили и возможность поступления в университет всем за исключением выпускников гимназий.

Весной 1826 года было закрыто библейское общество.

Усилилось преследование старообрядцев, и переход в Раскол стал уголовным преступлением.

В 1832 году министр просвещения граф Уваров сформулировал[96] идею самодержавного государства. Он назвал православие, самодержавие и народность истинно русскими определителями начала, «последним якорем нашего спасения». Граф был назначен министром, и эта триада стала внедряться в сознание населения.

Царь видел опору в народности и церкви, главным союзником считал крестьян.

В 1835 году был принят новый университетский устав, в котором изменился учебный план, отменялись некоторые науки и т.д. Граф Уваров, почувствовав это изменение выступил со статьями в защиту автономии университетов, за что был снят с поста.

В 30-е годы цензура запретила ряд газет и журналов, заподозрив их в неблагонадежности, но, тем не менее, это было время Золотого века российской литературы.

В 30-е и 40-е годы в России не было тайных, заговорческих революционных организаций. Но среди мыслящей части общества имели место различные взгляды о судьбе страны. Можно считать началом подобных обсуждений собрания и споры в салонах о творчестве Чаадаева[97].

«Философское письмо» в газете «Телескоп», в котором было сказано, что русская цивилизация не имеет глубоких корней в прошлом, гражданской уверенности в настоящем, смысла ее в будущем, где именно эта русская цивилизация даст ответ.

Николай I закрыл журнал «Телескоп», цензора отдали под суд, а Чаадаева обвинили сумасшедшим.

Раскол на западников[98] и славянофилов[99].

По убеждениям западников (Герцен и др.) путь развития России общечеловеческий, общеевропейский. Россия – европейская страна, она лишь отстала в силу некоторых обстоятельств. Задача – быстрыми темпами войти в круг этих стран.

Славянофилы (Хомяков, браться Аксаковы и др.) утверждали что Россия имеет собственный путь развития, что она самостоятельная цивилизация, отличная от Европы. Из-за Петра I мы потеряли самобытность, вынуждены повторять. Задача – вернуться к истокам и традициям. Навязывание западных традиций ведет к неустойчивости.

Западники идеализировали западную Европу, славянофилы русскую историю(?). И те и другие были против крепостного права, предлагали пути размышления.

Из этого выросли и русский натурализм, народничество, социализм.

Властителем дум для молодежи был Белинский, ставший сторонником революционных идей.

В понимании Белинского … требуется очень решительный радикальный путь преобразования. Это легло в основу целого движения народников.

Правительство возмутилось и арестовало часть народников. Позже движение распалось.

Революция во Франции в 1848 году еще больше усилила традиционные настроения Николая I и были приняты попытки еще больше ограничить остатки свобод в стране.

Проводимая Николаем I политика и стеснительные меры по отношению к просвещению, печати, борьба с малейшими признаками недовольства привели к тому, что все мыслящее общество перешло в оппозицию – открытую или скрытую по отношению к императору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: