Просвещения

Образования и

Военная реформа.

Поражение России в Крымской вой­не вследствие военно-технической отсталости николаев­ской армии, усиление военной мощи европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в Рос­сии. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. В 1864 году началась реорганиза­ция системы военного управления. Территория страны была разделена на 15 военных округов, что имело целью лик­видировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время. В условиях России с ее огромными территориями эта мера имела первостепенное значение. 1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», преду­сматривавший распространение воинской повинности на все мужское население, без различия сословий. Для сухо­путных регулярных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы, затем увольнение в запас на9 лет, а по исполнению этого срока зачисление в ополче­ние до 40-летнего возраста. Помимо этих преобразований, была реформирована система военно-учебных заведений, введен новый военно-судебный устав и т. д. Военные Ре' формы 60-70-х гг. сыграли существенную роль в повыше­нии боеспособности русской армии.

Реформы в сфере

Зна­чительные либеральные преобразования были проведены в сфере просвещения. Университеты получали широкую внутреннюю автономию; был введен принцип формально­го равенства в среднем образовании для людей всех сосло­вий и вероисповеданий; расширена сеть начальных нар°Д' ных училищ; значительно смягчался цензурный контроль за издательской деятельностью.

Сущность реформ и их последствия. Несмотря на все огромное положительное значение реформ 60-70-х гг-XIX века, они носили непоследовательный и незавершен­ный характер, став отражением двух тенденций в полити­ке эпохи Александра II — реформистской и консерватив­ной. Трудность реформирования заключалась в том, чт0 проводимые преобразования не имели достаточно прочйои социальной базы: правительственный курс подвергался критике как справа (за чрезмерную радикальность), тай и слева (за нерешительность и ограниченность реформ)-Многие преобразования носили опережающий характер — предстоял сложный этап адаптации новых институтов к реальным условиям действительности. Тем не менее, Ре' формы 60—70-х годов создали условия для развития бур­жуазно-капиталистического общества в России и перехода к гражданскому обществу и правовому государству.

Литература: 1-й – раздел 7.8

2-1 – раздел 4.

Лекция № 34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: