Культура страны рубежа столетий и первых десятилетий XX в., несмотря па сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических бита, была отмечена необыкновенным духовным подъемом. Это период духовного ренессанса, русского «серебряного века».
Быстрый рост российской экономики заставлял государство заботиться о подготовке квалифицированных кадров. Однако, несмотря па определенные успехи в деле образования и увеличение числа учебных заведений, более половины населения страны (по некоторым данным -до 70%) оставалось неграмотным. В начале XX в. в стране появился только один университет - в Саратове.
В издании книг и газет Россия достигла большого прогресса. По количеству издаваемых книг в первом десятилетии XX в. Россия занимала третье место в мире, уступая лишь Германии и Японии. К 1917 г. в стране выпускалось более 1000 газет. Общедоступную литературу для народа издавали издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина.
В начале века на базе уже имевшихся достижений были достигнуты новые успехи в науке. Продолжились научные изыскания II. Е. Жуковского (гидро- и аэродинамика), К. Э. Циолковского (заложил теоретические основы космических полетов). Работы II. Н. Лебедева сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Б. Б. Голицын стал основоположником сейсмологии. Мировое значение имели труды В. И. Вернадского, ставшего основоположником биохимии, бногеохи-мии, радиологии. По его инициативе Академия паук в 1915 г. создала «Комиссию по изучению естественных производительных сил Рос-сип» (КЕПС).
|
|
Не менее значимыми были признаны работы русского ученого-физиолога И. II. Павлова. В 1901 г. за исследования в области физиологии пищеварения П. И. Павлову первом)' из русских ученых была присуждена Нобелевская премия. В 1908 г. за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний этой награды был удостоен П. П. Мечников.
Благодаря фундаментальным теоретическим изысканиям большие успехи были достигнуты в технических науках. По проекту П. И. Си-корского в 19П г. В Петербурге были созданы первые отечественные
аэропланы «Илья Муромец» и «Русский Витязь», а также аэроплан
B. А. Слееарева «Святогор». Известными авиаторами стали
C. И. Уточкин, И. II. Нестеров («петля Нестерова»). Г. Е. Котслыш-
ков в 1911 I". создал первый в мире авиационный ранцевый парашют.
II. Д. Зелинский изобрел противогаз.
Значительных успехов в химии достиг русский ученый
B. П. Ипатьев, в металлургии - М. К. Курако.
Продолжались исследования Сибири. Дальнего Востока Центральной Азии, Арктики (П. К. Козлов, В. А. Обручев, Г. Я. Седов, Э. Толль).
|
|
Дальнейшее развитие получили общественные науки. Серьезные научные исследования в эти годы проводил экономист и историк М. И. Туган-Барановский, историки М. Н. Покровский, С. Ф. Платонов, П. И. Милюков, Н. II. Павло-Сильванский, великий князь Николай Михайлович, А. Е. Пресняков, Е. В. Тарле, литературоведы
C. А. Венгеров, библиограф Н. А. Рубакин, экономисты А. А. Чупров, А. В. Чаянов.
Труды крупнейших русских философов Н.А.Бердяева С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, П. Б. Струве, С. Л. Франка, Л. И. Шестова стали широко известны во всем мире.
В эти годы свои лучшие художественные произведения создали М. Горький, А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин. Д. С. Мережковский.
Подъем в своем развитии переживала русская поэзия. Характерным явлением российской.литературы стала борьба различных художественных направлений: символизма (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
A. А. Блок, А. Белый, Ф. К. Соллогуб, 3. И. Гиппиус, Д. С. Ме
режковский); акмеизма (С. Н. Гумилев, С. М. Городецкий. А. А. Ах
матова, О. Э. Мандельштам. М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин,
Г. В. Иванов); футуризма, который подразделялся на кубофугуризм
(Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский.
B. В. Маяковский) п эгофутуризм (И. Северянин). В группе футу
ристов «Центрифуга» свой творческий путь в поэзии начинали
Асеев и Пастернак.
В начале XX в. в русской поэзии сформировалась плеяда новокрестьянских поэтов (С. А. Есенин, П. А. Клюев. С. Клычков). Яркими индивидуальностями в русской поэзии были М. А. Волошин и М. Цветаева.
Разнообразием различных направлений н течений отличалась живопись того времени. Наряду с «Товариществом передвижных выставок» - одной из основных творческих организаций художников Рос-сип на протяжении многих лет - появились и другие творческие объединения, связанные с идейно-художественными исканиями в русской живописи. К «Миру искусства» относились А. Н.Бенуа, К. Л. Сомов, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, 3. Е. Серебрякова, музыкальный критик В. Ф. Нувель, публицист Д. В. Философов, театральный и художественный деятель С. 11. Дягилев. Впоследствии к ним присоединились И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.
В русле различных модернистских течений родились новые объединения художников: «Союз русских художников» (1903 г.), «Голубая роза» (1907 ]'.), «Бубновый валет» (1911 г.), «Ослиный хвост» (1912 г.), «Мишень». Художники, входившие в эти объединения были очень разными по своей художественной манере (Н. Ы. Кончаловскпн, Л. В. Летулов, И. И. Машков, П. 13. Кузнецов. М. С. Сарьян, В. Э. Борисов-Мусатов, Р. Р. Фальк, М. Ф. Ларионов, И. С. Гончаров), однако все они стремились к экспериментаторству в области цвета и формы, неся в своем искусстве черты символизма и футуризма.
Вне художественных объединений стояли многие другие художники. В реалистической манере продолжал работать И. Е. Ренин. Фантастический, сказочный мир в своих картинах изображал М. А. Врубель, импрессионизм с особой силой зазвучал в творчестве К. Л. Коровина, религиозно-этические настроения были присущи работам М. В. Нестерова, крупнейшим портретистом рубежа столетий являлся В. А. Серов, экспрессионизм несло в себе творчество М. 3. Шагала, повышенный интерес к культуре Древней Руси был характерен для творчества В. М. Васнецова, И.К. Рериха, И. Я. Би-либина.
В 1910-х гг. возник русский авангард, сыгравший огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания многих талантливых художников (К. С. Малевич, 15. В. Кандинский, К. С. Петров-Водкин. Р. Р. Фальк. М. 3. Шагал, Филонов). К тому же времени относится зарождение русского абстракционизма, лидерами и теоретиками которого стали К. С. Малевич и В. В. Кандинский.
|
|
В архитектуре начала XX в. было заметно стремление зодчих к комплексной застройке городских территорий, использованию новых материалов, возведению многоэтажных зданий. Первые крупные про-
екты в эти годы осуществили II. А. Фомин - создатель стиля неоклассицизма в русской архитектуре (дом А. А. Подовцева и С. С. Абамелек-Лазарева в Петербурге), В. А. Щуко (дом па Камен-ноостровском проспекте в Петербурге), А. В. Щусев (Марфо-Мари-инская обитель, комплекс Казанского вокзала в Москве).
В архитектуре, как и в искусстве, присутствовало многостилье: эклектика, неорусский стиль, неоклассицизм. Одним из основных архитектурных стилей стад модерн. Он имел несколько разновидностей: ранний модерн (1895-1905 гг.) и поздний модерн (1900-1910-е гг.), который в свою очередь подразделялся на рационалистическое и романтическое течения. Существовал и деревянный модерн. Характерными для этих стилей были здания, построенные Ф. Шсхтелем (торговый дом М. С. Кузнецова, здание гостиницы «Метрополь», типография «Утро России», Ярославский вокзал в Москве), П. Сюзором (торговый дом компании «Зингер» в Петербурге), Г. Барановским (торговый дом «Братья Елисеевы» в Петербурге), С. Бржозовским (Витебский вокзал в Петербурге), А. Белогрудом (жилой дом с башнями па площади Л. Толстого в Петербурге).
Дальнейшее развитие скульптуры было связано с именами А. С. Голубкиной (портрет К. Маркса, портрет А. М. Ремизова, портрет Г. А. Савинского, портрет Л.Н.Толстого), П.А.Трубецкого (памятник Александру III в Петербурге, бюсты Л.Н.Толстого, А. С. Пушкина). 13 те годы начался творческий путь скульптора С. Т. Коненкова («Камнебоец»).
Событием большого культурного значения стало открытие в Москве в 1898 г. Художественного общедоступного театра (здание театра было построено па средства российского мецената С. Т. Морозова по просчету архитектора Ф. О. Шехтеля в 1902 г.). Руководителями театра стали К. С. Станиславский и В. И.. Немирович-Данченко. В 1901 г. в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Известностью в стране пользовались драматические актрисы В. Ф. Комиссаржевская. М. Г. Савина, М. Ермолова, Г. М.Федорова.
|
|
Об успехах музыкального образования в стране свидетельствовало открытие консерватории в Саратове, Одессе1, Киеве. Новые черты русской музыки нашли наибольшее выражение в творчестве С. В. Рахманинова, А. Скрябина, А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова. С. И. Танеева. А. С. Арепского, М. М. Ипполитова-Ивапова. Продолжали писать музыку М. А. Балакирев, П. А. Кюи, И.А. Римский-Корсаков. Звездами первой величины стали оперные певцы Ф. И. Шаляпин, И. П. Собинов, А. В. Нежданова.
В начале XX в. Зародился отечественный кинематограф. Уже в 1907-1908 гг. начал производство отечественных фильмов первый русский кинопредприниматель А.А.Хаджонков. Он построил в москве кинофабрику, ряд кинематографов. Первыми игровыми фильмами стали «Степан Разин», «Пиковая дама», «Отец Сергий». Наиболее известным режиссером отечественных фильмов того времени был Я.А.Протазанов. Популярными киноактерами стали Иван Мозжухин и Вера Холодная.
Широкое международное, признание получили организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже. Жителям и гостям французской столицы па протяжении ряда лет представлялись лучшие произведения русской музыки, живописи, оперного и балетного искусства С успехом в Париже выступали Ф. И. Шаляпин, а также А Павлова' исполнявшая балетные партии хореографа М. М. Фокина. Большим успехом пользовались постановки балета И. Ф. Стравинского '
Поддержку российской культуре оказывали известные российские меценаты А.А.Бахрушин, С.И.Мамонтов, С.П.Дягилев, К.Т.Содатенков, С.Т.Морозов, Н.П.Рябушинский, М.К.Тенишева.
Культура России первого послереволюционного десятилетия
Революционный 1917 год оказал огромное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества, включая и культуру. В.нот псторпчес кий период у представителен российской интеллигенции сложились различные взгляды на процессы общественного развития. [5 период Гражданской войны произошел раскол интеллигенции на три основные группы. Представители одной по/ьтержали новую власть, /[ругне стали активными контрреволюционерами. Третьи, и таких было большинство, старались находиться в стороне от политических событий.
Отказ части интеллигенции от сотрудничества с советской властью привел к тяжелым последствиям в области культуры. К тому же была разрушена старая система финансирования российской культуры, ликвидировалось меценатство. Начавшаяся Гражданская война еще более негативно повлияла на развитие культуры. В результате наступившей в стране разрухи были практически прекращены научные исследования, закрыты многие учебные заведения и учреждения культуры. В ходе боевых действий и народных бунтов было уничтожено и разграблено огромное количество культурных ценностей.
Новая власть решительно встала на путь борьбы за сохранение культурного наследия прошлого, хотя ни до, ни носче октября I917 г. \ большевиков не было четко разработанной программы культурной политики. Главной задачей повой власти стала демократизация культуры и ее идеологизация. При этом большевики пытались сохранить преемственность в проведении дореволюционной культурной политики. При советской власти были введены новые правила орфографии русского языка, разработанные еще до революции Российской академией наук. Кроме того, в 1918 г. был введен новый календарь.
Руководство культурной жизнью страны было поручено созданному в ноябре 1917 г. Народному комиссариату просвещения (Парком просу) во главе с А. В. Луначарским. Он возглавлял его до 1929,. Местным Советам подчинялись все государственные и частые учреждения культуры.
За годы Гражданской войны были закрыты газеты и журналы, выступившие прошв советской в.части, проведена национализация зрелищных предприятий, распущены общественные, профессиональные и творческие организации, не поддержавшие новую власть. Им па смену
Пришли общественные организации, находившиеся под идейным влия-
нием большевистской идеологии. С 1920 г. всеми сферами духовной культуры ведал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), комсомол и советские- профсоюзы.
Для воплощения в жизнь идеи пролетарской культуры был создан Пролеткульт (Союз пролетарских культурно-просветительских организации), ставивший главной своей задачей создание повои пролетарской культуры и подчинение искусства интересам пролетариата. 13 конце 1920 г. ЦК большевистской партии в своем постановлении подверг резкой критике деятельность Пролеткульта, полностью сменив его руководство и подчинив его Наркомпросу.
После окончания Гражданской войны, в связи с временным ослаблением большевистской диктатуры is период папа, культурная жизнь страны значительно оживилась. Стали открываться частные издательства. Возобновился выпуск газет и журналов некоммунистических, демократических направлений. Имеете с попытками установить диалог с интеллигенцией власть продолжила и репрессии. В 1921 г. по делу несушествовавшей Петроградской боевой организации было арестовано св. 200 человек, 61 человек из их числа были расстреляны. Среди них были известные ученые В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, Д. Л. Шаховской, Лазаревский, С. А. Ухтомский, В. М. Козловский и известный русский поэт Н. С. Гумилев. Новым актом борьбы с интеллигенцией в 1922 г. стад суд над партией эсеров. В мае 1922 г. по постановлению ПТУ было выслано за пределы Совет-скоп Республики свыше 160 деятелей отечественной науки и культуры: экономист С. Проконович, историк Л. Кизеветтер, социолог П. Сорокин, философы И. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский, С. Булгаков и др.
Главной задачей в сфере образования стала перестройка его па новых идеологичсеких основах и ликвидация неграмотности. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Осенью 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность!». Председателем ею был М. ИI. Калинин, а членами общества стали Н. К. Крупская, М. Ульянов, А. И. Луначарский. После достижения экономической стабилизации в стране возросло количество школ, однако педагогические новации того времени — бригадно-лабораторный метод, комплектное обучение и некоторые другие - не были достаточно эффективны. Уровень знаний учащихся был ниже, чем в дореволюционной школе.
Перестройка высшей школы шла еще труднее, чем средней. Для замены профессорско-преподавательского состава, часть которого была 38
настроена антисоветски, требовалось время. Поэтом)' рабочей молодежи было дано право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании и вступительных экзаменов. С 1919 г. заработали рабфаки (рабочие факультеты) при вузах, которые по рекомендации советских и партийных органов стали готовить рабочую и сельскую молодежь к поступлению в высшие учебные заведения страны. С октября 1918 г. были отменены все научные степени и звания. Автономия высшей школы была ликвидирована.
Назначаемые Наркомпросом ректоры несли всю полноту ответственности за деятельность вуза. Многие партийные работники были направлены в университеты для чтения лекций. Вместо историко-филологических и юридических дисциплин были введены исторический материализм, история ВКП(б), основы ленинизма, история пролетарской революции. Качество подготовки специалистов резко упало, несмотря па то, что по количеству студентов и числу вузов советская высшая школа обогнала дореволюционную.
Гражданская война подорвала научный потенциал страны, хотя семь научных учреждений и была сохранена. На протяжении 1918 г. многие российские ученые-естественники привлечены к работе народных комиссариатов. 500 наиболее крупных деятелей науки были освобождены от трудовой повинности. С 1921 по 1931 гг. при Совнаркоме работала Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦМКУБУ).
Уже в 1922 г. чисто научных учреждений выросло втрое. К 1927 г. стал заметен рост численности научных работников. Он более чем в два раза превышал дореволюционный уровень. С 192л г. в вузах была введена аспирантура.
Академией наук были проведены большие экспедиционные исследования Курской магнитной аномалии, залежей апатитов па Кольском полуострове, богатств Кара-Бога-Гола - залива Каспийскою моря.
В 20-е гг. мировое значение приобрети открытия советских ученых в области естественных паук. Продолжали работать научные школы И.П.Павлова. В.П.Вернадского, А. Крылова. Жуковского, А. Карпинского.
В. П. Вернадский сделал ряд открытий в геохимии и учение о биосфере. Существенный вклад в развитие генетики внести труды Вавилова, Кольцова. Ученые Ленинграда С. И. Лебедев, Бызов создали синтетический каучук. Значительный вклад в развитие теоретической космонавтики внести труды К. Циолковского и Ф. А. Цандера, психологии Л. С. Выгодского, педагогики ~ Блонского и С. Г. Шацкого.
У же с начала 20-х гг.советские ученые начинают устанавливать первые контакты с зарубежными коллегами, проводят совместные научные исследования.
Бурные процессы протекали в художественной жизни страны. Продолжалось творчество писателей, художников, начавших свою деятельность еще до революции: М. Горького, Д. Бедного. А. А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Я. Б рюсова, В. В. Маяковского, А. С. Серафимовича, К. С. Станиславского. Н.Мейерхольда, А. Я. Таирова, Б. М. Кустодиева. К. С. Петрова-Водкина, С. Г. Коненкова, К. Ф. Юона.
В литературу пришла талантливая молодежь. Только в нормой половине 20-х гг. в печати впервые выступило более 150 писателей. Среди них были Н. С. Тихонов, Н. II. Асеев, А. А. Жаров, В. А. Каверин, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев. Литература представляла собой пеструю панораму из различных художественных направлений. Продолжали творить футуристы Н. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых. Крупнейшим их представителем был В. Маяковский, отошедший затем от этого направления. Действовали и другие литературно-художественные объединения, созданные в первой половине 20-х ]].: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) при участии А. Серафимовича, А. Фадеева, Левый фронт (ЛЕФ), во главе которого стояли В. Маяковский, Н. Асеев и др., «Серапионовы братья», где активно действовали М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, «Перевал» при участил Э. Багрицкого, А. Малышкина. Существовали и другие, вскоре исчезнувшие с литературного горизонта десятки литературно-художественных объединений.
Большой общественный резонанс вызвали произведения авторов, работавших вне существовавших организаций: А. Толстого, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пастернака.
20-е гг. стали временем становления советского театрального искусства. Был создан Большой драматический театр в Петрограде. Его первым художественным руководителем стал А. А. Блок. В Москве начали свою деятельность театр Вс. Мейерхольда, театр Евг. Вахтангова, театр Моссовета, первый профессиональный театр для детей под руководством Н.И.Сац. Наряду с классическими спектаклями в середине 20-х гг. в театрах стали идти первые советские пьесы: «Шторм» И. Биля-Белоцерковского, «.Любовь Яровая» К. Тренева. «Разлом» Б. Лавренева и др.
В начале 20-х гг. эстетическим спорам в стране был дан полный простор, и вмешательство партийных органов в дела литературы
ограничилось лишь политической цензурой. Ее задачей было недопущение выхода в свет произведений антисоветского характера. В 1922 г. был создан Главлит.
В живописи, как и в первые десятилетия XX в., продолжилось соперничество реалистическою и модернистского направлений. Одно из ведущих мест в изобразительном искусстве страны занимали Ассоциация художников революционной России (АХРР), созданная в основном бывшими участниками Товарищества передвижных художественных выставок (С. Малютин. Г. Ряжский, Е. Чепцов, М. Греков и др.), Общество художников-станковистов (ОСТ) (А. Дейиека, К. Пименов и др.), <<А искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, В. Фаворский и др.), Общество московских художников (ОМХ) (Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов. А. Куприн, Д. Фальк и др.). Наиболее активные художники ОМХа прежде были членами объединения «Бубновый валет».
В те годы жилищное строительство почти по велось. Увеличение численности городского населения за счет крестьян привело к жилищному кризису, что способствовало утверждению таких уродливых черт сойотского быта, как жизнь в коммунальных квартирах, бараках и общежитиях. Самым значительным сооружением 20-х it. стал мавзолей В. И. Ленина (архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх) и памятник «Борцам революции» па Марсовом поле в Петрограде (архитектор Л. Руднев, автор надписей А. Луначарский). Наряду с этим по всей стране были сняты с постаментов и уничтожены многочисленные памятники представителям дома Романовых и другим известным политическим и военным деятелям царской России. Лишь со второй половины 20-х гг. началось жилищное строительство в рабочих кварталах и постройка общественных зданий.
Большое внимание лидеры большевиков уделяли кинематографу, признанному нести в массы революционные идеи. В годы гражданской войны основу кинематографии определяли агитфильмы. С именем Д. Вертова связано развитие документального советского кино. Фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» стали известны во всем мире.
Особую главу в нашей истории представляет культура русского зарубежья. Около 2 млн. россиян оказались поеме революции и гражданской войны за рубежом. Судьба разбросала их по всему миру. Многие1 из них обосновались в Париже1, Праге, Белграде. Софии, Харбине. Кое-кто остался жить в бывших российских провинциях, ставших после революции самостоятельными государствами: в Финляндии.
Литве, Латвии, Польше. Везде, где проживали российские эмигранты, они издавали газеты, журналы, основывали русские школы, а иногда учебные заведения и научные учреждения. К концу 20-х гг. русская зарубежная Православная Церковь объявила себя независимой от Московской патриархии.
Париж стал главным политическим центром русской диаспоры. В нем начали свою деятельность ведущие политические организации эмиграции. Прага, благодаря воле чехословацкого правительства, стала главным университетским городом русского зарубежья, а Берлин, где проживали многие известные писатели и поэты-эмигранты, ста.1! литературной столицей русской эмиграции. Только в содружестве писателей и поэтов «Веретено» работало около 120 человек.
В эмиграции много занимались творческой и научной деятельностью философы Н. А. Бердяев, Ильин, П. Б. Струве, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Л. И. Шестов и др., историки Г. В. Вернадский, С. П. Мелыупов, А. А. Кизеветтер, Г. П. Федотов, Б. И. Никольский и др. Большое влияние па историческую науку оказали /руды известных в прошлом российских политических деятелей: А. Ф. Керенского, В. М. Чернова, И. Г. Церетели, П. Н. Милюкова, А. И. Деникина и др.
Значительны/! вклад в мировую науку внесли экономисты Г. Д. Брункус, М. В. Бернацкпй, С. Н. Прокопович, физик Г. А. Га-мов, химик В. Н. Ипатьев, одни из создателе/! телевидения В. К. Зворыкин, авиаконструктор И. И. Сикорекий и др.
За рубежом много писали известные литераторы И. Бунин, А. Куприн, Ф. Степуп, М. Осоргин, А. Ремизов, К. Бальмонт, М. Алданов, Д. Мережковский, Г. Иванов, М. Цветаева, 13. Ходасевич, А. Толстой, А. Белый, И. Эренбург, 13. Шкловский и многие др. Многие из них возвратились па родину: А. Толстой, И. Эренбург, М. Цветаева, А. Куприн и др. В 1928 г. вернулся в СССР и М. Горький, уехавший па лечение за границу еще в 1921 г.
Русские эмигранты - художники и музыканты - влились в культурную жизнь тех стран, которые избрали местом своего проживания. Во Франции творили художники М. Ларионов, И. Гончарова, композиторы С. Рахманинов, И. Стравинский, певцы Ф. Шаляпин, А. Вертинский, бывший акте)! МХАТа М. Чехов.
Культура СССР в конце 20-х - 30-х гг.
Это был период, когда руководство страны стремилось активно использовать культуру в качестве инструмента всеобщей идеологизации населения Советского государства.
На пост главы Наркомпроса вместо А. 15. Луначарского был назначен А. С. Бубнов (в 1937 г. он был репрессирован). С его приходом усилилась реорганизация органов управления культурой по отраслям. Были созданы Союзкппо (1930 г.), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933 г.). Комитет по высшей технической школе (1932 г.), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936 г.).
Продолжилась ликвидация остатков свободомыслия в стране, носителем которого оставалась старая русская интеллигенция. Именно по ней в эти годы был нанесен основной удар. В 1928 г. прошел открытый процесс по «Шахтинскому делу». Были репрессированы десятки научно-технических работников Донбасса. По делу мифического «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» были арестованы в 1929—1930 гг. более ста человек, в основном историки, вместе с академиками Е. В. Тарде и С. Ф. Платоновым. В результате сфабрикованного процесса над «Трудовой крестьянской партией» в 1930 г. были репрессированы и погибли выдающиеся русские ученые, экономисты-эмиграции А. В. Чаянов, II. Д. Кондратьев и др. По делу «Промпартии» к ответственности были привлечены представители научно-технической интеллигенции во главе с Л. К. Рамзппым. В связи с раскрытием «вредительской деятельности» так называемого «Союзного бюро ЦК РСДРП меньшевиков» пыли репрессированы ведущие работники экономических учреждений стра ны. В 1930 г. были арестованы многие видные военные деятели ста рой русской армии, находившиеся на службе в РККА. Арестованных специалистов было так много, что за колючей проволокой были созданы специальные научные институты. Через них в разное время прошли авиаконструкторы А. Туполев. В. М. Петляков, будущий главный конструктор космических кораблей С. П. Королев, известный физик Л. Д. Ландау и др.
После убийства 1 декабря 1931 г. С. М. Кирова волна репрессий прошла среди научных работников Ленинграда. В конце 1930-х гг. были арестованы и погибли крупные российские ученые: историк И. М.Лукин, микробиолог Г. А. Надсон, востоковед А. Самоплович, биолог и генетик П. И. Вавилов и многие др.
В 1929 г. церковь была обвинена в по.чдержке кулачества п в организации саботажа хлебозаготовок. На новом этапе борьбы с церковью было закрыто значтелыюе число монастырей, церквей н приходов. В борьбу с церковной идеологией вступил «Союз воинствующих безбожников» под руководством Нм. Ярославского. Были открыты антирелигиозные музеи в Казанском и Иеаакнсвском соборах в Ленинграде и в Страстном монастыре в Москве. Церкви и монастыри безжалостно сносились во многих городах п селах или передавались под клубы, склады, гаражи п т. д. Во время реконструкции Москва потеряла около трети памятников зодчества, среди которых были знаменитые церковь ("паса на Бору 1330 т., Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, Сухарева башня, Красные ворота, храм Христа Спасителя и т.д.
В 30-е гг. ii СССР почти полностью было покончено с неграмотностью. В конце 30-х гг. было осуществлено всеобщее4 обязательное начальное образование, в городах завершен переход к семилетнему образованию. Были введены единообразные формы и методы учебно-воспитательного процесса, единый режим обучения, советская школа приобрела тот вид, который она сохраняла долгие годы. Были созданы новые учебники, в 1934 г. восстановлено преподавание истории п географии.
На рубеже 20-30-х гг. коренным образом была пересмотрена деятельность Академии наук СССР. Она перешла на плановую систему работы. Было создано множество научных учреждений на периферии.
Гуманитарные пауки стали полностью идеологизированными. Ученые были вынуждены писать только 'то, что соответствовало марксистско-ленинской идеологии и установкам партии. Развитие общественных паук определялось личными указаниями И. В. Сталина. Созданный в 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) и при личном участии И. В. Сталина «Краткий курс истории ВК11(б)>> на долгие годы стал настольной книгой обществоведов всей страны, отбросив тем самым историческую науку далеко назад. Под запретом оказались социология, социальная психология, педология — паука о ребенке.
Разгрому п физическому истреблению подверглась отечественная шкода генетики после того, как под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской биологии группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко и И. 11. Презентом объявила генетику «буржуазной наукой».
Точные и естественные науки в меньшей степени пострадали от политизации и некомпетентного вмешательства. Яркой страницей в истории советской науки стало освоение Арктики. Подвиг;жспеди-
во главе с О. К). Шмидтом на транспортном корабле "Челюскин» осенью 1933 г.. дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане чечырех ученых во главе с 11. Д. Папапипым были евпдечельпвамп научных достижений и личного мужества представителей нарождавшейся интеллигенции Со век'ко 1 о государства.
В 30-е it. начались работы по созданию ртам поп ионики. Псполь-зуя разработанную К. Э. Циолковским теорию космических полетов, группа ученых (Ф. А. Цапдлер, А. Г. Костиков - создатель знаменитой в годы Великой Отечественной войны <• Катюши•> - первого в мире реактивного оружия) организовала научный коллектив по исследованию реактивного движения (Г11РД). Им были сконструированы первые советские ракеты.
Под руководством академика А. II. База развивалась биохимия. Весомые открытия в астрономии сделал В. Л. Лмбарцумян. Значительные успехи были достигнуты советскими физиками (Л. Ф. Иоффе, Д. С. Рождественский, /1. В. Скобелышн, С. 11. Вавилов. II. К. Тамм. П. Л. Капица и др.); математиками (Н. И..Лузин, 11. М. Виноградов. Л.П.Колмогоров, С.Л.Соболев. С. П. Берпштейн и др.); биологами
(И. В. Мичурин, И. II. Вавилов, Д. II. lips......... шпиков), историками
(М. Н. Покровский, М. В. Печкииа, Б. Д. Греков, М. II. Тихомиров. И. М. Дружинин, Е. В. Тардс, С. В. Бахрушин и др.).
В :т\ годы огромный размах прибрели геологические п географические исследования. Были обнаружены богатые запасы нефти. Открыты и исследованы угольные п рудные месторождения Сибири, Урала. Подмосковья, Средней Азии, Казахстана.
Художественная жизнь советского общества была отражением про исходивших г, стране1 политических процессов. Дтсратура и искусство вынуждены были служить задачам социалистического строительства. Началась работа по ликвидации многочисленных.'in гера гурно-художесгвеппых объединений, запятых вместо творчества литера гурпо-художее гвеппой борьбой. Вместо них падпеоздаиа i ься творческие союзы, подчиненные большевистскому влиянию. Первым из них стал Союз советских писателей, образованный в 1931 г. после I съезда советских писателей. Правление Союза воз1лавил М Горький. Новым художсч'1 венным методом советской лпгера1\ры cia.'i со циалпетичеекпй реализм.
Наиболее зпачшельнымп произведениями, созданными сове|скп-ми писателями в 30-е N.. стали романы М. Горького «Жизнь Клима Самгина». М. Шолохова «Тихий Дон», II. Островскою «Как закалялась сталь». Большой популярностью пользовались киши II..')реп-
— X j.,.'"_._='
^ — v5
_g_ <i о '£ о =
~ -Г _Г X
^j^;q
E й | £-Ш t 1
■^ ГГ" -^ ^s _l_ —_
V
С5Е
v § 3
j' = oo
^ О Q ^ Q_
>»^2 ^ Й 5 ^2
Культурная жизнь в 1940-е - 1953 гг.
---------------------------------- -О------------------------
Война нанесла непоправимый ущерб культуре страны. Погибли многие сокровища, хранившиеся в различных музеях европейской части страны. Выли разрушены многочисленные памятники архитектуры, мнение произведения искусства оказались в Германии. Невосполнимыми были людские потери. Среди миллионов советских граждан, погибших на фронте и в тылу, были известные деятели российской науки и культуры.
В годы Великой Отечественной воины советским людям на фронте и в тылу придавали силы поэзия А. А. Ахматовой, О. И. Берггольц, К. И. Симонова, А. Т. Твардовского, И. П. Уткина, М. В. Исаковского, публицистика И. Г. Эренбурга, музыка Д. Д. Шостаковича, карикатуры художников Кукрыниксов. Сотни театральных и концертных бригад выступали на фронте перед красноармейцами, перед тружениками тыла, в том числе и в блокадном Ленинграде.
В то же время война сформировала поколение люден, не знавших страха массовых репрессий второй половины 30-х гг. В обществе витали надежды на ослабление административно-командных методов руководства страной и культурой, однако этим надеждам не суждено было сбыться. В послевоенное время все средства массовой информации были направлены на пропаганду советских достижений в области культуры п пауки. Раскол мира на два враждебных лагеря в эпоху «холодной войны» привел к усилению идеологической кампании борьбы с низкопоклонством перед Западом, началось широкое наступление против любого проявления интеллектуального творчества, связанного с заграничным влиянием. Эту кампанию возглавил секретарь ЦК ВКП(б)
A. А. Жданов.
Главным достижением в на|х>дпом образовании стало введение в 1949— 1950 гг. обязательного семилетнего обучения. Быстрыми темпами были восстановлены разрушенные в войну школы и построены новые. Острая нехватка педагогов вскоре была восполнена благодаря открытию новых педагогических училищ и вузов. Были созданы вечерние школы, быстро развивалась система вечернего и заочного образования. Положение в области преподавания общественных паук не улучшилось. Там, по-прежнему, господствовали догматизм и начетничество.
Эталоном научности оставались труды П. В. Сталина. Ряд работ
B. И. Ленина, неудобных сталинскому режиму, не вошли в очередное,
4-е издание его сочинений.
В 1947-19.)! гг. по инициативе сталинского руководства в печати, среди ученых и широкой общественности были проведены громкие дискуссии по философии, политэкономии, языкознанию, истории. Шельмованию подверглись многие талантливые ученые. В гумашпарных науках утвердились незыблемые идеологические стереотипы. 15 дискуссии по философии, когда обсуждалась книга Г. Ф. Александрова «История западноевропейской фп.тософи и», принял участие1
A. А. Жданов. В шельмовании политэкономии и языкознания (тео
рия И. Марра) участвовал лично II. В. Ста.тип, опубликовавший в
начале* л()-х гг. статью и брошюру по этим проблемам.
В научной среде господствовали догматизм, цитатничество, отрыв теории от' практики. От проработанных кампаний не был застрахован никто. Лишь ученые, работавшие1 в отраслях науки, имевших оборонное значение, могли чувствовать себя относительно спокойно.
Значительные успехи были достигтты в области использовании атомной энергии. Под руководством академика 11. Курчатова в СССР в 1946 г. была осуществлена управляемая ядерная реакции, а is 191!) г. была испытана атомная бомба.
С именами академиков С. Вавилова, П. 'Гамма, П. Франка и
B. Черепкова были связаны открытия в изучении люмшнч'ценцпн.
Благодаря научной деятельности академика А. Пое]>е|)е были достиг
нуты значительные успехи в изучении полупроводников, па мировой
уровень вышло советской ракетостроение, |де гениальные открытия сде
лал С. Королев.
Начавшиеся накануне Великой Отечественной войны iipec.Tcvi.ona-пня гепеч'иков и биологов были возобновлены в 1917—191N гг. под руководством Т. Лысенко. Августовская сессия ВАС XII! I.I I!)1<S i. объявила К'пстпку лженаукой. Около трех тысяч ученых (сред них академики А. Эжебрак. II. Жуковский,.1. Орбслп. А. Сперанский) были отстранены от работы. Большой урон был нанесен развшпю фпзпо.топш, психологии, квантовой физики, теорем пчеекоп медицин!1, теории вероятностей, с латист ического анализа в социологии, волновой механике1, кибернетике, психоанализу. Советские е|)изнк'и II. Капица. А. Иоффе были отстранены от руководсл'ва возглавляемых ими ни-стп ту тов.
С оветекпе лшерагура и искусство, по-прежнему, рассматривались партией как средел'ва воспитания масс. Уже в ходе1 Великой Oic4i ственпон войны сопш книг не публиковались из-за ужесточения цензуры. В августе1 1916 г. появились разфомные постановления о журпа.тах «Звезда» и «Ленинград». В результате редакция журнала
*4 49
«Ленинград» была закрыта. Позже появились постановления ЦК «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь».
Были исключены из Союза советских писателей поэтесса А. Ахматова и сатирик М. Зощенко. Первый секретарь правления Союза писателей А. Фадеев получил задание навести во вверенной ему организации порядок. Подверглись осуждению фильмы «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозный» Л. Лукова, В. Пудовкина и С. Эйзенштейна.
В феврале 1948 г. было опубликовано постановление ЦК «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Были остро раскритикованы «формалисты» в музыке Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин. Исполнение их произведений было запрещено.
Партийный контроль над культурой и искусством привел к кризису в театральной деле. Из репертуаров театров исчезли пьесы зарубежных авторов. Одни и те же пьесы советских драматургов шли по всей стране. Закрытие старых и открытие новых театров по решению партийных органов было нормой. В 1949 г. были сняты с должности главный режиссер Камерного театра А. Таиров, художественный руководитель Ленинградского театра комедии Н. Акимов. Пользовавшийся особой любовью И. В. Сталина, эталоном театрального искусства, по-прежнему, оставался МХАТ. Со дня своего основания (1947 г.) в борьбу с формализмом включилась Академия художеств СССР. Началась травля и исключение из художественной жизни таких мастеров кисти, как А. Осмеркпп, Р. Фальк, С. Герасимов, А. Шевченко, П. Корин, М. Сарьян.
Образование Израиля и его нежелание следовать в фарватере советской внешней политики на Ближнем Востоке придали борьбе с «космополитизмом п низкопоклонством перед Западом» шовинистический и антисемитский характер. Начавшаяся кампания против «безродных космополитов» привела к роспуску Еврейского антифашистского комитета. Были репрессированы и погибли его лидеры С. М. Михоэлс, народный артист' СССР, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра, писатель П. Д. Маркин и др.
Кризисное состояние художественной культуры привело к созданию ряда лакировочных, бесконфликтных произведений. В литературе это были романы С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», Е. Мальцева «От всего сердца» и др. Фальсифицировали историю и приукра-
шивали реальную жизнь того времени фильмы П. Пырьева «Кубанские казаки». М. Чиаурели «Падение Берлина». Главными па художественных выставках стали помпезные картины В. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть», И. Тоидзе «Выступление И. В. Сталина на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции», Д.Налбандяна «В Кремлевском дворце 24 мая 1945 года».
Однако официоз не мог закрыть дорогу подлинному искусству. Тем более что гонения на творческую интеллигенцию не сопровождались в послевоенное время арестами и расстрелами критикуемых в многочисленных партийных постановлениях деятелей культуры, пауки и искусства. Продолжали творить выдающиеся композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян. Появились новые литературные произведения: повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», романы А. Фадеева, «Молодая гвардия», Л. Леонова «Русский лес», К. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», В. Пановой «Времена года», Н. Каверина «Открытая книга».
Зрителям полюбились фильмы Б. Барнета «Подвиг разведчика», М. Донского «Сельская учительница», С. Герасимова «Молодая гвардия». Огромным успехом у зрителей пользовались поставленные М. -Лобановым в Московском театре им. Ермоловой пьесы Л. Малюгина «Старые друзья» и В. Пановой «Спутники». Продолжали свое творчество художники С. Герасимов, М. Сарьян, П. Корин, А. Пластов и др.
Культурная жизнь страны 1953 -первой половины 1960-х гг.
.') марта 19,).'! г. умер П. В. Спиши. На фоне этого события для многих современников прошла незамеченной кончина видного советского композитора, пианиста и дирижера, народного артиста РСФСР С. С. Прокофьева, ушедшего и.ч жизни в тот же день.
Начавшийся после смерти И. В. Сталина процесс десталинизации затронул и сферу культуры. Образным определением веяний нового времени стала повесть И. Эренбурга «Оттепель». На ее основе была написана пьеса, которая с успехом шла в театрах страны. Название этого литературного произведения неожиданно для всех вошло в историю. Именно «оттепелью» стали именовать тот небольшой промежуток времени, который был во внутриполитической жизни СССР периодом робких надежд на демократизацию общества во всех сферах его жизни. Но период этот был недолгим. К середине 60-х гг. он завершился, сменившие!) длительным периодом «застоя». Однако за время «оттепели» был сделан решающий шаг в преодолении сталинизма. Началось восстановление культурной преемственности с прошлыми достижениями пашей родина, возвращалось культурное наследие эмиграции, возобновился международный культурный обмен. Несмотря на неоднократные попытки изменить систему управления культурой со стороны партии, демократизация системы управления культурой носила формальный характер. Концепция культурной политики не изменилась. Она, по-прежнему, служила делу строительства коммунизма.
15 обществе и культуре шло оздоровление нравственного климата. Многие деятели науки, литературы и искусства, ставшие жертвами репрессий, были реабилитированы (Н. Вавилов, II. Кольцов, В. Мейерхольд. В. Пильняк. О. Мандельштам, II. Бабель и др.). В 1954 г. на очередном съезде Союза писателей было реабилитировано творчество М. Булгакова и IO. Тынянова. В 1958 г. были изданы сборники произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Па экраны кинотеатров вышел запрещенный прежде фильм Л..Пукова «Большая жизнь». Было принято постановление КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». Публиковались произведения известных писателей и поэтов, а также выставлялись картины художников, творивших в первые три десятилетия XX в.
Расширились культурные связи с зарубежными странами. С 19л1 г. стал регулярно проводиться московский кинофестиваль. С 1958 г. большой авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителен им. II. П. Чайковского. Вновь заработали экспозиции Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, стали проводиться выставки зарубежных собраний. Новым стимулом для укрепления культурных контактов с зарубежными странами стал Международный фестиваль молодежи и студентов, проведенный в Москве в 1957 г.
В 1958 г. было введено обязательное неполное среднее (восьмилетнее) образование. Увеличился срок обучения в полной средней школе с 10 до 11.пет. Была предпринята попытка укрепить связь школы с жизнью: старшеклассники должны были проходить производственное обучение на фабриках, заводах и сельскохозяйственных предприятиях, получая носче окончания школы наряду с аттестатом зрелости свидетельство о приобретенной специальности. Поступление в вуз было возможно только при наличии двухлетнего производственного стажа, что вызвало широкое общественное противодействие. С 19(1-1 г. школа вновь стала десятилеткой, обязательное производственное обучение отменили. Было перестроено профессионально-техническое образование. Вместо школ ФЗО, ремесленных, строительных и других училищ была создана единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).
В то время СССР вступил в эпоху научно-технической революции. Произошла реорганизация деятельности Академии наук. В ее ведении остались фундаментальные исследования, а прикладная тематика стала прерогативой многочисленных специализированных институтов. В конце 50-х it. в городе Новосибирске началось создание Сибирского отделения АН СССР. В его состав вошли Дальневосточный, западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР. В Подмосковье, в городе Дубне4, был создан крупнейший в мире объединенный Институт ядерных исследований.
Повысилась роль университетской пауки. Всемирную известность получили работы по изучению космических лучей ученых МГУ под руководством Скобельцына и С. Верпова, химиков Казанского университета во главе с А. и Б. Арбузовыми.
1957 г. стал временем создания и запуска советскими учеными во главе с В. Векслером, Д. Ефремовым. Н. Камаром самого мощного ускорич'еля элементарных частиц - синхрофазотрона. Большой вклад в развитие физики высоких энергий снесли Д. Блохинцев. В. Джеле-пов, М. Мещеряков, Б. Понтекорво.
Ученые СССР стали первооткрывателями в мирном использовании атомной энергии. С 1954 г. в нашей стране заработала первая в мире атомная электростанция. В 19.57 г. вышел в плавание атомный ледокол «Ленин». Мировое значение и признание получили труды отечественных ученых в области квантовой электроники (Н. Басов, А. Прохоров), математики (В. Кутебакин, П. Боголюбов. 11. Крылов), химии (П. Семенов), авиастроения (Л. Туполев, С. Ильюшин, О. Антонов).
4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запушен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. К). Гагарин совершил первый в истории полет в космос. Эти работы были осуществлены под руководством С. П. Королева.
Получили импульс для своего развития общественные пауки. Стали выходить новые журналы: «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Вопросы языкознания» и др. Исследователям был облегчен допуск к некоторым архивам. Однако административная система руководства наукой осталась неизменной. В духе недавнего прошлого была инспирирована проработанная кампания против журнала «Вопросы истории», опубликовавшего ряд статей, показывавших историческую правду о недавнем прошлом. Деятельность журнала была осуждена постановлением ЦК КПСС, а Э. Бурд-жалов за статью «О тактике большевиков в марте-апреле 1917 г.» был снят с должности заместителя главного редактора журнала.
Литература и искусство развивались в период «оттепели» сложно. С одной стороны, были напечатаны произведения острой общественной направленности (роман В. Дудннцева «Не хлебом единым», рассказы Д. Гранина «Собственное мнение» н А. Яшина «Рычаги»), с другой стороны - манифестом консервативного лагеря стал антиин-теллигентский роман В. Кочетова «Братья Ершовы». Демократические веяния в литературе успению пропагандировали журналы «Новый мир», «Юность», «Молодая гвардия», «Haш современник». Их явным лидером был «Новый мир», редактируемый А. Твардовским. Многие современники считали, что ему противостоит консервативный журнал «Октябрь», главным редактором которого был В. Кочетов. Одной из лучших книг о тяжелом повседневном груда солдата па войне стал роман-трилогия К. Симонова «Живые и мертвые».
Характерной чертой времени явился невиданный прежде в СССР интерес к поэзии. Полные залы собирали вечера поэзии в Политехническом музее, во дворце спорта в.Лужниках, на других стадионах. До 20 тыс. человек приходили слушать стихи молодых поэтов Е. Евтушен-
ко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулипу, Р. Рождественского. Читатели заново открывали для себя не печатавшихся в 30-40 гг. С. Есенина, М. Цветаеву, А. Ахматову. До невиданных высот возросла популярность авторской песни. Песни Б. Окуджавы, А Галича, В. Высоцкого стали известны в каждом советском доме. Подучил распространение так называемый «самиздат» - публицистика, произведения художественной литературы, не получившие официального одобрения властей, издававшиеся не в государственных издательствах, а машинописным или рукописным способом самими авторами и почитателями их произведений. Их тиражи измерялись нередко десятками, сотнями, а то и тысячами экземпляров.
Многие произведения так и не дошли до читателя. За публикацию за границей романа «Доктор Живаго» (1958 г.) Б. Пастернак был исключен из Союза писателей (восстановлен в 1987 г. посмертно). Под угрозой высылки из страны его вынудили отказаться от Нобелевской премии. Роман был напечатан в СССР только в 1988 г. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», написанный в 1960 г., был изъят у писателя представителями органов безопасности и увидел свет спустя почти 30 лет.
Усилился административный нажим на церковь. Под разными предлогами закрывались церковные храмы и монастыри.
Новый импульс развития получила кинематография. В ряде фильмов, ставших очень популярными в народе, главной темой было изображение простого человека (роли Н. Рыбникова в фильмах «Весна на Заречной улице» — режиссера М. Хуциева, «Высота» - режиссера А. Зархи, а также А. Баталова в фильмах «Большая семья», «Дели Румянцева», «Дорогой мой человек» - режиссера И. Хейфица). Правду о Великой Отечественной войне рассказывали фильмы «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук) и др.
Интересные творческие1 изменения произошли в театральной жпз-ни. В Москве возник и вскоре стал очень популярным новый театр «Современник». 15 нем играли талантливые актеры О. Ефремов. О. la-баков, М. Казаков п др. В Ленинграде популярностью пользовался театр имени М. Горького под руководством режиссера Г. Толстоногова. Сейчас этот театр носит его имя.
Появилось и телевидение, однако телевизоры были еще большой редкостью, и телевидение не могло по-настоящему соперничать с кино, и с театром.
С конца 50-х гг. «оттепель» из духовной жизни пошла па убыль. Одной из форм партийного контроля на всеми проявлениями культуры стали встречи руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции. Они проходили па протяжении 1957-1962 гг. на них постоянно выступал Н. С Хрущев, проявляющий большой интерес к культуре, но слабо разбирающийся в художественном творчестве.
При поддержке Н. С. Хрущева консервативное руководство Академии художеств, не жалая терять монопольного положения в советском изобразительном искусстве, добилось официального осуждения левых течений. «Формализм» и «абстракционизм» были объявлены враждебными марксистско-ленинской идеологии. Выставка молодых художников 1962 г., посвященная.30-летию МОСХа, была запрещена.
Неуравновешенность II. С. Хрущева часто приводила его к резким выпадам в адрес известных деятелей культуры и искусства. Критике им была подвергнута поэзия А. Вознесенского, Евтушенко, скульптурные работы Э. Неизвестного, творчество М. Хуциева и М. Ромма, деятельность редколлегии издававшегося вне контроля Союза писателей альманаха «Литературная Москва». Н. С. Хрущев продолжал доверять Т. Лысенко и в угоду ему вынудил уйти с поста президента Академии наук СССР известного химика А. Несмеянова. Эти и другие поступки главы Советского государства оттолкнули от него часть творческой интеллигенции.
Культура СССР второй половины 60-х конца 80-х гг.
С приходом к власти в ел рапе нового политическою руководства во главе с Л. И. Брежневым процесс десталинизации был свернут, ужесточен цензурный гнет, были ограничены культурные контакты с зарубежными странами. Уже в 196Г) г. состоялся первый посте смерти И. В. Сталина открытый политический процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем по обвинению их в антисоветской деятельности. С этого же года началось диссидентское движение. Иго днем рождения стадо л декабря 196л г., когда па Пушкинской площади Москвы состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Лидерами движения стали академик А. Сахаров, М. Га-лансков, генерал Н.Григоренко. А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Бого-раз п др. С отставкой с поста главного редактора журнала «Новый мир» в 1970 г. А. Твардовского был ликвидирован последний он.тот либеральной интеллигенции, консервативные тенденции в руководстве культурной жизнью страны усилились.
Невыносимые условия для работы создавались многим представителям творческой интеллигенции. Значительное их чисто покину.то родину (А. Солженицын, М. Шемякин, А. Тарковский. И. Бродский, А. Галич, В. Некрасов, В. Максимов, В. Аксенов. М. Росгропович. Г. Вишневская, К). Любимов, П. Коржавпи, А. Михалков-Копча.тои-екпй и многие другие). Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры. Их произведения и творчество предавались забвению.
В те годы был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Были пересмотрены школьные программы. Несмотря па сложности, учп тс.тялюваторы (В. Шага.тов. И. Ильин. III. Амонашннлп) пытались качественно улучшить школьное образование. Большое внимание уделялось развитию университетов. К началу 19сЧГ> г. их число достигло 69, однако новые вузы, создававшиеся, как' правило, па базе местных педагогических институтов, были пампою слабее ранее образованных упиверппегов. Для регулировании социального сосина eiy-депчества и увеличения чиста студентов из рабочей молодежи в 1969 i. были возрождены рабфаки.
Наивысшие достижения в научной сфере были связаны в основном с развитием военно-промышленного комплекса. Направляемые в
Отечественный кинематограф, несмотря на нею его противореча посты л целом пропагандировал идеи гуманизма п социальном справедливости. Среди зрителей пользовались большим успехом кинематографические работы В. Шукшина, II. Михалкова, А. Мптты, В. Меньшова. В то же время ряд кинолент не был допущен и прокат по идеологическим соображениям (фильмы Л. Тарковского, А. 1 ср-мама, К. Муратовой).
Па родине не исполнялись произведения всемирно известного советского композитора Л. Шнитке.
Архитектура втором половины (Ю-80-х гг. обслуживала в первую очередь массовую застройку. Ее символом стал московским район Черемушки. Во всех крупных городах страны возникли районы, как близнецы напоминавшие друг друга.
Примерная тематика вопросов для подготовки к вступительному экзамену по истории России
1. Восточные славяне в древности, их занятия, расселение, общественный строй,
быт, верования.
2. Социально-экономическое развитие и политический строп Киевском Р_\си.
3. Киевская Русь (IX первая треть XII в.). Внутренняя и внешняя полншка ки
евских князей.
4. Культура Киевской Руси.
5. Феодальная раздробленность Руси (XII -середина XIII в.).
6. Борьба Руси с монголо-татарской агрессией в XII! в.
7. Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией в XIII в.
8. Московские князья и их политика по укреплению Московского княжества в
XIV в. Дмитрий Донской.
9. Культура Руси XIV-XV вв.
10. Московская Русь в XV в. Складывание единою русского государства, его особенности.
I I. Социально-экономическое развитие и политический строй Московской Руеп в XV в.
12. Иван IV. Реформы 50-х гг. Опричнина.
13. Внешняя полигика Ивана Грозного.
14. Культура России XVI в.
15. Россия на рубеже XVI -XVII вв. Правление Бориса Годунова. Кризис власти.
Социальные противоречия.
16. Россия в Смутное время.
17. Россия в XVII в. Новые явления в экономике. Государственный строп. Само
державие и Церковь.
18. Внешняя политика России в XVII в. (после Смутного времени).
19. Россия в конце XVII в. Предпосылки и начало преобразований.
20. Культура России XVII в.
21. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
22. 11реобразовательная лея 1е.тьность 11ет ра I. ее основные сферы и и ни и. Вне
шняя политика России в первой чечверги XVIII в.
23. Россия в 1725-1762 гг.
24. Культура России в первой четверт XVIII и.
25. Культура России второй чегверш и второй половина XVIII в.
26. Внешняя политика России в царствование Г.катернны II.
27. Внутренняя политика Нкатернны II. Социально-экономическое раинппе
России.
28. Крестьянская война под предводительством Г'ме.тьяна 11\ гачена.
29. Павел I. Основные направления политики. Участие России в аншфранцчче-
кой коалиции.
30. Внешняя политика России 1801-1812 гг. (до Отечественной войны 1812 г.)
31. Александр I и тенденции к либеральной политике. Попытки реформ.