Социальная поддержка и социальное обслуживание в системе социальной работы, обслуживание за рубежом
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и в организационном оформлении.
Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей*. Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур.
Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения, особенно до периода великого кризиса 1928-1933 гг, была относительно невелика.
|
|
Действующая система социальной защищенности населения в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность и основное отличие от большинства европейских моделей — децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.
Государственная система социального обеспечения базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Законом о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам.С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше (программа "Меднкэр") и др.
|
|
Закон 1935 г. и поправки к нему распространяются и на рабочих и служащих частного сектора (страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни входит в компетенцию штатов), за исключением железнодорожников, для которых установлена своя система социального страхования федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих. Такие категории населения, как сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и т.д., остались неохваченными государственными программами социального страхования.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равных долях как с наемных рабочих и служащих, так и с предпринимателей. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработанной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплаченной заработанной платы.
В Общую федеральную программу включены также те, кто работает не по найму: врачи, лица свободных профессий, священники и т.п. Они уплачивают налог на социальное страхование, исходя из установленной совокупной ставки, по которой взимается налог с трудящихся и предпринимателей. В настоящее время указанные выше лица выплачивают в фонды социального страхования свыше 14% своих доходов (в пределах налоговой базы).
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случает. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку ввиду травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным.
Эта система получила наиболее широкое развитие, начиная с 60-х годов. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость. Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых, инвалидов и слепых. Указанным категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем, чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств. Размер гарантированного дохода корректируется с учетом уровня инфляции, т.е. повышается по мере роста индекса потребительских цен и тарифов на услуги. Около половины получателей по этой программу прежде всего престарелые, имеют и пенсии по старости.
|
|
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Согласно законодательству 1981 г., право на получение таких талонов имеют лица или семьи, чей доход не превышает 125% от дохода "черты бедности". Талоны предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др.
Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами. Размер таких субсидий составляет в среднем 2 тыс.дол. в год на семью.
Программы медицинского страхования и вспомоществования ("Медикеид") охватывают примерно 50 млн. человек. Нельзя обойти вниманием и частные системы социального страхования, которые дополняют государственную и которые помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная по месту работы и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривает определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные видь? страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают участие в системе частного страхования как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированных рабочих и административного персонала.
|
|
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Только с 1950-го по 1980-1 год число рабочих и служащих, охваченных частным пенсионным обеспечением, выросло с 9,8 млн. до 35,8 млн., а вклады в пенсионные фонды увеличились с 2 млрд. до 69млрд. долларов, финансовые активы этих фондов — с 12 млрд. до 407 млрд. долларов. В начале 80-х годов 94/6 вкладов в пенсионные фонды вносили предприниматели, остальные 6% — профсоюзы, неорганизованные рабочие и служащие.
Несмотря на значительный рост фондов час!нал пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается общий стаж независимо от места работы, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпорация" как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участников в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов,дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями.
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 г. впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионированием, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло.