Предпосылки и причины активизации общественных движений
Общественные движения во второй половине XIX века
В 30-40-е годы произошло идейное оформление национально консервативного движения, славянофильства, западничества и революционной демократии.
После европейских революций политика подавления инакомыслия Николая первого усилилась. Был запрещен выезд за рубеж, ввоз иностранной литературы. Начиная с реформ Александра II когда имел место переходный характер экономики, складывались новые социальные структуры, в обществе начались дискуссии о путях исторического развития. Реформы не меняли характер политической власти. Реформа сохраняла пережитки феодализма, что давало возможность предположить, что у России свой путь.
Форсированное развитие капитализма, которое стимулировалось государством и усиливающиеся негативные стороны, вызванные этим явлением в обществе – безработица, рост преступности, повышение эксплуатации рабочих, вызывало у некоторой части общества мысль об искусственности капитализма в России. Появились идеи, отрицающие возможность перехода к буржуазным отношениям, мысли о некапиталистическом пути России.
Обнищание крестьян воспринималось как народное бедствие. У части общества возникло желание спасти крестьян, и распространилась возможность для социалистических идей.
Главным участником общественных движений была интеллигенция.
Интеллигенция по причине своих профессиональных качеств была в конфронтации с авторитарным режимом. Часть интеллигенции считала, что народ своим трудом позволивший им воспользоваться плодами науки имеет право на лучшую жизнь и интеллигенция должна вернуть долг народу. Интеллигенция считала, что она способна указать путь народу. В ней сохранилась определенная жертвенность.
Широкие слои населения были способны лишь на стихийные выступления и не поднимались на уровень политической борьбы.
Экономическая борьба – забастовки, митинги с требованиями повышения зарплаты и т.д. – улучшение условий труда в рамках существующего строя.
Русский консерватизм – это общественно политическое движение, носителями которого была существующая власть, реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьян. Его представителями были известные политические делители: Победоносцев, Катков, Уваров, литераторы: Фет и др. Движение не было единым.
Принципы: самодержавие, православие и народность.
Задачи: незыблемость самодержавия.
Существующий институт власти предпочтительнее любой политической силы.
Идеи социального неравенства, национального величества. Подвергались критике реформы Александра II. Отрицалась необходимость культурной и идеологической европеизации России.
Перемены нужны, но они должны иметь ограниченный характер. Русский консерватизм организованно не оформился.
Либеральное движение, основные идеи которого были разработаны в трудах европейских просветителей, опиралось на обуржуазившихся помещиков, часть буржуазии и интеллигенцию.
Класс буржуазии не был однороден. В конкурентной борьбе представители крупной интеллигенции не участвовали и были близки к самодержавию.
А средняя и мелкая буржуазия понимала необходимость во влиянии на власть и была в оппозиции. Видными либералами были Чичерин. Тургенев, Лорис-Меликов, Милютин и др.
Идеи либерализма: потребности и права индивида, личности важнее коллективных прав и интересов. Позиции утверждения свободы защиты частной собственности, создание представительной власти.
Отличия Российского либерализма
Российские либералы считали самым лучшим строем не республику, а конституционную монархию. Россия должна развиваться под эгидой монарха эволюционным путем. Революции недопустимы. Русский либерализм до 1905 года не был организационно оформлен.
На западе либеральные течения были тесно связаны с буржуазией, а в России либерализм носил скорее нравственный, а не политический характер.
Выделяли одну политическую силу – царя.
Западнический либерализм: Чичерин, Милюков(?) неизбежность повторения Россией западного пути, мирного вхождения в Европу.
Национальный либерализм - Кавелин. Синтезировал идеи либерализма и славянофильства. Объединение общины, царской власти с гражданским обществом и другими ценностями либерализма.