double arrow

Внутрипредметные и межпредметные связи биологии

Цель обучения биологии

БИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Медицинские противопоказания

Психофизиологические требования

Личностные и психологические качества

Основными личностными и психологическими качествами учителя биологии должны быть:

К учителю биологии предъявляются следующие психофизиологические требования:

Медицинские противопоказания к работе учителя-биолога:

Лекция № 4

Цель лекции: Сформировать понятие о цели и задачах биологического образования в условиях перехода на 12-летнее обучение; изучить содержание предмета биологии, различные взгляды на его структуру; изучить внутрипредметные и межпредметные связи биологии.

План лекции:

1. Цель обучения биологии.

2. Содержание школьного предмета «Биология».

3. Внутрипредметные и межпредметные связи биологии.

Ответ на вопрос: зачем учить биологию? – важнейший элемент программы по биологии. Определение цели обучения – это одна из главных проблем методики учебного предмета.

Цель каждого учебного предмета, в том числе и биологии, - формирование личности, тех её качеств, взглядов, принципов и норм поведения, которые соответствуют общечеловеческим критериям. Образовательная сторона обучения связана с объемом знаний, развивающая – со структурным их усложнением, воспитательная – с формированием отношений к ним.

Учителю необходимо знать основные цели биологии в целом и по каждому курсу, это помогает правильно определить цели отдельных тем и уроков. Цели обучения биологии в современной общеобразовательной школе предполагают:

ü формирование всесторонне развитой личности;

ü развитие личностных качеств, обеспечивающих самоопределение личности, её самореализацию, готовность к продолжению образования, участию в укреплении гражданского общества;

ü усвоение основ учебных дисциплин образовательной области «Естествознания»;

ü изучение основных составляющих естественно-научной картины мира;

ü изучение прикладного компонента естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;

ü усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;

ü формирование и развитие познавательных способностей у школьников.

Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов взаимодействия в системе «Человек - Природа». На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни. Сохранение жизни на Земле во всем многообразии её систем, выживание и развитие человечества в современных условиях возможны только при условии биологической грамотности всего населения.

В концепции биологического образования в 12-летней школе названы цели и задачи конкретного биологического образования:

ü овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения учащихся;

ü осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе гуманного отношения ко всему живому;

ü овладение знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей;

ü разностороннее развитие личности учащихся: памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, теоретического мышления средствами биологии, стремления к самообразованию и применению знаний биологии на практике;

ü формирование научного миропонимания, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности;

ü подготовка молодежи к трудовой деятельности в области дисциплины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Однако главнейшая цель общего образования школы нового типа XXI века – всестороннее развитие личности ученика. В этом процессе биология как учебная дисциплина считается одним из важнейших компонентов общего образования подрастающего поколения.

Содержание школьного предмета «Биология»

Содержание образования – это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру.

Учебный предмет – это система основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе.

Содержание учебного предмета биологии – это отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию её структуры.

В содержании учебного предмета выделяют три основные компонента: основы научных знаний, умения (прикладные знания) и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности (оценочные знания).

В основу содержания курса биологии положены ведущие биологические идеи: идея эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи биологических систем, взаимосвязи строения и функции, связи теории с практикой. Вокруг этих ведущих научных идей группируются специальные понятия, конкретные факты, практические области приложения научных знаний, составляющие содержание конкретных разделов и тем.

Второй составной частью биологического образования являются прикладные вопросы применения научных знаний в практических целях. Экспериментальная часть программы представлена внеурочными работами (фенологическими наблюдениями, летними заданиями), демонстрационными опытами, лабораторными и практическими работами, экскурсиями. Она учит ставить опыты, проводить наблюдения над биологическими объектами, применять биологические закономерности для объяснения гигиенических правил, агро- и зоотехнических приемов.

Третьей составной частью содержания учебного предмета являются знания и умения, направленные на формирование оценочных суждений, норм поведения, отношений к реальной действительности, касающихся природы, общества, человека. Этот компонент деятельности пока не нашел отражения в программе.

Необходимо ещё положительное отношение к усвоенным знаниям и умениям, личная убежденность в их истинности. Важнейшим фактором воспитания учащихся является формирование их потребностей. Эмоций и мотивов в единстве со знаниями, умениями и творческими способностями.

Школьный курс биологии изучается на трех уровнях: базовом, профильном и углубленном.

Профильное и углубленное обучение имеет конечной целью подготовку учащихся для поступления в высшее учебное заведение. Программы профильного и углубленного изучения биологии включает в себя полностью программы базового уровня. Однако содержание отдельных тем существенно расширяется и углубляется за счет введения дополнительного материала теоретического и практического характера. Для этих видов обучения предусмотрен ряд курсов по выбору.

Учитель должен выполнять программу, но при этом он обладает свободой при распределении времени, о том какие вопросы и в какой последовательности лучше изучать, что повторять; как преподавать.

Творческий учитель биологии должен компенсировать упущения и пробелы программы и учебников.

Школьный курс биологии сейчас находится в стадии реконструкции. Разрабатываются и апробируются новые подходы к отбору изучаемых вопросов и их структурной компановке. Эта работа проводится на базе стандарта биологического образования для средней школы (Бiялогiя: праблемы выкладання. 2000. № 4).

В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательности изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях её организации.

Изучению биологии предшествует пропедевтический курс природоведения, который в свою очередь, опирается на знания учеников начальной школы о предметах и явлениях окружающей природы, элементарные сведения об организме человека.

В 7 классе учащиеся узнают о растениях, как живом организме; знакомятся с многообразием растений, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах; об уровнях организации органического мира – клеточном, тканевом, организменном. Изучение этого курса подготавливает учеников к восприятию материала о животном мире.

Изучение животных в 8 классе готовит школьников к освоению курса «Человек и его здоровье»; возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью.

Завершается биологическое образование в средней школе курсом «Общая биология». В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, её возникновение, развитие и зависимости на примере представителей всех царств органического мира.

Педагогика выделяет несколько типов структурирования содержания образования:

ü линейное построение – все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания, при этом каждая тема изучается только один раз;

ü концентрическое построение – происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом более высоком уровне изложения;

ü спиралеобразное построение – учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, то есть неоднократно возвращаются на новом более высоком уровне к тому же содержанию, расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности;

ü модульное построение (новый тип) – целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям, например таким как: содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и пр.

Природа и не подозревает,

что люди её разделили между

различными научными институтами,

и продолжает существовать сама по себе,

будучи единой.

Н. Семенов

В процессе обучения биологии необходимо устанавливать преемственные (внутрипредметные) связи между разделами курса на основе использования ведущих идей современной биологии и последовательного развития общебиологических понятий.

Целостность курса усиливает также система межпредметных связей.

В природе нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления. В последнее время наиболее значимые научные открытия начали появляться на стыках наук. Это привело к появлению интегрированных наук (биохимия, биофизика, биогеография) или комплексных наук (экология).

Межпредметные связи – это дидактическое условие. Обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.

Межпредметные связи также помогают усилить объяснительный элемент в процессе обучения, способствуя формированию научного мировоззрения учащихся.

В учебном процессе межпредметные связи учащиеся обычно не усматривают. Задача учителя целенаправленно включать их в содержание биологического образования и в процесс обучения. Отражение этих связей должно быть с одной стороны научно, а с другой – доступно. Установление межпредметных связей не должно уводить учителя от изучения главного – биологического содержания, предусмотренного программой курса.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

Лекция № 5


Сейчас читают про: