Судебная реформа. Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других сферах — местного управления

Реформы.

Земские и городские

Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других сферах — местного управления, суда, образования, в во­енном деле и др. К марту 1863 г.,после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губерн­ских и уездных земских учреждениях», утвержденные Алек­сандром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреж­дения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернс­ких земских управ). Те и другие избирались на трехлет­ний срок. Все избиратели делились на три курии — земле­владельцев, городских избирателей, выборных от сельс­ких обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей — многоступенчатыми и бесцензовыми. Зем­ства были лишены каких-либо политических функций, за­нимались исключительно хозяйственными вопросами мес­тного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попе­чение о местной торговле и промышленности и т. д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статисти­ки и другие служащие. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства. По тем же принципам, что и земская, проводилась город­ская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправ­ления — городские думы, избираемые на четыре года. Го­родские думы избирали на тот же срок исполнительные органы — управы. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов.

Наиболее либеральной и завершен­ной по своему характеру являлась судебная реформа. 20 ноября 1864 г. проекты судебных уставов были утвер­ждены Александром П. Они предусматривали бессословность суда, его независимость от администрации, несменя­емость судей, гласность и состязательность судебного про­цесса, в котором участвовали присяжные и адвокаты, ра­венство всех сословий перед законом. Вводились новые су­дебные учреждения — коронный и мировой суды. Корон­ный суд имел две инстанции — окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и со­стоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора мелких правонарушений и исков на сумму до 500 руб. в городах и уездах учреждался мировой суд. Пред­седатели и члены судебных палат и окружных судов ут­верждались императором, мировые судьи — Сенатом. Се­нат имел право кассации судебных решений.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Судеб­ная система России стала одной из самых прогрессивных для своего времени, несмотря на многие пережитки и чер­ты сословного суда, сохранявшиеся в стране. Уже с начала 70-х годов последовала серия «изъятий» и «дополнений», которые ограничивали гласность суда, несменяемость су­дей и следователей, изымали из ведения судов присяжных политические дела и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: