Культура России конца XIX - начала XX века (до 1917 г.)

Культура страны рубежа столетий и первых десятилетий XX в., не­смотря па сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических бита, была отмечена необык­новенным духовным подъемом. Это период духовного ренессанса, рус­ского «серебряного века».

Быстрый рост российской экономики заставлял государство забо­титься о подготовке квалифицированных кадров. Однако, несмотря па определенные успехи в деле образования и увеличение числа учебных заведений, более половины населения страны (по некоторым данным -до 70%) оставалось неграмотным. В начале XX в. в стране появился только один университет - в Саратове.

В издании книг и газет Россия достигла большого прогресса. По количеству издаваемых книг в первом десятилетии XX в. Россия за­нимала третье место в мире, уступая лишь Германии и Японии. К 1917 г. в стране выпускалось более 1000 газет. Общедоступную литературу для народа издавали издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина.

В начале века на базе уже имевшихся достижений были достигну­ты новые успехи в науке. Продолжились научные изыскания II. Е. Жуковского (гидро- и аэродинамика), К. Э. Циолковского (за­ложил теоретические основы космических полетов). Работы II. Н. Лебедева сыграли большую роль в разработке теории относи­тельности, квантовой теории и астрофизики. Б. Б. Голицын стал ос­новоположником сейсмологии. Мировое значение имели труды В. И. Вернадского, ставшего основоположником биохимии, бногеохи-мии, радиологии. По его инициативе Академия паук в 1915 г. созда­ла «Комиссию по изучению естественных производительных сил Рос-сип» (КЕПС).

Не менее значимыми были признаны работы русского ученого-физиолога И. II. Павлова. В 1901 г. за исследования в области физи­ологии пищеварения П. И. Павлову первом)' из русских ученых была присуждена Нобелевская премия. В 1908 г. за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний этой награды был удосто­ен П. П. Мечников.

Благодаря фундаментальным теоретическим изысканиям большие успехи были достигнуты в технических науках. По проекту П. И. Си-корского в 19П г. В Петербурге были созданы первые отечественные


аэропланы «Илья Муромец» и «Русский Витязь», а также аэроплан

B. А. Слееарева «Святогор». Известными авиаторами стали

C. И. Уточкин, И. II. Нестеров («петля Нестерова»). Г. Е. Котслыш-
ков в 1911 I". создал первый в мире авиационный ранцевый парашют.
II. Д. Зелинский изобрел противогаз.

Значительных успехов в химии достиг русский ученый

B. П. Ипатьев, в металлургии - М. К. Курако.

Продолжались исследования Сибири. Дальнего Востока Централь­ной Азии, Арктики (П. К. Козлов, В. А. Обручев, Г. Я. Седов, Э. Толль).

Дальнейшее развитие получили общественные науки. Серьезные научные исследования в эти годы проводил экономист и историк М. И. Туган-Барановский, историки М. Н. Покровский, С. Ф. Плато­нов, П. И. Милюков, Н. II. Павло-Сильванский, великий князь Нико­лай Михайлович, А. Е. Пресняков, Е. В. Тарле, литературоведы

C. А. Венгеров, библиограф Н. А. Рубакин, экономисты А. А. Чупров, А. В. Чаянов.

Труды крупнейших русских философов Н.А.Бердяева С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, П. Б. Струве, С. Л. Франка, Л. И. Шестова стали широко известны во всем мире.

В эти годы свои лучшие художественные произведения создали М. Горький, А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин. Д. С. Мережковский.

Подъем в своем развитии переживала русская поэзия. Характер­ным явлением российской.литературы стала борьба различных худо­жественных направлений: символизма (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

A. А. Блок, А. Белый, Ф. К. Соллогуб, 3. И. Гиппиус, Д. С. Ме­
режковский); акмеизма (С. Н. Гумилев, С. М. Городецкий. А. А. Ах­
матова, О. Э. Мандельштам. М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин,
Г. В. Иванов); футуризма, который подразделялся на кубофугуризм
(Д. Бурлюк,
В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский.

B. В. Маяковский) п эгофутуризм (И. Северянин). В группе футу­
ристов «Центрифуга» свой творческий путь в поэзии начинали
Асеев и Пастернак.

В начале XX в. в русской поэзии сформировалась плеяда новокрестьянских поэтов (С. А. Есенин, П. А. Клюев. С. Клычков). Ярки­ми индивидуальностями в русской поэзии были М. А. Волошин и М. Цветаева.


Разнообразием различных направлений н течений отличалась жи­вопись того времени. Наряду с «Товариществом передвижных выста­вок» - одной из основных творческих организаций художников Рос-сип на протяжении многих лет - появились и другие творческие объединения, связанные с идейно-художественными исканиями в рус­ской живописи. К «Миру искусства» относились А. Н.Бенуа, К. Л. Сомов, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, 3. Е. Серебрякова, музыкальный критик В. Ф. Нувель, публицист Д. В. Философов, театральный и художественный деятель С. 11. Дягилев. Впоследствии к ним присоединились И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

В русле различных модернистских течений родились новые объеди­нения художников: «Союз русских художников» (1903 г.), «Голубая роза» (1907 ]'.), «Бубновый валет» (1911 г.), «Ослиный хвост» (1912 г.), «Мишень». Художники, входившие в эти объединения были очень раз­ными по своей художественной манере (Н. Ы. Кончаловскпн, Л. В. Летулов, И. И. Машков, П. 13. Кузнецов. М. С. Сарьян, В. Э. Борисов-Мусатов, Р. Р. Фальк, М. Ф. Ларионов, И. С. Гонча­ров), однако все они стремились к экспериментаторству в области цвета и формы, неся в своем искусстве черты символизма и футуризма.

Вне художественных объединений стояли многие другие художни­ки. В реалистической манере продолжал работать И. Е. Ренин. Фан­тастический, сказочный мир в своих картинах изображал М. А. Вру­бель, импрессионизм с особой силой зазвучал в творчестве К. Л. Коровина, религиозно-этические настроения были присущи работам М. В. Нестерова, крупнейшим портретистом рубежа столетий являлся В. А. Серов, экспрессионизм несло в себе творчество М. 3. Шагала, повышенный интерес к культуре Древней Руси был характерен для творчества В. М. Васнецова, И.К. Рериха, И. Я. Би-либина.

В 1910-х гг. возник русский авангард, сыгравший огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выраже­ние творческие искания многих талантливых художников (К. С. Ма­левич, 15. В. Кандинский, К. С. Петров-Водкин. Р. Р. Фальк. М. 3. Шагал, Филонов). К тому же времени относится за­рождение русского абстракционизма, лидерами и теоретиками кото­рого стали К. С. Малевич и В. В. Кандинский.

В архитектуре начала XX в. было заметно стремление зодчих к комплексной застройке городских территорий, использованию новых материалов, возведению многоэтажных зданий. Первые крупные про-


екты в эти годы осуществили II. А. Фомин - создатель стиля нео­классицизма в русской архитектуре (дом А. А. Подовцева и С. С. Абамелек-Лазарева в Петербурге), В. А. Щуко (дом па Камен-ноостровском проспекте в Петербурге), А. В. Щусев (Марфо-Мари-инская обитель, комплекс Казанского вокзала в Москве).

В архитектуре, как и в искусстве, присутствовало многостилье: эк­лектика, неорусский стиль, неоклассицизм. Одним из основных архитектурных стилей стад модерн. Он имел несколько раз­новидностей: ранний модерн (1895-1905 гг.) и поздний модерн (1900-1910-е гг.), который в свою очередь подразделялся на рационалистичес­кое и романтическое течения. Существовал и деревянный модерн. Ха­рактерными для этих стилей были здания, построенные Ф. Шсхтелем (торговый дом М. С. Кузнецова, здание гостиницы «Метрополь», ти­пография «Утро России», Ярославский вокзал в Москве), П. Сюзором (торговый дом компании «Зингер» в Петербурге), Г. Барановским (тор­говый дом «Братья Елисеевы» в Петербурге), С. Бржозовским (Витеб­ский вокзал в Петербурге), А. Белогрудом (жилой дом с башнями па площади Л. Толстого в Петербурге).

Дальнейшее развитие скульптуры было связано с именами А. С. Голубкиной (портрет К. Маркса, портрет А. М. Ремизова, порт­рет Г. А. Савинского, портрет Л.Н.Толстого), П.А.Трубецкого (па­мятник Александру III в Петербурге, бюсты Л.Н.Толстого, А. С. Пушкина). 13 те годы начался творческий путь скульптора С. Т. Коненкова («Камнебоец»).

Событием большого культурного значения стало открытие в Москве в 1898 г. Художественного общедоступного театра (здание театра было построено па средства российского мецената С. Т. Морозова по просчету архитектора Ф. О. Шехтеля в 1902 г.). Руководителями театра стали К. С. Станиславский и В. И.. Немирович-Данченко. В 1901 г. в Петер­бурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Известностью в стра­не пользовались драматические актрисы В. Ф. Комиссаржевская. М. Г. Савина, М. Ермолова, Г. М.Федорова.

Об успехах музыкального образования в стране свидетельствовало открытие консерватории в Саратове, Одессе1, Киеве. Новые черты русской музыки нашли наибольшее выражение в творчестве С. В. Рахма­нинова, А. Скрябина, А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова. С. И. Танеева. А. С. Арепского, М. М. Ипполитова-Ивапова. Продолжали писать му­зыку М. А. Балакирев, П. А. Кюи, И.А. Римский-Корсаков. Звездами первой величины стали оперные певцы Ф. И. Шаляпин, И. П. Соби­нов, А. В. Нежданова.


В начале XX в. Зародился отечественный кинематограф. Уже в 1907-1908 гг. начал производство отечественных фильмов первый русский кинопредприниматель А.А.Хаджонков. Он построил в москве кинофабрику, ряд кинематографов. Первыми игровыми фильмами стали «Степан Разин», «Пиковая дама», «Отец Сергий». Наиболее известным режиссером отечественных фильмов того времени был Я.А.Протазанов. Популярными киноактерами стали Иван Мозжухин и Вера Холодная.

Широкое международное, признание получили организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже. Жителям и гостям французской столицы па протяжении ряда лет представлялись лучшие про­изведения русской музыки, живописи, оперного и балетного искусства С успехом в Париже выступали Ф. И. Шаляпин, а также А Павлова' исполнявшая балетные партии хореографа М. М. Фокина. Большим успехом пользовались постановки балета И. Ф. Стравинского '

Поддержку российской культуре оказывали известные российские меценаты А.А.Бахрушин, С.И.Мамонтов, С.П.Дягилев, К.Т.Содатенков, С.Т.Морозов, Н.П.Рябушинский, М.К.Тенишева.


Культура России первого послереволюционного десятилетия

Революционный 1917 год оказал огромное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества, включая и культуру. В.нот псторпчес кий период у представителен российской интеллигенции сложились различные взгляды на процессы общественного развития. [5 период Гражданской войны произошел раскол интеллигенции на три основ­ные группы. Представители одной по/ьтержали новую власть, /[ругне стали активными контрреволюционерами. Третьи, и таких было боль­шинство, старались находиться в стороне от политических событий.

Отказ части интеллигенции от сотрудничества с советской властью привел к тяжелым последствиям в области культуры. К тому же была разрушена старая система финансирования российской культуры, лик­видировалось меценатство. Начавшаяся Гражданская война еще более негативно повлияла на развитие культуры. В результате наступившей в стране разрухи были практически прекращены научные исследова­ния, закрыты многие учебные заведения и учреждения культуры. В ходе боевых действий и народных бунтов было уничтожено и раз­граблено огромное количество культурных ценностей.

Новая власть решительно встала на путь борьбы за сохранение куль­турного наследия прошлого, хотя ни до, ни носче октября I917 г. \ большевиков не было четко разработанной программы культурной по­литики. Главной задачей повой власти стала демократизация культу­ры и ее идеологизация. При этом большевики пытались сохранить преемственность в проведении дореволюционной культурной полити­ки. При советской власти были введены новые правила орфографии русского языка, разработанные еще до революции Российской акаде­мией наук. Кроме того, в 1918 г. был введен новый календарь.

Руководство культурной жизнью страны было поручено созданно­му в ноябре 1917 г. Народному комиссариату просвещения (Парком просу) во главе с А. В. Луначарским. Он возглавлял его до 1929,. Местным Советам подчинялись все государственные и частые уч­реждения культуры.

За годы Гражданской войны были закрыты газеты и журналы, выступившие прошв советской в.части, проведена национализация зре­лищных предприятий, распущены общественные, профессиональные и творческие организации, не поддержавшие новую власть. Им па смену

Пришли общественные организации, находившиеся под идейным влия-


нием большевистской идеологии. С 1920 г. всеми сферами духовной культуры ведал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), ком­сомол и советские- профсоюзы.

Для воплощения в жизнь идеи пролетарской культуры был создан Пролеткульт (Союз пролетарских культурно-просветительских орга­низации), ставивший главной своей задачей создание повои пролетарс­кой культуры и подчинение искусства интересам пролетариата. 13 кон­це 1920 г. ЦК большевистской партии в своем постановлении подверг резкой критике деятельность Пролеткульта, полностью сменив его ру­ководство и подчинив его Наркомпросу.

После окончания Гражданской войны, в связи с временным ослаб­лением большевистской диктатуры is период папа, культурная жизнь страны значительно оживилась. Стали открываться частные издатель­ства. Возобновился выпуск газет и журналов некоммунистических, демократических направлений. Имеете с попытками установить диа­лог с интеллигенцией власть продолжила и репрессии. В 1921 г. по делу несушествовавшей Петроградской боевой организации было аре­стовано св. 200 человек, 61 человек из их числа были расстреляны. Среди них были известные ученые В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинс­кий, Д. Л. Шаховской, Лазаревский, С. А. Ухтомский, В. М. Козловский и известный русский поэт Н. С. Гумилев. Новым актом борьбы с интеллигенцией в 1922 г. стад суд над партией эсеров. В мае 1922 г. по постановлению ПТУ было выслано за пределы Совет-скоп Республики свыше 160 деятелей отечественной науки и культу­ры: экономист С. Проконович, историк Л. Кизеветтер, социолог П. Сорокин, философы И. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский, С. Бул­гаков и др.

Главной задачей в сфере образования стала перестройка его па но­вых идеологичсеких основах и ликвидация неграмотности. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная комис­сия по ликвидации неграмотности. Осенью 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность!». Председателем ею был М. ИI. Калинин, а членами общества стали Н. К. Крупская, М. Ульянов, А. И. Луначарский. После достижения экономической стабилизации в стране возросло количество школ, однако педагогические новации того времени — бригадно-лабораторный метод, комплектное обучение и некоторые другие - не были достаточно эффективны. Уровень зна­ний учащихся был ниже, чем в дореволюционной школе.

Перестройка высшей школы шла еще труднее, чем средней. Для замены профессорско-преподавательского состава, часть которого была 38


настроена антисоветски, требовалось время. Поэтом)' рабочей молоде­жи было дано право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании и вступительных экзаменов. С 1919 г. заработа­ли рабфаки (рабочие факультеты) при вузах, которые по рекоменда­ции советских и партийных органов стали готовить рабочую и сельс­кую молодежь к поступлению в высшие учебные заведения страны. С октября 1918 г. были отменены все научные степени и звания. Автономия высшей школы была ликвидирована.

Назначаемые Наркомпросом ректоры несли всю полноту ответствен­ности за деятельность вуза. Многие партийные работники были на­правлены в университеты для чтения лекций. Вместо историко-филологических и юридических дисциплин были введены исторический материализм, история ВКП(б), основы ленинизма, история пролетарс­кой революции. Качество подготовки специалистов резко упало, не­смотря па то, что по количеству студентов и числу вузов советская высшая школа обогнала дореволюционную.

Гражданская война подорвала научный потенциал страны, хотя семь научных учреждений и была сохранена. На протяжении 1918 г. многие российские ученые-естественники привлечены к работе народных комиссариатов. 500 наиболее крупных деятелей науки были освобожде­ны от трудовой повинности. С 1921 по 1931 гг. при Совнаркоме работала Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦМКУБУ).

Уже в 1922 г. чисто научных учреждений выросло втрое. К 1927 г. стал заметен рост численности научных работников. Он более чем в два раза превышал дореволюционный уровень. С 192л г. в вузах была введена аспирантура.

Академией наук были проведены большие экспедиционные иссле­дования Курской магнитной аномалии, залежей апатитов па Кольском полуострове, богатств Кара-Бога-Гола - залива Каспийскою моря.

В 20-е гг. мировое значение приобрети открытия советских уче­ных в области естественных паук. Продолжали работать научные школы И.П.Павлова. В.П.Вернадского, А. Крылова. Жуковского, А. Карпинского.

В. П. Вернадский сделал ряд открытий в геохимии и учение о биосфере. Существенный вклад в развитие генетики внести труды Вавилова, Кольцова. Ученые Ле­нинграда С. И. Лебедев, Бызов создали синтетический каучук. Значительный вклад в развитие теоретической космонавтики внести труды К. Циолковского и Ф. А. Цандера, психологии Л. С. Выгодского, педагогики ~ Блонского и С. Г. Шацкого.


У же с начала 20-х гг.советские ученые начинают устанавливать первые контакты с зарубежными коллегами, проводят совместные на­учные исследования.

Бурные процессы протекали в художественной жизни страны. Продолжалось творчество писателей, художников, начав­ших свою деятельность еще до революции: М. Горького, Д. Бедного. А. А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Я. Б рюсова, В. В. Мая­ковского, А. С. Серафимовича, К. С. Станиславского. Н.Мейерхольда, А. Я. Таирова, Б. М. Кустодиева. К. С. Петрова-Водкина, С. Г. Коненкова, К. Ф. Юона.

В литературу пришла талантливая молодежь. Только в нормой по­ловине 20-х гг. в печати впервые выступило более 150 писателей. Среди них были Н. С. Тихонов, Н. II. Асеев, А. А. Жаров, В. А. Каве­рин, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев. Литература пред­ставляла собой пеструю панораму из различных художественных на­правлений. Продолжали творить футуристы Н. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых. Крупнейшим их представителем был В. Маяковский, отошедший затем от этого направления. Действовали и другие лите­ратурно-художественные объединения, созданные в первой половине 20-х ]].: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) при участии А. Серафимовича, А. Фадеева, Левый фронт (ЛЕФ), во главе которого стояли В. Маяковский, Н. Асеев и др., «Серапионовы бра­тья», где активно действовали М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, «Пе­ревал» при участил Э. Багрицкого, А. Малышкина. Существовали и другие, вскоре исчезнувшие с литературного горизонта десятки литературно-художественных объединений.

Большой общественный резонанс вызвали произведения авторов, работавших вне существовавших организаций: А. Толстого, М. Бул­гакова, И. Бабеля, Б. Пастернака.

20-е гг. стали временем становления советского театрального ис­кусства. Был создан Большой драматический театр в Петрограде. Его первым художественным руководителем стал А. А. Блок. В Москве начали свою деятельность театр Вс. Мейерхольда, театр Евг. Вах­тангова, театр Моссовета, первый профессиональный театр для детей под руководством Н.И.Сац. Наряду с классическими спектаклями в середине 20-х гг. в театрах стали идти первые советские пьесы: «Шторм» И. Биля-Белоцерковского, «.Любовь Яровая» К. Тренева. «Разлом» Б. Лавренева и др.

В начале 20-х гг. эстетическим спорам в стране был дан полный простор, и вмешательство партийных органов в дела литературы


ограничилось лишь политической цензурой. Ее задачей было недопуще­ние выхода в свет произведений антисоветского характера. В 1922 г. был создан Главлит.

В живописи, как и в первые десятилетия XX в., продолжилось со­перничество реалистическою и модернистского направлений. Одно из ведущих мест в изобразительном искусстве страны занимали Ассоци­ация художников революционной России (АХРР), созданная в основ­ном бывшими участниками Товарищества передвижных художествен­ных выставок (С. Малютин. Г. Ряжский, Е. Чепцов, М. Греков и др.), Общество художников-станковистов (ОСТ) (А. Дейиека, К. Пиме­нов и др.), <<А искусства» (К. Петров-Водкин, П. Куз­нецов, М. Сарьян, В. Фаворский и др.), Общество московских худож­ников (ОМХ) (Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов. А. Куприн, Д. Фальк и др.). Наиболее активные художники ОМХа прежде были членами объединения «Бубновый валет».

В те годы жилищное строительство почти по велось. Увеличение численности городского населения за счет крестьян привело к жилищ­ному кризису, что способствовало утверждению таких уродливых черт сойотского быта, как жизнь в коммунальных квартирах, бараках и об­щежитиях. Самым значительным сооружением 20-х it. стал мавзолей В. И. Ленина (архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх) и памятник «Борцам революции» па Марсовом поле в Петрограде (архитектор Л. Руднев, автор надписей А. Луначарский). Наряду с этим по всей стране были сняты с постаментов и уничтожены многочисленные па­мятники представителям дома Романовых и другим известным поли­тическим и военным деятелям царской России. Лишь со второй поло­вины 20-х гг. началось жилищное строительство в рабочих кварталах и постройка общественных зданий.

Большое внимание лидеры большевиков уделяли кинематографу, признанному нести в массы революционные идеи. В годы гражданс­кой войны основу кинематографии определяли агитфильмы. С име­нем Д. Вертова связано развитие документального советского кино. Фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» ста­ли известны во всем мире.

Особую главу в нашей истории представляет культура русского зарубежья. Около 2 млн. россиян оказались поеме революции и граж­данской войны за рубежом. Судьба разбросала их по всему миру. Мно­гие1 из них обосновались в Париже1, Праге, Белграде. Софии, Харбине. Кое-кто остался жить в бывших российских провинциях, ставших пос­ле революции самостоятельными государствами: в Финляндии.


Литве, Латвии, Польше. Везде, где проживали российские эмигранты, они издавали газеты, журналы, основывали русские школы, а иногда учебные заведения и научные учреждения. К концу 20-х гг. русская зарубежная Православная Церковь объявила себя независимой от Московской патриархии.

Париж стал главным политическим центром русской диаспоры. В нем начали свою деятельность ведущие политические организации эмиграции. Прага, благодаря воле чехословацкого правительства, стала главным университетским городом русского зарубежья, а Берлин, где проживали многие известные писатели и поэты-эмигранты, ста.1! лите­ратурной столицей русской эмиграции. Только в содружестве писате­лей и поэтов «Веретено» работало около 120 человек.

В эмиграции много занимались творческой и научной деятельнос­тью философы Н. А. Бердяев, Ильин, П. Б. Струве, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Л. И. Шестов и др., историки Г. В. Вернадский, С. П. Мелыупов, А. А. Кизеветтер, Г. П. Федо­тов, Б. И. Никольский и др. Большое влияние па историческую науку оказали /руды известных в прошлом российских политических деяте­лей: А. Ф. Керенского, В. М. Чернова, И. Г. Церетели, П. Н. Ми­люкова, А. И. Деникина и др.

Значительны/! вклад в мировую науку внесли экономисты Г. Д. Брункус, М. В. Бернацкпй, С. Н. Прокопович, физик Г. А. Га-мов, химик В. Н. Ипатьев, одни из создателе/! телевидения В. К. Зво­рыкин, авиаконструктор И. И. Сикорекий и др.

За рубежом много писали известные литераторы И. Бунин, А. Куп­рин, Ф. Степуп, М. Осоргин, А. Ремизов, К. Бальмонт, М. Алданов, Д. Мережковский, Г. Иванов, М. Цветаева, 13. Ходасевич, А. Толстой, А. Белый, И. Эренбург, 13. Шкловский и многие др. Многие из них возвратились па родину: А. Толстой, И. Эренбург, М. Цветаева, А. Куп­рин и др. В 1928 г. вернулся в СССР и М. Горький, уехавший па лечение за границу еще в 1921 г.

Русские эмигранты - художники и музыканты - влились в куль­турную жизнь тех стран, которые избрали местом своего проживания. Во Франции творили художники М. Ларионов, И. Гончарова, ком­позиторы С. Рахманинов, И. Стравинский, певцы Ф. Шаляпин, А. Вер­тинский, бывший акте)! МХАТа М. Чехов.


Культура СССР в конце 20-х - 30-х гг.

Это был период, когда руководство страны стремилось активно исполь­зовать культуру в качестве инструмента всеобщей идеологизации на­селения Советского государства.

На пост главы Наркомпроса вместо А. 15. Луначарского был назна­чен А. С. Бубнов (в 1937 г. он был репрессирован). С его приходом усилилась реорганизация органов управления культурой по отраслям. Были созданы Союзкппо (1930 г.), Всесоюзный комитет по радиофика­ции и радиовещанию (1933 г.). Комитет по высшей технической школе (1932 г.), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936 г.).

Продолжилась ликвидация остатков свободомыслия в стране, но­сителем которого оставалась старая русская интеллигенция. Именно по ней в эти годы был нанесен основной удар. В 1928 г. прошел от­крытый процесс по «Шахтинскому делу». Были репрессированы де­сятки научно-технических работников Донбасса. По делу мифичес­кого «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» были арестованы в 1929—1930 гг. более ста человек, в основном исто­рики, вместе с академиками Е. В. Тарде и С. Ф. Платоновым. В результате сфабрикованного процесса над «Трудовой крестьянской партией» в 1930 г. были репрессированы и погибли выдающиеся русские ученые, экономисты-эмиграции А. В. Чаянов, II. Д. Конд­ратьев и др. По делу «Промпартии» к ответственности были привле­чены представители научно-технической интеллигенции во главе с Л. К. Рамзппым. В связи с раскрытием «вредительской деятельнос­ти» так называемого «Союзного бюро ЦК РСДРП меньшевиков» пыли репрессированы ведущие работники экономических учреждений стра ны. В 1930 г. были арестованы многие видные военные деятели ста рой русской армии, находившиеся на службе в РККА. Арестованных специалистов было так много, что за колючей проволокой были созданы специальные научные институты. Через них в разное время про­шли авиаконструкторы А. Туполев. В. М. Петляков, будущий главный конструктор космических кораблей С. П. Королев, известный физик Л. Д. Ландау и др.

После убийства 1 декабря 1931 г. С. М. Кирова волна репрессий прошла среди научных работников Ленинграда. В конце 1930-х гг. были арестованы и погибли крупные российские ученые: историк И. М.Лукин, микробиолог Г. А. Надсон, востоковед А. Самоплович, биолог и генетик П. И. Вавилов и многие др.



В 1929 г. церковь была обвинена в по.чдержке кулачества п в органи­зации саботажа хлебозаготовок. На новом этапе борьбы с церковью было закрыто значтелыюе число монастырей, церквей н приходов. В борьбу с церковной идеологией вступил «Союз воинствующих безбожников» под руководством Нм. Ярославского. Были открыты антирелигиозные музеи в Казанском и Иеаакнсвском соборах в Ленинграде и в Страст­ном монастыре в Москве. Церкви и монастыри безжалостно сносились во многих городах п селах или передавались под клубы, склады, гара­жи п т. д. Во время реконструкции Москва потеряла около трети памятников зодчества, среди которых были знаменитые церковь ("паса на Бору 1330 т., Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, Сухарева башня, Красные ворота, храм Христа Спасителя и т.д.

В 30-е гг. ii СССР почти полностью было покончено с неграмотно­стью. В конце 30-х гг. было осуществлено всеобщее4 обязательное на­чальное образование, в городах завершен переход к семилетнему обра­зованию. Были введены единообразные формы и методы учебно-воспитательного процесса, единый режим обучения, советская школа приобрела тот вид, который она сохраняла долгие годы. Были созданы новые учебники, в 1934 г. восстановлено преподавание исто­рии п географии.

На рубеже 20-30-х гг. коренным образом была пересмотрена дея­тельность Академии наук СССР. Она перешла на плановую систему работы. Было создано множество научных учреждений на периферии.

Гуманитарные пауки стали полностью идеологизированными. Уче­ные были вынуждены писать только 'то, что соответствовало марксис­тско-ленинской идеологии и установкам партии. Развитие обществен­ных паук определялось личными указаниями И. В. Сталина. Созданный в 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) и при личном учас­тии И. В. Сталина «Краткий курс истории ВК11(б)>> на долгие годы стал настольной книгой обществоведов всей страны, отбросив тем са­мым историческую науку далеко назад. Под запретом оказались соци­ология, социальная психология, педология — паука о ребенке.

Разгрому п физическому истреблению подверглась отечественная шкода генетики после того, как под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской биологии группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко и И. 11. Презентом объявила генетику «буржуазной наукой».

Точные и естественные науки в меньшей степени пострадали от политизации и некомпетентного вмешательства. Яркой страницей в истории советской науки стало освоение Арктики. Подвиг;жспеди-


во главе с О. К). Шмидтом на транспортном корабле "Челюскин» осенью 1933 г.. дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане чечырех ученых во главе с 11. Д. Папапипым были евпдечельпвамп научных достижений и личного мужества представителей нарождавшейся ин­теллигенции Со век'ко 1 о государства.

В 30-е it. начались работы по созданию ртам поп ионики. Псполь-зуя разработанную К. Э. Циолковским теорию космических полетов, груп­па ученых (Ф. А. Цапдлер, А. Г. Костиков - создатель знаменитой в годы Великой Отечественной войны <• Катюши•> - первого в мире ре­активного оружия) организовала научный коллектив по исследованию реактивного движения (Г11РД). Им были сконструированы первые советские ракеты.

Под руководством академика А. II. База развивалась биохимия. Весомые открытия в астрономии сделал В. Л. Лмбарцумян. Значитель­ные успехи были достигнуты советскими физиками (Л. Ф. Иоффе, Д. С. Рождественский, /1. В. Скобелышн, С. 11. Вавилов. II. К. Тамм. П. Л. Капица и др.); математиками (Н. И..Лузин, 11. М. Виноградов. Л.П.Колмогоров, С.Л.Соболев. С. П. Берпштейн и др.); биологами

(И. В. Мичурин, И. II. Вавилов, Д. II. lips......... шпиков), историками

(М. Н. Покровский, М. В. Печкииа, Б. Д. Греков, М. II. Тихомиров. И. М. Дружинин, Е. В. Тардс, С. В. Бахрушин и др.).

В :т\ годы огромный размах прибрели геологические п географи­ческие исследования. Были обнаружены богатые запасы нефти. От­крыты и исследованы угольные п рудные месторождения Сибири, Урала. Подмосковья, Средней Азии, Казахстана.

Художественная жизнь советского общества была отражением про исходивших г, стране1 политических процессов. Дтсратура и искусст­во вынуждены были служить задачам социалистического строитель­ства. Началась работа по ликвидации многочисленных.'in гера гурно-художесгвеппых объединений, запятых вместо творчества литера гурпо-художее гвеппой борьбой. Вместо них падпеоздаиа i ься творческие союзы, подчиненные большевистскому влиянию. Первым из них стал Союз советских писателей, образованный в 1931 г. после I съезда советских писателей. Правление Союза воз1лавил М Горь­кий. Новым художсч'1 венным методом советской лпгера1\ры cia.'i со циалпетичеекпй реализм.

Наиболее зпачшельнымп произведениями, созданными сове|скп-ми писателями в 30-е N.. стали романы М. Горького «Жизнь Клима Самгина». М. Шолохова «Тихий Дон», II. Островскою «Как закаля­лась сталь». Большой популярностью пользовались киши II..')реп-


— X j.,.'"_._='



^ — v5


 
 



_g_ <i о '£ о =


~ -Г _Г X






^j^;q





E й | £-Ш t 1

■^ ГГ" -^ ^s _l_ —_




V


С5Е

v § 3




j' = oo




^ О Q ^ Q_

>»^2 ^ Й 5 ^2




Культурная жизнь в 1940-е - 1953 гг.

---------------------------------- -О------------------------

Война нанесла непоправимый ущерб культуре страны. Погибли мно­гие сокровища, хранившиеся в различных музеях европейской части страны. Выли разрушены многочисленные памятники архитектуры, мнение произведения искусства оказались в Германии. Невосполнимы­ми были людские потери. Среди миллионов советских граждан, по­гибших на фронте и в тылу, были известные деятели российской на­уки и культуры.

В годы Великой Отечественной воины советским людям на фронте и в тылу придавали силы поэзия А. А. Ахматовой, О. И. Берггольц, К. И. Симонова, А. Т. Твардовского, И. П. Уткина, М. В. Исаков­ского, публицистика И. Г. Эренбурга, музыка Д. Д. Шостаковича, карикатуры художников Кукрыниксов. Сотни театральных и концер­тных бригад выступали на фронте перед красноармейцами, перед тру­жениками тыла, в том числе и в блокадном Ленинграде.

В то же время война сформировала поколение люден, не знавших страха массовых репрессий второй половины 30-х гг. В обществе вита­ли надежды на ослабление административно-командных методов ру­ководства страной и культурой, однако этим надеждам не суждено было сбыться. В послевоенное время все средства массовой информации были направлены на пропаганду советских достижений в области культуры п пауки. Раскол мира на два враждебных лагеря в эпоху «холодной войны» привел к усилению идеологической кампании борьбы с низко­поклонством перед Западом, началось широкое наступление против любого проявления интеллектуального творчества, связанного с загра­ничным влиянием. Эту кампанию возглавил секретарь ЦК ВКП(б)

A. А. Жданов.

Главным достижением в на|х>дпом образовании стало введение в 1949— 1950 гг. обязательного семилетнего обучения. Быстрыми темпами были восстановлены разрушенные в войну школы и построены новые. Острая нехватка педагогов вскоре была восполнена благодаря открытию новых педагогических училищ и вузов. Были созданы вечерние школы, быстро развивалась система вечернего и заочного образования. Положение в области преподавания общественных паук не улучшилось. Там, по-пре­жнему, господствовали догматизм и начетничество.

Эталоном научности оставались труды П. В. Сталина. Ряд работ

B. И. Ленина, неудобных сталинскому режиму, не вошли в очередное,
4-е издание его сочинений.


В 1947-19.)! гг. по инициативе сталинского руководства в печати, среди ученых и широкой общественности были проведены громкие дискуссии по философии, политэкономии, языкознанию, истории. Шель­мованию подверглись многие талантливые ученые. В гумашпарных науках утвердились незыблемые идеологические стереотипы. 15 дис­куссии по философии, когда обсуждалась книга Г. Ф. Александрова «История западноевропейской фп.тософи и», принял участие1

A. А. Жданов. В шельмовании политэкономии и языкознания (тео­
рия И. Марра) участвовал лично II. В. Ста.тип, опубликовавший в
начале* л()-х гг. статью и брошюру по этим проблемам.

В научной среде господствовали догматизм, цитатничество, отрыв теории от' практики. От проработанных кампаний не был застрахован никто. Лишь ученые, работавшие1 в отраслях науки, имевших оборонное значение, могли чувствовать себя относительно спокойно.

Значительные успехи были достигтты в области использовании атомной энергии. Под руководством академика 11. Курчатова в СССР в 1946 г. была осуществлена управляемая ядерная реакции, а is 191!) г. была испытана атомная бомба.

С именами академиков С. Вавилова, П. 'Гамма, П. Франка и

B. Черепкова были связаны открытия в изучении люмшнч'ценцпн.
Благодаря научной деятельности академика А. Пое]>е|)е были достиг­
нуты значительные успехи в изучении полупроводников, па мировой
уровень вышло советской ракетостроение, |де гениальные открытия сде­
лал С. Королев.

Начавшиеся накануне Великой Отечественной войны iipec.Tcvi.ona-пня гепеч'иков и биологов были возобновлены в 1917—191N гг. под руководством Т. Лысенко. Августовская сессия ВАС XII! I.I I!)1<S i. объявила К'пстпку лженаукой. Около трех тысяч ученых (сред них академики А. Эжебрак. II. Жуковский,.1. Орбслп. А. Сперанский) были отстранены от работы. Большой урон был нанесен развшпю фпзпо.топш, психологии, квантовой физики, теорем пчеекоп медицин!1, теории вероятностей, с латист ического анализа в социологии, волновой механике1, кибернетике, психоанализу. Советские е|)изнк'и II. Капица. А. Иоффе были отстранены от руководсл'ва возглавляемых ими ни-стп ту тов.

С оветекпе лшерагура и искусство, по-прежнему, рассматривались партией как средел'ва воспитания масс. Уже в ходе1 Великой Oic4i ственпон войны сопш книг не публиковались из-за ужесточения цен­зуры. В августе1 1916 г. появились разфомные постановления о журпа.тах «Звезда» и «Ленинград». В результате редакция журнала

*4 49


«Ленинград» была закрыта. Позже появились постановления ЦК «О ре­пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О ки­нофильме «Большая жизнь».

Были исключены из Союза советских писателей поэтесса А. Ахма­това и сатирик М. Зощенко. Первый секретарь правления Союза пи­сателей А. Фадеев получил задание навести во вверенной ему органи­зации порядок. Подверглись осуждению фильмы «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозный» Л. Лукова, В. Пудовкина и С. Эйзенштейна.

В феврале 1948 г. было опубликовано постановление ЦК «Об опе­ре «Великая дружба» В. Мурадели». Были остро раскритикованы «формалисты» в музыке Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачату­рян, В. Шебалин. Исполнение их произведений было запрещено.

Партийный контроль над культурой и искусством привел к кризи­су в театральной деле. Из репертуаров театров исчезли пьесы зару­бежных авторов. Одни и те же пьесы советских драматургов шли по всей стране. Закрытие старых и открытие новых театров по решению партийных органов было нормой. В 1949 г. были сняты с должности главный режиссер Камерного театра А. Таиров, художественный ру­ководитель Ленинградского театра комедии Н. Акимов. Пользовав­шийся особой любовью И. В. Сталина, эталоном театрального искус­ства, по-прежнему, оставался МХАТ. Со дня своего основания (1947 г.) в борьбу с формализмом включилась Академия художеств СССР. На­чалась травля и исключение из художественной жизни таких масте­ров кисти, как А. Осмеркпп, Р. Фальк, С. Герасимов, А. Шевченко, П. Корин, М. Сарьян.

Образование Израиля и его нежелание следовать в фарватере со­ветской внешней политики на Ближнем Востоке придали борьбе с «космополитизмом п низкопоклонством перед Западом» шовинисти­ческий и антисемитский характер. Начавшаяся кампания против «без­родных космополитов» привела к роспуску Еврейского антифашистс­кого комитета. Были репрессированы и погибли его лидеры С. М. Михоэлс, народный артист' СССР, художественный руководи­тель Московского государственного еврейского театра, писатель П. Д. Маркин и др.

Кризисное состояние художественной культуры привело к созда­нию ряда лакировочных, бесконфликтных произведений. В литературе это были романы С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», Е. Маль­цева «От всего сердца» и др. Фальсифицировали историю и приукра-


шивали реальную жизнь того времени фильмы П. Пырьева «Кубанские казаки». М. Чиаурели «Падение Берлина». Главными па художе­ственных выставках стали помпезные картины В. Серова «Ленин про­возглашает Советскую власть», И. Тоидзе «Выступление И. В. Сталина на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции», Д.Налбандяна «В Крем­левском дворце 24 мая 1945 года».

Однако официоз не мог закрыть дорогу подлинному искусству. Тем более что гонения на творческую интеллигенцию не сопровожда­лись в послевоенное время арестами и расстрелами критикуемых в многочисленных партийных постановлениях деятелей культуры, пауки и искусства. Продолжали творить выдающиеся композиторы Д. Шо­стакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян. Появились новые литератур­ные произведения: повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», романы А. Фадеева, «Молодая гвардия», Л. Леонова «Русский лес», К. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», В. Пановой «Времена года», Н. Каверина «Открытая книга».

Зрителям полюбились фильмы Б. Барнета «Подвиг разведчика», М. Донского «Сельская учительница», С. Герасимова «Молодая гвар­дия». Огромным успехом у зрителей пользовались поставленные М. -Лобановым в Московском театре им. Ермоловой пьесы Л. Малюгина «Старые друзья» и В. Пановой «Спутники». Продолжали свое творче­ство художники С. Герасимов, М. Сарьян, П. Корин, А. Пластов и др.


Культурная жизнь страны 1953 -первой половины 1960-х гг.

.') марта 19,).'! г. умер П. В. Спиши. На фоне этого события для мно­гих современников прошла незамеченной кончина видного советского композитора, пианиста и дирижера, народного артиста РСФСР С. С. Прокофьева, ушедшего и.ч жизни в тот же день.

Начавшийся после смерти И. В. Сталина процесс десталиниза­ции затронул и сферу культуры. Образным определением веяний нового времени стала повесть И. Эренбурга «Оттепель». На ее основе была написана пьеса, которая с успехом шла в театрах страны. Назва­ние этого литературного произведения неожиданно для всех вошло в историю. Именно «оттепелью» стали именовать тот небольшой проме­жуток времени, который был во внутриполитической жизни СССР периодом робких надежд на демократизацию общества во всех сферах его жизни. Но период этот был недолгим. К середине 60-х гг. он завер­шился, сменившие!) длительным периодом «застоя». Однако за время «оттепели» был сделан решающий шаг в преодолении сталинизма. Началось восстановление культурной преемственности с прошлыми достижениями пашей родина, возвращалось культурное наследие эмиг­рации, возобновился международный культурный обмен. Несмотря на неоднократные попытки изменить систему управления культурой со стороны партии, демократизация системы управления культурой носи­ла формальный характер. Концепция культурной политики не изме­нилась. Она, по-прежнему, служила делу строительства коммунизма.

15 обществе и культуре шло оздоровление нравственного климата. Многие деятели науки, литературы и искусства, ставшие жертвами репрессий, были реабилитированы (Н. Вавилов, II. Кольцов, В. Мей­ерхольд. В. Пильняк. О. Мандельштам, II. Бабель и др.). В 1954 г. на очередном съезде Союза писателей было реабилитировано творче­ство М. Булгакова и IO. Тынянова. В 1958 г. были изданы сборни­ки произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Па экраны кинотеат­ров вышел запрещенный прежде фильм Л..Пукова «Большая жизнь». Было принято постановление КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего серд­ца». Публиковались произведения известных писателей и поэтов, а также выставлялись картины художников, творивших в первые три десятилетия XX в.


Расширились культурные связи с зарубежными странами. С 19л1 г. стал регулярно проводиться московский кинофестиваль. С 1958 г. боль­шой авторитет в музыкальном мире приобрел Международный кон­курс исполнителен им. II. П. Чайковского. Вновь заработали экспо­зиции Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, стали проводиться выставки зарубежных собраний. Новым стимулом для укрепления культурных контактов с зарубежными странами стал Международный фестиваль молодежи и студентов, проведенный в Москве в 1957 г.

В 1958 г. было введено обязательное неполное среднее (восьмилет­нее) образование. Увеличился срок обучения в полной средней школе с 10 до 11.пет. Была предпринята попытка укрепить связь школы с жизнью: старшеклассники должны были проходить производствен­ное обучение на фабриках, заводах и сельскохозяйственных предприя­тиях, получая носче окончания школы наряду с аттестатом зрелости свидетельство о приобретенной специальности. Поступление в вуз было возможно только при наличии двухлетнего производственного стажа, что вызвало широкое общественное противодействие. С 19(1-1 г. школа вновь стала десятилеткой, обязательное производственное обучение от­менили. Было перестроено профессионально-техническое образование. Вместо школ ФЗО, ремесленных, строительных и других училищ была создана единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).

В то время СССР вступил в эпоху научно-технической революции. Произошла реорганизация деятельности Академии наук. В ее веде­нии остались фундаментальные исследования, а прикладная тематика стала прерогативой многочисленных специализированных институтов. В конце 50-х it. в городе Новосибирске началось создание Сибирско­го отделения АН СССР. В его состав вошли Дальневосточный, запад­но-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР. В Подмос­ковье, в городе Дубне4, был создан крупнейший в мире объединенный Институт ядерных исследований.

Повысилась роль университетской пауки. Всемирную известность получили работы по изучению космических лучей ученых МГУ под руководством Скобельцына и С. Верпова, химиков Казанского университета во главе с А. и Б. Арбузовыми.

1957 г. стал временем создания и запуска советскими учеными во главе с В. Векслером, Д. Ефремовым. Н. Камаром самого мощного ускорич'еля элементарных частиц - синхрофазотрона. Большой вклад в развитие физики высоких энергий снесли Д. Блохинцев. В. Джеле-пов, М. Мещеряков, Б. Понтекорво.


Ученые СССР стали первооткрывателями в мирном использова­нии атомной энергии. С 1954 г. в нашей стране заработала первая в мире атомная электростанция. В 19.57 г. вышел в плавание атомный ледокол «Ленин». Мировое значение и признание получили труды отечественных ученых в области квантовой электроники (Н. Басов, А. Прохоров), математики (В. Кутебакин, П. Боголюбов. 11. Кры­лов), химии (П. Семенов), авиастроения (Л. Туполев, С. Ильюшин, О. Антонов).

4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запушен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. К). Гагарин совер­шил первый в истории полет в космос. Эти работы были осуществле­ны под руководством С. П. Королева.

Получили импульс для своего развития общественные пауки. Ста­ли выходить новые журналы: «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Вопросы языкознания» и др. Исследователям был облегчен допуск к некоторым архивам. Однако административная система руководства наукой осталась неизменной. В духе недавнего прошлого была инспирирована проработанная кампа­ния против журнала «Вопросы истории», опубликовавшего ряд статей, показывавших историческую правду о недавнем прошлом. Деятель­ность журнала была осуждена постановлением ЦК КПСС, а Э. Бурд-жалов за статью «О тактике большевиков в марте-апреле 1917 г.» был снят с должности заместителя главного редактора журнала.

Литература и искусство развивались в период «оттепели» сложно. С одной стороны, были напечатаны произведения острой обществен­ной направленности (роман В. Дудннцева «Не хлебом единым», рас­сказы Д. Гранина «Собственное мнение» н А. Яшина «Рычаги»), с другой стороны - манифестом консервативного лагеря стал антиин-теллигентский роман В. Кочетова «Братья Ершовы». Демократичес­кие веяния в литературе успению пропагандировали журналы «Но­вый мир», «Юность», «Молодая гвардия», «Haш современник». Их явным лидером был «Новый мир», редактируемый А. Твардовским. Многие современники считали, что ему противостоит консервативный журнал «Октябрь», главным редактором которого был В. Кочетов. Одной из лучших книг о тяжелом повседневном груда солдата па войне стал роман-трилогия К. Симонова «Живые и мертвые».

Характерной чертой времени явился невиданный прежде в СССР интерес к поэзии. Полные залы собирали вечера поэзии в Политехни­ческом музее, во дворце спорта в.Лужниках, на других стадионах. До 20 тыс. человек приходили слушать стихи молодых поэтов Е. Евтушен-


ко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулипу, Р. Рождественского. Читатели заново открывали для себя не печатавшихся в 30-40 гг. С. Есенина, М. Цветаеву, А. Ахматову. До невиданных высот возросла популяр­ность авторской песни. Песни Б. Окуджавы, А Галича, В. Высоцкого стали известны в каждом советском доме. Подучил распространение так называемый «самиздат» - публицистика, произведения художе­ственной литературы, не получившие официального одобрения властей, издававшиеся не в государственных издательствах, а машинописным или рукописным способом самими авторами и почитателями их произведений. Их тиражи измерялись нередко десятками, сотнями, а то и тысячами экземпляров.

Многие произведения так и не дошли до читателя. За публика­цию за границей романа «Доктор Живаго» (1958 г.) Б. Пастернак был исключен из Союза писателей (восстановлен в 1987 г. посмерт­но). Под угрозой высылки из страны его вынудили отказаться от Нобелевской премии. Роман был напечатан в СССР только в 1988 г. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», написанный в 1960 г., был изъят у писателя представителями органов безопасности и увидел свет спустя почти 30 лет.

Усилился административный нажим на церковь. Под разными пред­логами закрывались церковные храмы и монастыри.

Новый импульс развития получила кинематография. В ряде филь­мов, ставших очень популярными в народе, главной темой было изоб­ражение простого человека (роли Н. Рыбникова в фильмах «Весна на Заречной улице» — режиссера М. Хуциева, «Высота» - режиссера А. Зархи, а также А. Баталова в фильмах «Большая семья», «Дели Румянцева», «Дорогой мой человек» - режиссера И. Хейфица). Правду о Великой Отечественной войне рассказывали фильмы «Летят журав­ли» (режиссер М. Калатозов), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук) и др.

Интересные творческие1 изменения произошли в театральной жпз-ни. В Москве возник и вскоре стал очень популярным новый театр «Современник». 15 нем играли талантливые актеры О. Ефремов. О. la-баков, М. Казаков п др. В Ленинграде популярностью пользовался театр имени М. Горького под руководством режиссера Г. Толстоногова. Сейчас этот театр носит его имя.

Появилось и телевидение, однако телевизоры были еще большой редкостью, и телевидение не могло по-настоящему соперничать с кино, и с театром.



С конца 50-х гг. «оттепель» из духовной жизни пошла па убыль. Одной из форм партийного контроля на всеми проявлениями культуры стали встречи руководителей партии и правительства с предста­вителями творческой интеллигенции. Они проходили па протяжении 1957-1962 гг. на них постоянно выступал Н. С Хрущев, проявляю­щий большой интерес к культуре, но слабо разбирающийся в художе­ственном творчестве.

При поддержке Н. С. Хрущева консервативное руководство Ака­демии художеств, не жалая терять монопольного положения в советс­ком изобразительном искусстве, добилось официального осуждения левых течений. «Формализм» и «абстракционизм» были объявлены враждебными марксистско-ленинской идеологии. Выставка молодых художников 1962 г., посвященная.30-летию МОСХа, была запрещена.

Неуравновешенность II. С. Хрущева часто приводила его к рез­ким выпадам в адрес известных деятелей культуры и искусства. Кри­тике им была подвергнута поэзия А. Вознесенского, Евтушенко, скуль­птурные работы Э. Неизвестного, творчество М. Хуциева и М. Ромма, деятельность редколлегии издававшегося вне контроля Союза писате­лей альманаха «Литературная Москва». Н. С. Хрущев продолжал доверять Т. Лысенко и в угоду ему вынудил уйти с поста президента Академии наук СССР известного химика А. Несмеянова. Эти и дру­гие поступки главы Советского государства оттолкнули от него часть творческой интеллигенции.


Культура СССР второй половины 60-х конца 80-х гг.

С приходом к власти в ел рапе нового политическою руководства во главе с Л. И. Брежневым процесс десталинизации был свернут, уже­сточен цензурный гнет, были ограничены культурные контакты с за­рубежными странами. Уже в 196Г) г. состоялся первый посте смерти И. В. Сталина открытый политический процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем по обвинению их в антисоветской дея­тельности. С этого же года началось диссидентское движение. Иго днем рождения стадо л декабря 196л г., когда па Пушкинской площа­ди Москвы состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Лидерами движения стали академик А. Сахаров, М. Га-лансков, генерал Н.Григоренко. А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Бого-раз п др. С отставкой с поста главного редактора журнала «Новый мир» в 1970 г. А. Твардовского был ликвидирован последний он.тот либеральной интеллигенции, консервативные тенденции в руковод­стве культурной жизнью страны усилились.

Невыносимые условия для работы создавались многим представи­телям творческой интеллигенции. Значительное их чисто покину.то родину (А. Солженицын, М. Шемякин, А. Тарковский. И. Бродский, А. Галич, В. Некрасов, В. Максимов, В. Аксенов. М. Росгропович. Г. Вишневская, К). Любимов, П. Коржавпи, А. Михалков-Копча.тои-екпй и многие другие). Имена вынужденных эмигрантов вычеркива­лись из советской культуры. Их произведения и творчество предава­лись забвению.

В те годы был осуществлен переход ко всеобщему среднему обра­зованию. Были пересмотрены школьные программы. Несмотря па слож­ности, учп тс.тялюваторы (В. Шага.тов. И. Ильин. III. Амонашннлп) пытались качественно улучшить школьное образование. Большое вни­мание уделялось развитию университетов. К началу 19сЧГ> г. их число достигло 69, однако новые вузы, создававшиеся, как' правило, па базе местных педагогических институтов, были пампою слабее ранее обра­зованных упиверппегов. Для регулировании социального сосина eiy-депчества и увеличения чиста студентов из рабочей молодежи в 1969 i. были возрождены рабфаки.

Наивысшие достижения в научной сфере были связаны в основ­ном с развитием военно-промышленного комплекса. Направляемые в



Отечественный кинематограф, несмотря на нею его противореча посты л целом пропагандировал идеи гуманизма п социальном спра­ведливости. Среди зрителей пользовались большим успехом кинема­тографические работы В. Шукшина, II. Михалкова, А. Мптты, В. Меньшова. В то же время ряд кинолент не был допущен и прокат по идеологическим соображениям (фильмы Л. Тарковского, А. 1 ср-мама, К. Муратовой).

Па родине не исполнялись произведения всемирно известного со­ветского композитора Л. Шнитке.

Архитектура втором половины (Ю-80-х гг. обслуживала в первую очередь массовую застройку. Ее символом стал московским район Че­ремушки. Во всех крупных городах страны возникли районы, как близ­нецы напоминавшие друг друга.


Примерная тематика вопросов для подготовки к вступительному экзамену по истории России

1. Восточные славяне в древности, их занятия, расселение, общественный строй,
быт, верования.

2. Социально-экономическое развитие и политический строп Киевском Р_\си.

3. Киевская Русь (IX первая треть XII в.). Внутренняя и внешняя полншка ки­
евских князей.

4. Культура Киевской Руси.

5. Феодальная раздробленность Руси (XII -середина XIII в.).

6. Борьба Руси с монголо-татарской агрессией в XII! в.

7. Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией в XIII в.

8. Московские князья и их политика по укреплению Московского княжества в
XIV в. Дмитрий Донской.

9. Культура Руси XIV-XV вв.

10. Московская Русь в XV в. Складывание единою русского государства, его осо­бенности.

I I. Социально-экономическое развитие и политический строй Московской Руеп в XV в.

12. Иван IV. Реформы 50-х гг. Опричнина.

13. Внешняя полигика Ивана Грозного.

14. Культура России XVI в.

15. Россия на рубеже XVI -XVII вв. Правление Бориса Годунова. Кризис власти.
Социальные противоречия.

16. Россия в Смутное время.

17. Россия в XVII в. Новые явления в экономике. Государственный строп. Само­
державие и Церковь.

18. Внешняя политика России в XVII в. (после Смутного времени).

19. Россия в конце XVII в. Предпосылки и начало преобразований.

20. Культура России XVII в.

21. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

22. 11реобразовательная лея 1е.тьность 11ет ра I. ее основные сферы и и ни и. Вне­
шняя политика России в первой чечверги XVIII в.

23. Россия в 1725-1762 гг.

24. Культура России в первой четверт XVIII и.

25. Культура России второй чегверш и второй половина XVIII в.

26. Внешняя политика России в царствование Г.катернны II.

27. Внутренняя политика Нкатернны II. Социально-экономическое раинппе
России.

28. Крестьянская война под предводительством Г'ме.тьяна 11\ гачена.

29. Павел I. Основные направления политики. Участие России в аншфранцчче-
кой коалиции.

30. Внешняя политика России 1801-1812 гг. (до Отечественной войны 1812 г.)

31. Александр I и тенденции к либеральной политике. Попытки реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: