Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, пЖнйровании, финансироЪанйи""и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует "подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления, и, наконец, больший охва^населения различными социальными услугами и^видами помощи. Характерен опыт Финляндии, где"система социальной защиты получила значительное развитие. В прошлом в Финляндии сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов социального обеспечения. Указ 1879г. "О призрении
убогих" вплоть до независимости республики в 1917 г. был, по существу, единственным правовым нормативом в этой сфере. На общину, на членов семьи и других родственников, а также на хозяев-работодателей и возлагалась обязанность оказывать помощь нуждающимся. В 1922г. этот указ был переименован в «Закон устройства бедных». Он обязывал муниципалитеты организовывать коммунальные приюты для нетрудоспособных. Однако, несмотря на всю свою прогрессивность, этот закон по-прежнему предусматривал лишь пассивную помощь.
|
|
Впервые специальные законы о социальной защите были изданы в 1936г. (о защите ребенка, алкоголизме, бродяжничестве). Это был шаг вперед на пути к созданию системы социального обеспечения, к предоставлению социальных услуг по различным направлениям. Государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в социальной жизни общества административными мерами.
Резкое увеличение числа социальных услуг приходится на 70-е годы. Ширится сеть дошкольных учреждений, домов дневного пребывания неполноценных детей и взрослых, амбулаторные формы их обеспечения. Развивается обслуживание немощных на дому, консультирование по проблемам воспитания и семьи и т.д.
С 1984 г. в Финляндии действует закон об организации обслуживания и оказания услуг социального характера, в котором систематизированы прежние разрозненные законы в этой сфере, а их содержание приведено в соответствие с требованиями времени. В сферу социальной защиты,* | населения стали входить такие напра1злёТшя,как здравоохранение, пенсионное обеспечение, уход за престарелыми, детское дошкольное воспитание, помощь многодетным семьям и матерям-одиночкам, безработным, инвалидам, страхование по болезни, в связи с несчастными случаями и т.п.
Социальную политику стали разрабатывать и претворять в жизнь государство и коммуны, Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны обладая большой самостоятельностью, опираясь на право на взимания местных налогов с населения, проживающего на территории коммуны и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др. В 80-х годах в стране прошла дискуссия о муниципальной социальной политике. Было признано, что коммунам следует больше внимания уделять быту населения, созданию благоприятных условий для воспитания и развития детей, повышению комфортности жилья.В рекомендации для муниципалитетов указывалось на необходимость привлекать общественные движения к разработке местных генеральных планов,, проектированию и организации услуг — транспортных, торговых, медицинских и т.д.
|
|
Поскольку предоставить все социальные услуги коммуны не в состоянии, большую помощь им оказывает государство. 460 коммун, существующие в стране, поделены на 10 категорий в зависимости от сложившегося уровня обеспечения и _.необходимой поддержки. Они получают соответствующие субсидии от государства. Доля государст:йа_в расходах на социальную помощь и здравоохранение колеблется от 29 до 63 процентов.
В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Так, например, Государственный совет разрабатывает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны
основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капитале вложения. План ежегодно пересматривается, обновляется и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утверждаются губернским правлением. И, наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли социальной политики или расширении социальных услуг различных видов в пределах своего микрорайона, улицы и т.п., которое учитываются и финансируются муниципальными властями.
Другим характерным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Система социального обслуживания начала складываться здесь с конца ХХ в. Число профессиональных работников этой сферы особенно быстро росло в первой половине нашего столетия. Этому способствовала организация высших школ по подготовке специалистов (социономов), открытых в Стокгольме в 1921г., Гете-борге — 1944г. и в Лунде — в 1947г. Позднее к ним присоединились аналогичные школы в Умео, Эребру и Эстерзун-де — в 1962, 1966 и 1971 г.г.
Количество ежегодно выпускаемых специалистов с высшим образованием в этой области составляет в настоящее время около 1000 человек. Число профессионалов-социономов, занятых в сфере социального обслуживания, оценивается в 18 тыс. человек. В это число также входят юристы и врачи, имеющие высшее образование. К ним необходимо добавить несколько сотен тысяч работников без высшего образования: помощников по дому, ухаживающих за престарелыми, сиделок, помощников детей-инвалидов и умственно отсталых, — которые имеют начальную подготовку в теоретических разделах социономии.
Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. Наиболее важными законами в этой области являются: законодательный акт о социальном обслуживании (введен в действие в Январе 1981 года); акт по охране здоровья (утвержден в январе 1983 г.), акт по предоставлению социальным органам (принят в январе 1986 года). Первый акт имеет два специальных дополнения "Об обязательном обслуживании молодежи" и "Обязательной помощи алкоголикам и наркоманам".
|
|
В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельных аспектам социальных_слут (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т.д.),реализован подход к обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки (структура общества в целом и в месте проживания, ситуация клиента на работе, уровень образованности, жилищные условия, свободное времяпрепровождение и т.д.). Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей.
В результате принятия указанных актов социальная служба получила ряд целеполагающих законов, в рамках которых муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная ответственность по социальному обслуживанию граждан ложится нa муниципалитет, на территории которого проживает гражданин.
При этом каждому гражданину предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальными властями даже в местах временного проживания.
В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает законодательные орган, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным.
Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлениям:
— планирование коммунального обслуживания, изыскательских проектов в социальной области;
|
|
— улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т.д.);
— индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных семейных отношений и т.д.).
Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратиться в административный областной суд. В целом с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный элемент " шведской модели государства Благоденствия".
В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. были достигнуты успехи в области теории. Это выразилось в разработке самостоятельных моделей конкретной практической работы с группами. К числу таких моделей относятся модель социальных целей, общих для всей группы К. Панелла и Б. Ротмана, модель помощи, включая теорию социальных ролей Р. Винтера, модель взаимодействия У. Шварца, в которой социальный работник выступает в качестве посредника между клиентом и
обществом.
70-е гг. XX в. были отмечены снижением интереса к групповой социальной работе. При этом складывалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, в школах социальной работы в США исключили специализацию по групповой социальной работе, с другой — по всей стране нарастал интерес к приемам работы с группой, особенно к «групповой психотерапии».
В групповой социальной работе сам социальный работник; выступает по отношению к клиентам не как руководитель или помощник (диагностическая и функциональная школы индивидуального метода), а как работник.Работник не руководи группой, в его обязанности входит помочь группе выбрать их собственных лидеров. Его задачи заключаются в том, чтобы помогать развитию группы и со временем занимать все менее заметное место. Иногда социальные работники были советчиками и направляли людей с их проблемами в соответствующие структуры, где эти проблемы и разрешались.
Своеобразие групповой социальной работы определяется своеобразием групп. Существуют группы с непостоянным составом, группы, собирающиеся единожды, а также группы самопомощи. Группы с непостоянным составом — это группы, в которых постоянно меняется состав участников и уровень контактности низок. Состав группы может меняться при каждой встрече или же вообще не быть определенным. Чем чаще меняется состав группы, тем меньше вероятность, что группа будет развиваться по определенной модели, присущей группам с постоянным составом. Трудности в работе диктуются многообразным и сложным составом населения: подростки, совращенные своими собственными или приемными родителями; пациенты с только что поставленным диагнозом рака; подростки, живущие в чужих домах; проживающие в общине хронически умственно больные; женщины среднего возраста в состоянии депрессии; наркоманы и токсикоманы; матери детей с хроническими или безнадежными заболеваниями; родственники стариков; избитые и избивающие супруги и т.д. Статистика насчитывает 116 видов групп, с которыми сотрудничают социальные работники. В Соединенных Штатах Америки начиная с 1978 г. выходит журнал «Социальная работа с группами», и в том же году был создан Комитет содействия социальной работе в группах.