Культуры в XIX веке

Особенности развития

Культура России во второй половине XIX в.

1. Особенности развития культуры в XIX веке.

2. Образование и просвещение

3. Наука

4. Литература и искусство

XIX век получил название «золотого века» русской культуры, кото­рая заняла выдающееся положение в общемировой культу­ре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской по­литике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппози­ционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как кре­постничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60—70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскре­пощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и факто­ром, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение.

В начале XIX в. просве­щение было признано важнейшим направлением государ­ственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки кото­рых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наибо­лее известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начи­нает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась без­грамотной. Государственная политика по отношению к про­свещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распространялись воль­нодумство и стремление к преобразованиям. В периоды ре­акции и ужесточения внутренней политики (эпоха Нико­лая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80-90-е гг.) усиливался государственный контроль за образо­ванием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограни­чивалась их внутренняя автономия.

Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На стра­ницах газет и журналов велась полемика между сторонни­ками различных направлений общественной мысли, оце­нивались важнейшие события и явления жизни государ­ства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких из­даниях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Совре­менник» А.С. Пушкина и Н.А.. Некрасова, а затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечествен­ные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасо­ва и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий вы­пускаемой литературы. Периодическая печать и литера­тура способствовали просвещению общества, росту поли­тической культуры и правосознания жителей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: