Европейская модель социальной защиты

Социальное законодательство европейских стран отли­чается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, пЖнйровании, финансироЪанйи""и проведении в жизнь социальной поли­тики. При этом следует "подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов само­управления, и, наконец, больший охва^населения различ­ными социальными услугами и^видами помощи. Характе­рен опыт Финляндии, где"система социальной защиты по­лучила значительное развитие. В прошлом в Финляндии сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности ор­ганов социального обеспечения. Указ 1879г. "О призрении

убогих" вплоть до независимости республики в 1917 г. был, по существу, единственным правовым нормативом в этой сфере. На общину, на членов семьи и других родственни­ков, а также на хозяев-работодателей и возлагалась обязан­ность оказывать помощь нуждающимся. В 1922г. этот указ был переименован в «Закон устройства бедных». Он обязывал муниципалитеты организовывать коммунальные приюты для нетрудоспособных. Однако, несмотря на всю свою прогрессивность, этот закон по-прежнему предусматривал лишь пассивную помощь.

Впервые специальные законы о социальной защите были изданы в 1936г. (о защите ребенка, алкоголизме, бро­дяжничестве). Это был шаг вперед на пути к созданию сис­темы социального обеспечения, к предоставлению социаль­ных услуг по различным направлениям. Государство стре­милось предотвратить развитие нежелательных тенденций в социальной жизни общества административными мерами.

Резкое увеличение числа социальных услуг приходится на 70-е годы. Ширится сеть дошкольных учреждений, домов дневного пребывания неполноценных детей и взрослых, амбулаторные формы их обеспечения. Развивает­ся обслуживание немощных на дому, консультирование по проблемам воспитания и семьи и т.д.

С 1984 г. в Финляндии действует закон об организа­ции обслуживания и оказания услуг социального характера, в котором систематизированы прежние разрозненные зако­ны в этой сфере, а их содержание приведено в соответст­вие с требованиями времени. В сферу социальной защиты,* | населения стали входить такие напра1злёТшя,как здравоохранение, пенсионное обеспечение, уход за престарелыми, детское дошкольное воспитание, помощь многодетным семьям и матерям-одиночкам, безработным, инвалидам, страхование по болезни, в связи с несчастными случаями и т.п.

Социальную политику стали разрабатывать и претворять в жизнь государство и коммуны, Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны обладая боль­шой самостоятельностью, опираясь на право на взимания местных налогов с населения, проживающего на террито­рии коммуны и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так, пер­вичное социальное и медицинское обслуживание населе­ния в Финляндии полностью обеспечивается за счет муни­ципальных больниц и поликлиник, детских садов, интерна­тов, домов для престарелых, наркологической службы и др. В 80-х годах в стране прошла дискуссия о муници­пальной социальной политике. Было признано, что комму­нам следует больше внимания уделять быту населения, соз­данию благоприятных условий для воспитания и развития детей, повышению комфортности жилья.В рекомендации для муниципалитетов указывалось на необходимость при­влекать общественные движения к разработке местных ге­неральных планов,, проектированию и организации услуг — транспортных, торговых, медицинских и т.д.

Поскольку предоставить все социальные услуги ком­муны не в состоянии, большую помощь им оказывает госу­дарство. 460 коммун, существующие в стране, поделены на 10 категорий в зависимости от сложившегося уровня обес­печения и _.необходимой поддержки. Они получают соответ­ствующие субсидии от государства. Доля государст:йа_в рас­ходах на социальную помощь и здравоохранение колеблет­ся от 29 до 63 процентов.

В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от го­сударства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективам граждан и даже от­дельным лицам.

Так, например, Государственный совет разрабатывает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны

основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капитале вложения. План ежегодно пересматривается, обновляется и дополняется. Муниципа­литеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утверждаются губернским правлением. И, нако­нец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрас­ли социальной политики или расширении социальных ус­луг различных видов в пределах своего микрорайона, ули­цы и т.п., которое учитываются и финансируются муници­пальными властями.

Другим характерным примером европейского тради­ционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Система социального обслуживания начала складываться здесь с конца ХХ в. Число профес­сиональных работников этой сферы особенно быстро рос­ло в первой половине нашего столетия. Этому способство­вала организация высших школ по подготовке специали­стов (социономов), открытых в Стокгольме в 1921г., Гете-борге — 1944г. и в Лунде — в 1947г. Позднее к ним присое­динились аналогичные школы в Умео, Эребру и Эстерзун-де — в 1962, 1966 и 1971 г.г.

Количество ежегодно выпускаемых специалистов с высшим образованием в этой области составляет в настоя­щее время около 1000 человек. Число профессионалов-социономов, занятых в сфере социального обслуживания, оценивается в 18 тыс. человек. В это число также входят юристы и врачи, имеющие высшее образование. К ним не­обходимо добавить несколько сотен тысяч работников без высшего образования: помощников по дому, ухаживающих за престарелыми, сиделок, помощников детей-инвалидов и умственно отсталых, — которые имеют начальную подго­товку в теоретических разделах социономии.

Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. Наиболее важными законами в этой области являются: законодатель­ный акт о социальном обслуживании (введен в действие в Январе 1981 года); акт по охране здоровья (утвержден в январе 1983 г.), акт по пре­доставлению социальным органам (принят в январе 1986 года). Первый акт имеет два специальных дополнения "Об обязательном обслуживании молодежи" и "Обязательной помощи алкоголикам и нарко­манам".

В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельных аспектам социальных_слут (эко­номическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т.д.),реализован подход к обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодей­ствуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов ок­ружающей их обстановки (структура общества в целом и в месте проживания, ситуация клиента на работе, уровень образованности, жилищные условия, свободное времяпре­провождение и т.д.). Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей.

В результате принятия указанных актов социальная служба получила ряд целеполагающих законов, в рамках которых муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам зако­ном, в соответствии с их личными потребностями и усло­виями. Основная ответственность по социальному обслуживанию граждан ложится нa муниципалитет, на территории которого проживает гражданин.

При этом каждому гражданину предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальными властями даже в местах временного проживания.

В каждом муниципалитете за социальное обслужива­ние отвечает законодательные орган, который дейст­вует в рамках полномочий, предоставляемых ему действую­щим законодательством. Он, в частности, может организо­вать районные комитеты, если посчитает это целесообраз­ным.

Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлениям:

— планирование коммунального обслуживания, изы­скательских проектов в социальной области;

— улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т.д.);

— индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая по­мощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных се­мейных отношений и т.д.).

Система социального обеспечения в Швеции гаранти­рует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помо­щью, то по закону он может обратиться в административ­ный областной суд. В целом с точки зрения законодатель­ного обеспечения, структуры, организации и финансирова­ния сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный эле­мент " шведской модели государства Благоденствия".

В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. были достигнуты успехи в области теории. Это выразилось в разработке само­стоятельных моделей конкретной практической работы с груп­пами. К числу таких моделей относятся модель социальных целей, общих для всей группы К. Панелла и Б. Ротмана, модель помощи, включая теорию социальных ролей Р. Винте­ра, модель взаимодействия У. Шварца, в которой социальный работник выступает в качестве посредника между клиентом и

обществом.

70-е гг. XX в. были отмечены снижением интереса к груп­повой социальной работе. При этом складывалась парадоксаль­ная ситуация: с одной стороны, в школах социальной работы в США исключили специализацию по групповой социальной работе, с другой — по всей стране нарастал интерес к приемам работы с группой, особенно к «групповой психотерапии».

В групповой социальной работе сам социальный работник; выступает по отношению к клиентам не как руководитель или помощник (диагностическая и функциональная школы индивидуального метода), а как работник.Работник не руководи группой, в его обязанности входит помочь группе выбрать их собственных лидеров. Его задачи заключаются в том, чтобы помогать развитию группы и со временем занимать все менее заметное место. Иногда социальные работники были советчи­ками и направляли людей с их проблемами в соответствующие структуры, где эти проблемы и разрешались.

Своеобразие групповой социальной работы определяется своеобразием групп. Существуют группы с непостоянным составом, группы, собирающиеся единожды, а также группы самопомощи. Группы с непостоянным составом — это груп­пы, в которых постоянно меняется состав участников и уро­вень контактности низок. Состав группы может меняться при каждой встрече или же вообще не быть определенным. Чем чаще меняется состав группы, тем меньше вероятность, что группа будет развиваться по определенной модели, присущей группам с постоянным составом. Трудности в работе диктуют­ся многообразным и сложным составом населения: подростки, совращенные своими собственными или приемными родителя­ми; пациенты с только что поставленным диагнозом рака; под­ростки, живущие в чужих домах; проживающие в общине хро­нически умственно больные; женщины среднего возраста в состоянии депрессии; наркоманы и токсикоманы; матери детей с хроническими или безнадежными заболеваниями; родствен­ники стариков; избитые и избивающие супруги и т.д. Статис­тика насчитывает 116 видов групп, с которыми сотрудничают социальные работники. В Соединенных Штатах Америки начиная с 1978 г. выходит журнал «Социальная работа с груп­пами», и в том же году был создан Комитет содействия соци­альной работе в группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: