Цифровое растрирование

Специальные случаи цветоделения.

К специальным случаям относится цветоделение на две, три краски, или же более пяти. Если используется цветоделение на две, три краски, то обязательно используется чёрная, а вторая и третья — для придания оттенка черному.

Составные цвета — это использование при печати заранее смешанных красок (понтонов). Как правило, они используются для получения оттенков, которые трудно реализуются триадными красками, например, металлический блеск. Существуют определенные таблицы (палитры) понтонов. Понтонами часто печатают ценные бумаги.

Системы повышенной цветности HiFi-Color.

Используется как минимум 6 цветов. Первая система была разработана фирмой Pantone и называется гексохром (используется CMYK + оранжевая и зелёная). Фирма Линотайп Хелп (позднее Гейдельберг) разработала систему HiFi-Color 3000, используется CMYK + RGB. И третий лидер, фирма Дюпон использовала CMYK + CMY (семикрасочная печать). Есть также электронные системы, которые могут делить на 12–15 красок. В стандартной западной полиграфии используется 7 цветов. Сверхполноцветная печать имеет ряд проблем: пр сканировании, получении пробных оттисков. Совмещении при печати возникают сложности из-за большого кол-ва краски.; сложность в управлении цветом; опасность возникновения муара. Возможности решения: исп-ть частотно-модулированное растрирование и битовую глубину.

Полиграфическая печать, особенно офсетная, выполняется с помощью растра, т.е. набора мелких точек круглой или другой формы. Именно растр позволяет передавать полутона, но при этом растровые точки, структуры, которые они образуют, должны быть невидимы человеческому глазу. При просмотре оттиска должна создаваться иллюзия непрерывного изменения тональности и цвета. Амплитудно-модулированное растрирование (АМР).

В рамках АМР растра точки переменного диаметра размещаются в регулярной матрице с равноотстоящими центрами. На оттиске область изображения, составленная из больших точек, воспринимается как тёмный тон. Область, составленная из наименьших по размеру точек, как более светлая. астра описывается тремя параметрами:

1. Пространственной частотой — линиатурой (количество линий на дюйм);

2. Формой точки;

3. Угол поворота растра. Растровые точки образуют линии для разных цветов, по технологическим соображениям линии повернуты на разные углы.

И вообще, форма точки и угол поворота растра — это очень серьёзный технологический вопрос. аполненная ячейка — микроточка. Несколько микроточек — микроячейка. Формирование растровых точек осуществляется от центра. Растровые точки могут иметь различную форму ячеек. иниатура зависит от вида бумаги, способа печати, вида печатной машины. Максимальная линиатура, когда листовая офсетная машина, мелованная глянцевая бумага — 200 lpi. Наименьшая линиатура, когда бумага газетная, рулонная машина — 66–100 lpi. Форма точки должна быть согласована с характером изображения. Если изображение представлено контурными геометрическими формами, то форма точки может быть квадрат. Если в изображении есть люди, то желательно использовать эллиптическую точку. Круглая точка создает проблемы при печати. Растровая точка имеет свойство растискивания. Степень растискивания разная по 2-ум направлениям, получаем эллипс. Если нужна круглая точка, то растр — эллипс. Оси учитывают анизотропию растискивания. Углы поворота растровых линий.

Под углом 900 располагается жёлтая краска (самая незаметная), голубая краска печатается под углом 1200, пурпурная под углом 600, черная — 450(за основу берется направление в 900). Муар (дефект) — это регулярная решетка, которая проявляется при печати, и которой нет в изобразительных оригиналах. Бывают следующие виды муаров:

Сюжетные муары — изобразительный оригинал содержит определенную структуру, которые при растрировании вступают в интерференцию с растром. Сюжетный муар можно наблюдать по телевизору, если человек имеет рубашку с полосками. Иногда избавиться от сюжетного муара позволяет легкое размытие при сканировании. Технологические муары — появляются в результате неточностей операций во время технологического процесса. Муары, обусловленные использованием растрированных печатных оттисков в качестве оригиналов.

Частотно-модулированное растрирование.

Для ЧМР используется общее наименование — стохастические (случайные) растры. Количество микроточек, которое соответствует определенному тону, остается прежним (как и в амплитудном растре), но эти не группируются вокруг центра растровой ячейки, а случайным образом распределяются по всей ячейке. Преимущества: 1.более чистые цвета (устранена опасность муара, менее подвержены взаимному загрязнению) 2.улучшена резкость края изображения и детальность, 3.гладкие градации между полутонами (плавная передача тональности обусловлена случайностью растра) 4.возможность печати более чем 4 красками (не используются углы поворота).

Недостатки: 1.Увеличение размеров растровой точки — растискивание. Норматив 18–20%. В стохастических растрах на мелованной бумаге 25–35%, на офсетной бумаге — 50%. 2.Зернистость в светах. Точки разбрасываются по матрице, частично пропадают при формных процессах, а остальные точки остаются заметными, т.е. пропадает иллюзия сплошного тона. 3.Необходимость жесткого соблюдения технологии и контроля качества на всех этапах. 4.По оценкам экспертов для перевода обычной типографии, использующей амплитудные растры, на стохастические растры будет составлять 500.000 долларов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: