Х - 80-хгодов

Русское народничество

Берлинский конгресс

Успехи России встревожили правящие круги Англии и Австро-Венгрии. Английское правительство направило эскадру в Мраморное море, что вынудило Россию отказаться от ввода своих войск в столицу Турции. В январе 1878 г, воюющие стороны заключили перемирие. 19 февраля 1878 г. был подписан выгодный для России Сан-Стефанский дого­вор. Россия вернула потерянную в результате Крымской войны южную часть Бессарабии (но уже без дельты Дуная), присоединила Батум и Карскую область. Сербия, Черного­рия и Румыния получили полную независимость, а Болгария — широкую автономию (впоследствии она стала независимой).

Англия и Австро-Венгрия, недовольные ростом престижа России на Балканах, на Берлинском конгрессе в июни 1878 г. вынудили Россию согласиться на некоторое сокра­щение территориального расширения Сербии, Черногории, Румынии и особенно Болгарии.

Подводя итог в решении внешнеполитических задач Россией в 60—70-х гг. XIX в., можно сказать, что ей удалось в это время почти все: Северный Кавказ был окончательно присоединен. Несмотря на противодействие Англии, значительная часть Средней Азии тоже была присоединена. Неудача экспедиции генерала И.Д. Лазарева в Ахал-Теке ещё ничего не значила. Канцлер A.M. Горчаков, используя сложившуюся ситуацию в ходе Франко-прусской войны, избавил Россию от необходимости соблюдать статью Парижского мира 1856 г. о невозможности ей иметь в Черном мора военный флот. Победа в войне с Турцией по Сан-Стефанскому миру вернула России утраченные территории и присоединила новые, а также усилила ее влияние на Балканах. И вот здесь произошла осечка Берлинского конгресса, несколько снизившая результаты победы даже в территориальных приобретениях: на Кавказе Турции был уступлен Баязет. Но в тех условиях Россия не смогла бы выдержать войны с европейской коалицией, и ей пришлось усту­пить.

Литература: 1-й – раздел 7.10

Лекция № 35

Общественно – политическое движение в России в XIX в.

1. Русское народничество 70-х - 80-хгодов

2. Начало социал-демократического движения в России в 80-90-е гг. XIX в.

3. Либерально-оппозиционное движение.

Реформы 60-70-х гг. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных кружков; групп и организаций, стремящихся к изменению по­литического режима в стране. Половинчатость, незавер­шенность многих преобразований вызвали разочарование в прогрессивных кругах общества. Помимо внутренних при­чин, большое значение имели революционные идеи, проникавшие в Россию из Европы, которые активно воспри­нимались обществом в условиях широкого распростране­ния нигилистических воззрений.

Пе­риод начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного пери­ода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению власти, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наибо­лее известной из таких прокламаций была «Молодая Рос­сия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичневским). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка «Земля и воля». Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правительственных чиновни­ков выборными, избрание центрального народного предста­вительства. Реализация данных положений должна была про­изойти в результате крестьянской революции, которая, как предполагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее восстание крестьян не оправдалась, организа­ция самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй по­ловине 60-х — начале 70-х годов в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочисленные рево­люционно-демократические кружки интеллигенции. Наибо­лее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого — Д.В. Каракозов — совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок СП. Не­чаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев создал так называемый «Катехизис революционера», в ко­тором обосновывал необходимость самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шанта­жа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следова­ло отказаться от существующих моральных и нравствен­ных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Главным направ­лением освободительного движения пореформенной Рос­сии становится народничество. Приверженцы данной иде­ологии считали, что интеллигенция в долгу перед наро­дом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полага­ли, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталис­тическую стадию; опорой для этого послужит крестьянс­кая община, в которой народники видели социалистичес­кие черты. Среди народников не было единства по вопро­сам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Тео­ретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что лю­бая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, про­изводственных ассоциаций на основе коллективной собствен­ности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направ­ления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения». Согласно его те­ории власть должна была быть захвачена хорошо органи­зованной революционной партией, которой затем следова­ло внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распростра­нилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь пу­тем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к та­ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рам­ках которого интеллигенты селились в деревне, планомер­но агитируя крестьян за революцию, завершилось не бо­лее удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная органи­зация, получившая название «Земля и воля». Организа­цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Аптекман и пр. Это была прекрасно организованная и хоро­шо законспирированная организация, имевшая свои фили­алы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере­дачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправ­ления, свободы слова, собраний, совести и т. д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропа­ганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно на­правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябо­ва) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций — «Народной воли», которая перешла к пря­мой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ­ной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений 1 марта 1881 года Алек­сандр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-"террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержа­вия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена пос­ле неудачного покушения на императора Александра III.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: