Методы историко-психологического исследования

Исследовать историю психологической мысли невозможно путем проведения эмпирического исследования, получения информации от непосредственных участников исторического процесса. Невозможно и ограничится построением мыслительных моделей исторических ситуаций, не прибегая к источникам, несущих информацию о различных сторонах жизнедеятельности в разные хронологические периоды. В зависимости от различных задач исследования применяются и разные способы работы с информацией.

Как и любое другое исследование историко-психологическое исследование применяет различные способы получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии в единую общенаучную картину развития психологического познания.

В связи с этим В.А.Кольцова, как представитель крупной исследовательской школы истории психологии, выделяет следующие методы историко-психологического исследования.

Структурно-функциональный метод, предполагающий изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление его структурных элементов и иерархических уровней, их взаимосвязей. Обычно этот метод используется для рассмотрения отдельной проблемной области, ее развития. Например, Ф.Ариес исследовал проблему детства, ее трансформацию на различных исторических этапах. Исследование К.Левина способов мышления, задающих разные способы понимания мира и средств, используемых для его изучения.

Сравнительно-сопоставительный (синхронистический) метод направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Данный метод использовал Б.Г.Ананьев для изучения развития психологической мысли в России. (Б.Г. Ананьев "Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков" (1947)). Большинство отечественных учебников по истории психологии представляют собой анализ представлений в разных странах в определенный хронологический этап (А.Н.Ждан, Т.Д.Марцинковская).

Генетический метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования. Свое представление о логике развития предмета психологии предложил Петр Яковлевич Гальперин.

Метод анализа категориально-понятийного аппарата имеет в своей основе предположения, что история психологии есть история решения ключевых проблем, понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного ученого. Данный анализ был использован М.Г.Ярошевским и А.В.Петровским для построения теоретической психологии. Были выделены конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности: образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Трансформация их содержания в ходе исторического развития психологических знаний путем включения в них все новых данных позволяет рассматривать категории как стадии последовательно развертывающегося знания о психической реальности.

Отдельно выделяется метод исторической реконструкции, который представляет собой моделирования и на его основе воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Особую продуктивность данный метод имеет при исследовании психологических и социально-психологических феноменов, характеризующих внутренний мир типичного представителя конкретной исторической эпохи или общества, содержание менталитета и динамику настроений в социуме, смысложизненные ориентации и мировоззренческие установки людей того или иного хронологического периода. Данный метод очень активно используется в современной отрасли психологической науки – исторической психологии, направленной на изучение психологического склада человека той или иной эпохи.

В качестве одной из важных детерминант в понимании исторического процесса, как было выделено ранее, является личность и творческий путь ученого. Для воссоздания достоверной картины этапов жизненного пути, влияния определенных трудов, идей на становление ученого, его концепции, понимания фактов личной жизни, которые привели к определенному пониманию психических явлений используется биографический метод.

Как мы видим, история психологии имеет достаточно методов, с помощью которых происходит конструирование исторического процесса, динамики развития психологического знания. Проводимые историко-психологические исследования позволяют увидеть новые факты, объяснить с новых позиций появление тех или иных преставлений, а иногда и пересмотреть историю психологии с новых методологических позиций.

Разные способы понимания истории психологии задают и разные этапы ее развития, поэтому можно выделить различные периодизации истории психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow