Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), как организационная форма сотрудничества, берет свое начало с подписанием 10 октября 2000 года главами государств-участников Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) Договора об учреждении ЕврАзЭС. Этот Договор – есть продолжение сотрудничества, начавшегося с подписанием 6 января 1995 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а затем 20 января 1995 года и Республикой Казахстан соглашений о Таможенном союзе. Затем к этому образованию присоединились Кыргызская Республика и Республика Таджикистан, что привело к заключению этими пятью государствами Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который и был подписан 26 февраля 1999 года. В 2006 г. к ним присоединился Узбекистан.

Создание ЕврАзЭС является переходом на следующий, более высокий уровень интеграции. Ближайшей целью новой организации является формирование полноценного таможенного союза. При этом Евразийское экономическое сообщество - есть открытая организация, участники которой поставили перед собой цель реального повышения уровня жизни своих народов при эффективном использовании экономических потенциалов государств-участников

Превращение Таможенного союза в ЕврАзЭС позволило государствам-участникам ЕврАзЭС ставить перед собой еще более масштабные задачи на пути интеграции: ускоренное формирование единого экономического пространства; общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; формирование единых транспортных, энергетических и информационных систем; координация внешней политики; совместная охрана внешних границ.

Главной целью создания Евразийского экономического сообщества является повышение эффективности продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства через активизацию проведения в жизнь согласованной таможенно-тарифной политики, выработку единой позиции государств-членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями, выступление на международной арене от лица Сообщества и прежде всего по вопросам торгово-таможенной политики в пределах тех полномочий, которые будут представлены соответствующим органам управления государствами-членами.

Значительным преимуществом ЕврАзЭС перед его предшественником Таможенным союзом является общепринятая в современной международной интеграции система принятия решений путем “взвешенного голосования”, при котором государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. Это свидетельствует о начале нового этапа во взаимоотношениях этих государств, основанного на реальной оценке ситуации.

Говоря о конкретных преимуществах, которые могут извлечь для себя государства-участники Евразийского экономического сообщества, следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС фактически уже действует режим свободной торговли, при котором во взаимной торговле сняты все таможенные пошлины, а также другие тарифные и нетарифные ограничения и изъятия. Преимуществом Евразийского экономического сообщества является то, что в его рамках ведется формирование согласованного торгово-тарифного режима в отношении третьих стран, согласованной системы преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Проводится согласование акцизной политики, правил валютного регулирования и валютного контроля во внешнеэкономической деятельности. Идет работа по координации защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли всеми государствами ЕврАзЭС. При этом перечисленные направления сотрудничества не являются декларативными ‑ по каждому из них, хоть и с различной степенью эффективности, проводятся конкретные мероприятия.

В ЕврАзЭС заложены правовые основы для экономической стабилизации и экономического роста за счет структурной перестройки и взаимодополняемости экономик пяти государств, конкретизации задач интеграции в основных областях экономики.

В Евразийском экономическом сообществе принята достаточно совершенная система контроля за выполнением принимаемых решений. В государствах-членах ЕврАзЭС на основе принимаемых решений разрабатываются внутриреспубликанские планы и программы, предусматривающие регулярную отчетность об их исполнении.

Процессы стабилизации, экономического роста в государствах-членах ЕврАзЭС и углубление интеграции тесно взаимосвязаны. Предстоящие несколько лет в экономической жизни этих государств представляются исключительно важными. Для реализации поставленных целей и других задач на основе преемственности действуют следующие органы управления ЕврАзЭС:

- Межгосударственный Совет;

- Интеграционный Комитет;

- Межпарламентская Ассамблея;

- Суд Сообщества.

Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течении одного года.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Существовавший в рамках Таможенного союза такой орган управления, как Совет глав правительств упразднен.

Заседания Межгосударственного Совета проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств не реже двух раз в год.

Постоянно действующим органом ЕврАзЭС является Интеграционный Комитет, на который возложены задачи по обеспечению взаимодействия органов управления сообщества, подготовке предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, проектов решений и документов, формированию проекта бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением.

Для государств-членов в рамках ЕврАзЭС видится вполне реальной перспектива одновременного начала устойчивого роста экономики, реального производства и показателей торгово-экономического взаимодействия.

Ожидаемые положительные результаты от нового экономического сообщества для Республики Беларусь и других государств-членов ЕврАзЭС можно выразить по трем основным направлениям. Во-первых, оно позволит обеспечить странам-участницам устойчивые торговые связи, во-вторых, даст импульс промышленному развитию этих государств с использованием сложившегося разделения труда и существующих производственных мощностей, в-третьих, может дать позитивные результаты при объединении транспорта и другой инфраструктуры.

Для Республики Беларусь, с ее развитым промышленным потенциалом и преобладанием перерабатывающих отраслей промышленности, участие в Евразийском экономическом сообществе предоставляет хорошую возможность для сбыта своей продукции на рынке ЕврАзЭС.

Центрально-Азиатское сообщество (Россия и страны Средней Азии) расформировано в октябре 2005 г., а его члены вступили в ЕврАзЭС.

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

23.02.2003 г. в Москве лидеры России, Беларуси, Украины и Казахстана (Путин, Лукашенко, Кучма, Назарбаев) заявили об открытии новой страницы интеграции на постсоветском пространстве.

19.09.2003 г. в Ялте данные государства подписали Соглашение о создании Единого экономического пространства. Национальные парламенты стран ратифицировали его в апреле 2004 г.

Далее была создана Группа высокого уровня (ГВУ) по формированию ЕЭП. На заседании ГВУ в декабре 2004 г. в Минске было принято решение о формировании перечня соглашений. Первый перечень соглашений был подписан в 2005 г.

Данный документ предполагает формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификацию принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, гармонизацию макроэкономической политики и законодательства ЕЭП.

В рамках соглашения предусмотрено создание единой регулирующей независимой наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая будет регулировать (вырабатывать) общую для всех стран торговую политику.

Основная цель: создание ЗСТ между странами-членами ЕЭП и их вступление в ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: