Воспитание в процессе обучения биологии

Взаимосвязь дидактических принципов

Опора на дидактические принципы в методике может быть эффективной, если учитывается их внутренняя взаимосвязь и неразрывность. Поскольку каждый из них проявляет свое действие на все стороны и компоненты обучения, поскольку то один, то другой принцип выступают вместе, согласованно. Живая ткань учебного процесса строится с опорой на все принципы, и их раздельная характеристика условна.

С позиции единства обучения. Воспитания и развития как основополагающего требования к процессу обучения можно рассматривать любой этап обучения биологии. Внутренняя согласованность обученности, воспитанности и развития может быть достигнута при условии соблюдения принципов единства теории и практики, сознательности, доступности, прочности, активности.

Исходя из взаимосвязи диалектических принципов, учитель, методист могут избежать преувеличения роли отдельного принципа. Так, переоценка самостоятельности в учебной деятельности может привести к снижению качества овладения знаниями и умениями, излишним затратам учебного времени и тем самым – к перегрузке учащихся. Акцент на наглядность может стать причиной задержки в развитии абстрактного мышления и непродуктивной траты сил на избыточное иллюстрирование. Определенную меру следует соблюдать и в методической обработке научного материала с целью его доступности для учащихся. Вместе с тем недоооценка отдельных принципов может существенно повредить достижению целей и задач образования и воспитания.

Комплексное использование дидактических принципов в известной мере служит методологической основой в методике биологии для разработки целей и задач биологического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

Лекция № 7

Цель лекции: сформировать понятия о системе воспитывающего обучения, определить роль биологии в патриотическом и идеологическом воспитании.

План лекции:

1. Система воспитывающего обучения.

2. Воспитание научного мировоззрения.

3. Патриотическое воспитание.

4. Гражданское и идеологическое воспитание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: