Стратегия экономического развития регионов

Часть I

СТРАТЕГИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ

Глава 1

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

1.1. Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегия экономического развития регионов — это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хорошо понятное общее направление можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. К сожалению, региональные органы управления чаще действуют, как «пожарная команда». Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, обладая относительной самостоятельностью, все же в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.

Саморазвитие регионов предусматривает партнерство населения, власти и капитала. Часто это партнерство подразумевает в первую очередь выполнение обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом), а вопросы стратегического характера, касающиеся развития города или региона в целом, отодвигаются на второй план. В этом случае требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по экономическому развитию регионов.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. В зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, в которых происходят разные по своей сути процессы и к которым применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

В индустриальных городах действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей — «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект, определяют ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

В постиндустриальных городах или регионах главным сектором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Степень развития дорог, связи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, степень доступности офисных помещений, уровень преступности и обеспеченность города квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города, так же как способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям.

В настоящее время большая часть стоимости многих видов продукции создается не столько на стадии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР; не столько в рамках непосредственного производства, сколько в рамках планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становятся не столько непосредственное производство, сколько нематериальное производство (дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание), хотя этот источник является не единственным и основным. Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальное знание и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организации и целых регионов.

Само по себе нематериальное производство не обладает свойством самодостаточности. Однако основная стоимость конечной продукции создается на нематериальной стадии производства. Современное производство — это прежде всего интеллектуальное (т.е. преимущественно нематериальное) воздействие, которое производят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Современное производство все в меньшей мере основывается на физической работе, т.е. на материально-вещественном воздействии. Данная закономерность особенно отчетливо просматривается в наукоемких отраслях.

Во всех коммерческих организациях основная часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, осуществления широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное — не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

По данным Ассоциации по подбору персонала, в 1988 г. доля работающих в сфере производства составляла 85%, а в сфере обращения — 15%; в 2005 г. это соотношение должно измениться на обратное — 14 и 86% соответственно1. В связи с этим даже в условиях кризиса в России нельзя недооценивать значения постиндустриальных тенденций развития регионов, городов и страны в целом.

Анализ роли нематериального производства позволяет по-новому оценить роль и значение различных видов деловой активности. Что может обеспечить истинное процветание города — новый загрязняющий окружающую среду металлургический комбинат, реанимированное предприятие по производству вооружений или проводимые регулярно ярмарки, развитие страховых и банковских организаций, развитие торговых предприятий и предприятий, занятых эксплуатацией и развитием жилищного сектора? В ряде случаев ответ будет в пользу последних.

При определении превалирующего типа экономического развития полезно проанализировать деятельность 5—10 крупнейших работодателей города: к какому типу производства они относятся (основному или вспомогательному, индустриальному или постиндустриальному), какие крупные предприятия появились за последнее время, к какому типу они относятся, какие городские преимущества используют эти вновь появившиеся лидеры.

Для оценки глубины постиндустриальных тенденций развития важна характеристика не только отраслевой структуры, структуры занятости и инвестиций, но и степени распространенности информационных технологий: насколько информация и информационные технологии стали фактором развития общества в целом и производства в частности; насколько в связи с этим развита рыночная инфраструктура. Оценка постиндустриальных тенденций позволяет выделить преимущественные факторы экономического развития:

• рыночная инфраструктура;

• квалификация людей;

• информационные и управленческие технологии. Уровень производства в так называемых базовых отраслях уже перестал быть фактором развития стран и регионов. Основное богатство создается не в забое и не на металлургическом комбинате, а преимущественно в сфере услуг. Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна: былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

То же можно сказать и о потенциальных преимуществах низкой заработной платы в обрабатывающих отраслях. В этих отраслях, как правило, доля затрат труда в совокупных издержках не так велика,

1 Финансовые известия. — 1997. — 24 апреля.

поэтому низкий уровень заработной платы не оказывает решающего влияния на конкурентоспособность. Более того, в тех производствах, где конкурирует преимущественно не цена, а качество, уровень издержек перестает иметь решающее значение.

Практика экономического развития многих стран мира показывает, что преимущества низких издержек легко дублируются, возникновение и укрепление все новых конкурентов снижает отдачу инвестиций, что в конечном счете сводит на нет эффект более низких издержек. Низкие издержки становятся своеобразной «ловушкой» для экономического развития многих стран.

Последние исследования Организации по международному развитию при ООН (ЮНИДО) подтверждают эти выводы1.

В частности, в рамках этих исследований был сделан вывод о современных факторах привлечения финансовых средств в национальную экономику стран мира: традиционные факторы (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда) все в меньшей степени сказываются на инвестициях, в то время как более действенными стали новые факторы:

• развитая социальная и экономическая инфраструктура;

• компетентная бюрократия;

• сильная образовательная система;

• устойчивая политика макроэкономической стабилизации. Эти факторы действуют и в регионах России. Поэтому на данном этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главным фактором экономического развития региона, города или других населенных пунктов является творчество людей, человек нового типа. Основой развития становится обеспечение реальных прав на творческий труд, а основным ресурсом становятся человеческие знания.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных про- грамм. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя. Добавленная стоимость в связи с этим — продукт информационных трансформаций. Однако не следует думать, что информационные технологии исчерпываются технической стороной дела (вычислительные машины, телекоммуникации, Интернет, мультимедийные технологии и пр.). Главное в новых информационных технологиях не сети и технические возможности, а желание персонала привнести чтото новое в свою организацию, а также приверженность к сотрудничеству со стороны партнеров, потребителей и контрагентов.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно факто- ром, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов, покупателей продукции). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров в настоящее время — один из факторов развития региона в целом.

В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:

• инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;

• методы стратегического планирования развития региона;

• приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.

Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной трансформации персонала администраций. Для реализации новых управленческих технологий необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует использовать приемы так называемого бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов. Таким образом:

• экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием;

1 Финансовые известия. — 1997. — 6 мая.

• в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента — стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;

• основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

1.2. Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование и стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование с успехом используется в коммерческой деятельности, в работе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, здравоохранительный учреждений и других некоммерческих организаций. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием региона.

Все процедуры стратегического планирования или соответствующей адаптации применимы к планированию регионов Российской Федерации (рис. 1.2.1). Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Определение целей развития Анализ потенциала развития региона
↑ ↓
Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения   Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ
↑ ↓
Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии Разработка концепции развития

Рис. 1.2.1. Цикл стратегического планирования развития региона

Некоторые приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Уровень социального развития региона в конечном счете определяется его экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:

• привлечение в регион новых производств;

• обновление структуры производства;

• развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов — это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

По определению А.П. Гапоненко, цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

1. Определение целей развития

2. Анализ внешней среды развития региона.

3. Определение сильных и слабых сторон региона.

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

5. Разработка концепции развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Рассмотрим все эти стадии.

Определение целей развития региона. Четко сформированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной задолженности.

Обычно различают общие и конкретные цели и задачи. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлекать экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков и др.

Общие цели регионального развития, как правило, характеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. В соответствии с концепцией кардинального поворота к человеку, реализации основной политики государства, направленной на создание условий достойной жизни, необходимо установить социальные стандарты жизненных условий, критерии и показатели эффективности, которые должны быть достигнуты в регионах. Цели должны опираться на количественные и качественные данные о сообществе, быть достаточно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от меняющихся политических ориентиров и полученных промежуточных результатов. Общие цели одновременно служат критерием развития, ориентиром для действия и позволяют отделить желаемые меры от нежелательных. Общие цели должны быть конкретными.

Так, недостаточно в качестве цели указать «стимулирование роста», поскольку неясно, о каком росте идет речь, — росте населения, числа предприятий, занятых на них работников, росте объема продаж, доходов всех юридических лиц или же росте местной промышленности, торговли или какой-либо еще отрасли. Другие примеры использования излишне общих терминов: улучшить климат для бизнеса; снизить безработицу; повысить экономическое благосостояние жителей.

Целесообразно формулировать цели более подробно и количественно определенно. Они должны содержать показатели развития и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.

Общие цели трансформируются в более конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона. Если общие цели нельзя трансформировать в измеримые и конкретные, то это означает, что невозможно определить системные меры по продвижению к этим целям. Конкретные цели отвечают на детальные вопросы: что должно произойти; с кем конкретно; где и когда; какие количественные результаты должны последовать?

Анализ внешней среды развития региона. На данной стадии анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз.

С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, региональный бенчмаркинг (целенаправленный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

Определение сильных и слабых сторон региона. Оцениваются результаты осуществления предшествующих программ социально- экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:

человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых в сфере той или иной деятельности, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);

природные ресурсы (использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

экономические ресурсы (структура местной экономики: превалирующие отрасли производства, которые развиваются быстрее; приватизация; собственность на землю; общественные и частные инвестиции; состав и объем муниципальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; «экспортная» деятельность предприятий региона).

Уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой стадии развития — индустриальной, постиндустриальной или доиндустриальной — находится регион. В зависимости от этого можно выделить приоритетные направления, определить, в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается добавленная стоимость, на этой основе еще раз уточнить цели экономического развития региона.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом формируются нереализованные региональные преимущества. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: развитие рыночной инфраструктуры и коммуникационных линий; безопасность (личная и бизнеса); наличие институтов, поддерживающих бизнес, и квалифицированных кадров; создание благоприятных условий для инвестиций.

Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом: социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и безопасности ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при наличии низкого уровня безопасности.

Создание и поддержание высокого уровня квалификации региональных кадров — также весьма существенный фактор регионального развития. Степень квалификации работающих в регионе людей в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Разработка концепции развития. На данном этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Основу концепции составляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, выявление конкурентных преимуществ данного региона.

Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результаты и возможные последствия реализации планов и программ. Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать следующие.

• Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей — предполагающий меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности.

• Формирование дополнительных источников финансирования развития региона — включающий меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, меры по управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий.

• Меры по поддержке малого предпринимательства — включающий в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, малых инновационных предприятий в регионе, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга, установление сравнительно низких, но полностью собираемых налогов, защиту от криминального и легального монополизма, поощрение конкуренции, борьбу с незаконными видами бизнеса и коррупцией в госаппарате, привлечение вкладов населения в финансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные инвестиции, эффективную приватизацию, земельную реформу, совершенствование законодательства, устранение пробелов и противоречий.

• Восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей, утраченных в связи с разрушением административно-командной системы и «суверенизацией» регионов.

• Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городском хозяйстве.

• Маркетинг региона и его «продвижение» — включающий разъяснение процедур, связанных с открытием нового бизнеса в регионе, обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о регионе, координации действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой (ТПП) и местными банками, использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания, использование методов коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентств в регион, прежде всего стратегических инвесторов.

Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности предпринятых мер.

Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жителей.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:

• переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

• постановка целей и определение задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели;

• выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;

• выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;

• выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

• проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности;

• разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации;

• применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегической планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам);

• закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.

Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки:

1) информационный;

2) нормативно-правового регулирования;

3) организационно-распорядительный;

4) финансово-экономический;

5) ресурсный;

6) оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются на договорных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники.

Разработка социально-экономических проектов решения конкретных проблем региона проводится на основе выбранных приоритетов с учетом действительного положения дел в регионе и опыта, накопленного в других регионах.

Механизмы проведения преобразований, которые включают способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых орггехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без разработки такого комплекса практически невозможно успешное внедрение проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и точности описания желаемых результатов социально-экономических преобразований. При отсутствии организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Программы реализации проектов включают в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:

• поиск заинтересованных юридических и физических лиц, концентрация и задействование материальных и финансовых ресурсов;

• формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и «выращивание» ростков нового;

• подготовка и принятие на соответствующих уровнях нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;

• создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;

• контроль за выполнением планов и программ.

Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство экономического развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками, содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкубатор, выявить резервы использования нежилых помещений, организовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией должно заняться разработкой общественного видения решения проблем, для чего регулярно проводить в администрации встречи с предпринимателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, организовывать обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

Планирование экономического развития региона — это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Региональный маркетинг — одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориентировать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.

Региональный маркетинг — это система привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправленные визиты региональных руководителей, встречи с руководителями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизнеса, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр. Региональный маркетинг представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития.

Рассмотрим зарубежные проекты, являющиеся примерами регионального маркетинга1.

Запакованный Рейхстаг. Летом 1995 г. городские власти Берлина санкционировали акцию «Запакованный Рейхстаг». Всемирно известное здание Рейхстага было полностью закрыто специальной тканью, что создавало впечатление гигантского свертка с праздничным подарком. Параллельно была развернута широкая рекламная кампания, которая привлекла миллионы туристов со всей Германии и из многих стран Европы. В отдельные дни в непосредственной близости от Рейхстага находилось до 400 тыс. человек одновременно.

Примеры регионального маркетинга приводятся по: ГапоненкоА.Л. Разработка стратегии территориального саморазвития / Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып. 8 / Науч. ред. Ю.Н. Алексеев, Б.Е. Шнилев. — М.: Изд. БСГ, 1999. - С. 17—38.

Все посетившие Берлин с целью увидеть эту необычную картину пользовались услугами такси, отелей, ресторанов, покупали сувениры, т.е. тратили деньги; эти деньги пошли на благо Берлина и его жителей: занятые в сфере обслуживания и в торговле получили дополнительный доход, казна муниципалитета получила дополнительные налоги, которые пошли на развитие Берлина, а от этого выиграли все его жители.

Бонн — покинутый город. В связи с тем что столица Германии была перенесена из Бонна в Берлин, прежней столице грозили упадок и запустение. В связи с этим было создано специальное агентство по муниципальному маркетингу, целенаправленно предлагавшее новым организациям занять опустевшие правительственные здания. Основное внимание уделялось консультационным, рекламным, компьютерным фирмам и фирмам высоких технологий, а также различным бесприбыльным организациям. По замыслу городских властей, уникальные характеристики Бонна (расположение в центре Европы, наличие международного аэропорта, прекрасных линий коммуникаций, экологически чистое и климатически привлекательное место, относительно дешевая недвижимость, безопасность) должны были привлечь многие организации, которые вдохнули бы новую жизнь в бывшую столицу.

Агентство использовало разнообразные методы: рекламу, презентацию, прямую рассылку, работу с руководителями организаций, способными выбрать Бонн местом своей дислокации. Эти методы дали свои плоды, и Бонн не стал покинутым городом.

Кэнтон — столица воздухоплавания и ремесел. Кэнтон — город, в котором живет 12 тыс. человек, столица графства Мэдисон, насчитывающего 60 тыс. жителей, расположен в штате Миссисипи (США), одном из самых отсталых штатов по уровню экономического развития. В администрации графства имеется отдел маркетинга, в котором работают 5 человек (двое из них — на полставки). Эти люди пропагандируют город и графство заинтересованным лицам, привлекают в город туристов и предпринимателей. Не имея внутренних источников развития, город сделал ставку на привлечение ресурсов извне. В графстве дважды в год проходит фестиваль воздушных шаров, ежегодно организуется ярмарка ремесел. Не имея своих мастеров, город собирает на ярмарку ремесленников практически со всех штатов. На фестиваль и ярмарку в город приезжают до 20 тыс. человек, которые пользуются отелями, ресторанами, другими предприятиями обслуживания. Отдел маркетинга за 2 месяца разослал информацию о городе и графстве в 16 тыс. адресов по США и всему миру. Уже через месяц было получено более тысячи заинтересованных ответов. С каждым ответившим корреспондентом ведется индивидуальная переписка. Таким образом изыскиваются новые возможности использования «уникальных» преимуществ маленького города Кэнтон.

Тунис. Весной 1996 г. москвичи обнаружили на улицах специфическую рекламу: рекламировался Тунис как уникальное место для отдыха и туризма. Результатом этой рекламы стал двукратный рост в Тунисе числа российских туристов. Правительство Туниса, заботясь о благосостоянии своих граждан, которое в значительной мере зависит от притока в страну иностранных туристов, организует во всех странах мира рекламную кампанию, ежегодный бюджет которой составляет 100 млн долл. (для сравнения: Россия тратит на эти же цели в 100 раз меньше). Аналогичную рекламу организует Греция, не говоря уже о более развитых странах (Франция, Италия). Данный пример позволяет говорить не только о муниципальном и региональном, но и о страновом маркетинге.

Одна из целей регионального маркетинга — донести информацию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская администрация принимает активное участие в их деятельности.

Так, в городе Лоуренс (штат Канзас) сотрудник местной торговой палаты, частично оплачиваемый местной городской администрацией, в течение нескольких лет осуществлял программу экономического развития города, в результате которой появились книга о городе, а так- же подробное описание всех высокотехнологичных городских бизнесов. Была осуществлена рекламная кампания, в рамках которой информацию о городе получили 7 тыс. адресатов, состоялись встречи со 100 городскими предприятиями на предмет расширения их активности.

Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга является создание новых и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей — близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов — климатические условия, достопримечательности; для инвесторов — цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.

Можно по-разному оценивать мероприятия регионального маркетинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сводится лишь к изданию брошюр, — это подмена живого дела бумаготворчеством; существует и противоположное убеждение, что все перечисленные действия местных властей по «продаже» региона представителям деловой общественности — необходимые условия успешного стимулирования экономического развития. Думается, что

даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона.

Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих разделов:

• исследования, экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности;

• образование;

• связи с общественностью и реклама.

Дополняется план разделами о его финансировании и процедурах контроля.

План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексом услуг, а потребителем — весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона — один из действенных методов управления развитием региона.

1.3. Резервы устойчивого развития экономики региона 1

Время подтвердило актуальность проблем устойчивости развития территориальных образований. Производственные предприятия, экономические структуры, институты власти регионов, городов и районов постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов.

Не преодолены угрозы разрушения, в том числе физического, систем жизнеобеспечения населения — производственной и социальной инфраструктуры, снабжения продовольствием, топливом, электроэнергией и т.п.

Чрезмерны региональные различия уровней социально-экономического развития, прежде всего дифференциация доходов населения.

Рынок в конечном счете должен привести к относительному выравниванию территориального развития — посредством перелива капиталов, рабочей силы, технологий в регионы, где эффективность их использования выше, и т.п. Однако на первоначальном этапе его становления имеющиеся диспропорции, как правило, усиливаются. Стремление к выживанию стимулирует тенденции автаркии, что, в свою очередь, сдерживает развитие рынка, ограничивает его пространство — территориальное, отраслевое и др.

Специальные исследования показывают, что различия социально-экономического развития субъектов РФ не только чрезмерны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.

Если в 1990 г. среднедушевое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в 10 наименее развитых регионах было меньше в 2,3 раза, чем в 10 наиболее развитых, то в 2002 г. этот разрыв составляет более чем 5 раз. Дифференциация средних показателей уровня жизни населения по регионам, измеряемых среднедушевыми доходами, в 1990 г. составляла 1,5—2 раза, а в 2002 г. 10—12 раз, причем это далеко не всегда связано с эффективностью производства в республиках, краях, областях и автономных образованиях страны.

Органы власти многих субъектов Федерации имеют территориальные претензии. Ряд регионов страны оказался в значительной степени зависимым от внешнеэкономических условий, политики сопредельных государств2.

Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются существенными различия институциональных преобразований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и госрегулирования, взаимодействия властей с новыми экономическими структурами и др.

Все это — критические факторы, представляющие угрозу экономической системе и государственности в целом.

Обострение системного кризиса в августе 1998 г. сделало более масштабными проблемы надежности функционирования народного хозяйства РФ и экономических комплексов страны в течение ближайшего периода, а также создания материально-вещественных и общественно-экономических предпосылок для пере- хода на модель устойчивого развития. Острая же потребность в этом переходе очевидна и стимулирует учреждающую научную проработку проблем формирования соответствующих условий (предпосылок, резервов, механизмов) устойчивого развития экономики регионов.

Научные исследования, посвященные этой проблематике, имеют ярко выраженный конкретно-исторический характер. Такого рода задачи не могут быть решены раз и навсегда — на каждом новом этапе развития они становятся все более масштабными и острыми.

1 См.: Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. Резервы устойчивого развития экономики региона / Регион: ресурсы местного саморазвития. — С. 69- 86

2 До 1991 г. приграничными регионами являлись около 10 российских республик, краев и областей. В настоящее время таковыми являются 45 из 89 субъектов Федерации, где проживает около 32% населения страны

Исследование путей формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функционального обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще

не закончено в силу многих причин: утраты методологических ориентиров, неясности перспектив территориальной социально-экономической организации России, отсутствия научной концепции перехода от преимущественно административных к рыночным отношениям и др.

Ряд научных проблем в рамках ранее сложившейся парадигмы должным образом разрешен быть не может, так как, согласно оценкам, она в значительной степени исчерпала свой потенциал и явно испытывает своего рода логистическое насыщение или же близка к нему.

Исследование проблем устойчивости и устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов или вопросов в различных, иногда мало связанных друг с другом областях теории и практики. Лишь в последнее время выполнены работы, в которых предприняты попытки разрешить эти вопросы с позиций общесистемных представлений, в частности научного обоснования концепции формирования условий устойчивого развития экономики региона.

Научная концепция устойчивости и устойчивого развития экономики регионов, а так же городов и административных районов, на наш взгляд, должна включать:

• теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия — в определенных пределах по силе и времени — внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям;

• указания на то, что истоки этого качества кроются в объективном существовании разнообразных пропорций; это можно рассматривать как специфический ресурс, имеющий определенный потенциал, соответствующим образом воспроизводимый, в особых формах проявляющийся и используемый;

• выделение устойчивого развития экономики региона в качестве специфического объекта управления в рыночной модели хозяйствования;

• критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для регионов разной таксономии и типов развития;

• обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических пропорций;

• обоснование путей преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать экологическое содержание устойчивости и устойчивого развития; сохранение во многом абстрактных воззрений на проблемы устойчивости территориальных социально-экономических систем, сложившихся под воздействием более синергетики, чем практики региональной организации; указания на то, что наиболее значимыми факторами нарушения устойчивого развития экономики региона являются опасность физического разрушения основных фондов, усиления автаркии, отказ от корректировки реформ, в частности усиления их социальной направленности, государственного регулирования и стимулирования производства.

Всестороннее обоснование концепции устойчивости и устойчивого развития экономики региона позволяет раскрыть содержание этого качества (экономическое, социальное, институциональное и др.), а также его потенциал, алгоритм наилучшего использования и т.п.

Потенциал устойчивости экономики региона. Категория «потенциал» в современном менеджменте трактуется по-разному. Распространенным является представление, что при этом речь идет о «совокупности чего-либо». Мы исходим из того, что ее содержанию больше соответствуют такие характеристики, как возможность, способность и т.п., так как они указывают на некие скрытые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможных стать реальными.

Например, стратегия регионов, специализирующихся на добыче природных ресурсов, особенно невоспроизводимых, жестко связана с данными геологоразведки. Полученные новые сведения могут коренным образом изменить представления о минерально-сырьевой основе и, соответственно, о перспективах экономики.

Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть результат противоречивого взаимодействия множества факторов и условий, векторы которых во многих случаях разнонаправленны.

Особое значение имеет инерция векторов развития, заданная объективно сложившимся территориальным разделением труда и характерная, в частности, для российского Севера, Дальнего Востока, зоны Черноземья и др. В этом заключены не только пре- имущества (как и во всяком разделении и специализации общественного труда), но и недостатки. Известно, в частности, что рыночные критерии эффективности делают весьма проблематичными цивилизованное хозяйственное освоение новых территорий страны, их ориентацию на комплексное социально-экономическое развитие, трактуемое традиционно. Основная причина кроется в удорожаниях и неконкурентоспособности, возникающей вследствие этого. Положительное же заключается в том, что можно использовать преимущества регионов — природно-ресурсные, экономические, инфраструктурные и т.п. Этим определяется потенциал устойчивости и устойчивого развития, величина которого определяется параметрами этих преимуществ, прогнозными оценками общественных потребностей, точкой на кривой жизненного цикла данных ресурсов и т.п.

Рассмотрим потенциал устойчивости развития применительно к разным экономическим районам и зоне Севера.

Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресурсов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, динамикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособностью регионов-потребителей, экологической безопасностью геолого-разведочных и эксплуатационных работ и др.

Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Западного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, увеличением доли изделий высокой готовности в общем объеме про- изводимой продукции.

Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутренних рынках. Стагнация обрабатывающей промышленност


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: