double arrow

Во второй половине XIX в


Школьное естествознание и методика его преподавания

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Цель лекции: Изучить развитие методики биологии во второй половине XIX в. и методику обучения естествознания в ХХ в.

План лекции:

1.Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.

2.Методика обучения естествознания в первой половине ХХ в.

3.Методика обучения биологии во второй половине ХХ в.

В 60-е годы XIX в. обозначилось значительное оживление общественной и педагогической мысли, что нашло отражение в школьном естественно-научном образовании и методике преподавания естествознания. С общим подъемом общественной мысли связана проблема воспитания у молодого поколения материалистического мировоззрения на базе знаний о природе. Школьники учатся объяснять явления природы на основе непосредственных наблюдений, осмысливать взаимосвязи между ними. В то время получило широкое распространение учение Ч. Дарвина о происхождении видов и об эволюции как историческом развитии живого мира.

Одним из первых пропагандистов идей Ч. Дарвина был ученый-ботаник, профессор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов. По мнению А.Н. Бекетова, образовательное значение естествознания заключается главным образом в том, что оно развивает логическое мышление, приучает мыслить доказательно, индуктивно. Ученый резко выступал против догматического обучения. Изучение естествознания А.Н. Бекетов предлагал вести с широким использованием наглядных пособий, в том числе с постановкой опытов. В своем школьном учебнике ботаники (1868) он разработал и описал серию опытов по физиологии растений.

Наглядности преподавания много внимания уделял Карл Карлович Сент-Илер. Он считал, что дети могут получить полноценные знания, если при изучении вопроса используются натуральные объекты. Он первый поднял вопрос об организации самостоятельных занятий по зоологии. В учебнике зоологии (1866) в главе «Для молодых читателей моих» он дал подробные рекомендации по содержанию животных в домашних условиях, уходу и наблюдению за ними, написал ряд планов для наблюдений.

Бекетов А.Н. распространил идеи немецкого педагога-естественника Августа Любена («любеновское направление»). А. Любен писал о полезности обучения естественной истории. Первое место в изучении естествознания он отводил самостоятельной работе учащихся в школе и на экскурсиях, говорил о необходимости развития у детей исследовательских навыков. Растения и животные изучаются наглядно, по возможности на подлинных, натуральных объектах или, в крайнем случае, на хороших изображениях. По мнению Любена, естествознание имеет все возможности для воспитания эстетического восприятия природы, для упражнения в правильном мышлении и обучения умению сравнивать.

«Любеновское направление» нашло отклик среди русскихпедагогов-естественников. Начался активный перевод учебных книг Любена. По его методу были написаны учебники: по ботанике – Н.И. Раевским, А.Н. Бекетовым; по зоологии – Д.С. Михайловым, К.К. Сент-Илером, И.И. Мечниковым.

Однако на практике оказалось, что Любеновская теория чаще всего трудно применима, так как в школах не всегда содержались в полном объеме натуральные объекты и наглядность. Кроме того, в учебниках Любена, как и прежде, большое внимание уделялось морфологии и систематике.

На решение этих проблем была направлена деятельность замечательного педагога-естественника Александра Яковлевича Герда. В созданных Гердом книгах, методических трудах, опубликованных в журнале «Учитель», а также в его преподавательской деятельности четко прослеживаются передовые для того времени педагогические идеи развивающего обучения:

ü изложение учащимся учебного материала о природе на эволюционной основе, формирование у них «правильного мировоззрения»;

ü внедрение «восходящего порядка» в изучении живых организмов;

ü активное развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся в процессе обучения естествознанию;

ü использование объяснительного и исследовательского подходов в обучении школьников;

ü обучение детей с опорой на ранее приобретенные знания;

ü непосредственное общение с живой природой в форме экскурсий, практических работ и путем демонстрационных опытов на уроках;

ü овладение в начальной школе знаниями «о земле, воздухе и воде»;

ü внедрение комплексного подхода к изучению природы на начальном этапе обучения в школе;

ü обоснование преемственности в изучении природы от начального курса о неживой природе к курсам ботаники, зоологии и другим естественно-научным курсам в старших классах;

ü внедрение экологической направленности в содержание образовательного процесса;

ü развитие идеи об обобщающем курсе по естествознанию для последнего года обучения в общеобразовательном заведении.

Герд попытался построить курс естествознания на эволюционной основе. Он был воплощен в превосходно написанных А.Я. Гердом учебнике зоологии для средних учебных заведений и самообразования и «Кратком курсе естествознания»для школ. А.Я. Герд написал также первый специальный методический труд для учителей «Предметные уроки» (1883).

Имена А.Я. Герда и В.Ф. Зуева вскоре после их кончины были незаслуженно забыты.

Но к концу XIX в. благодаря работам А.Я. Герда четко обозначилась особая научная область в педагогике – методика обучения естествознания. Однако научные и методические решения в области этой науки не были востребованы школой, так как уже с 1871 г. естествознание вновь было изъято из числа предметов, преподаваемых в средней школе, и сохранялось лишь в некоторых частных учебных заведениях. И только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в школе в младших классах.


Сейчас читают про: