Послевоенное восстановление и развитие СССР (1946-1964 гг. )

4.1. Социально-экономическое развитие: итоги и проблемы

По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Население (по приблизительным данным ЦСУ) сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18%. Число инвалидов Отечественной войны в 1946 г. составило 2575694. Огромны были и материальные потери. Разруха народного хозяйства СССР была столь катастрофической, что последствия ее могли быть преодолены только через многие годы. Сокращение населения и, следовательно, рабочей силы, замена на предприятиях кадров трудоспособного возраста на стариков и подростков, мужчин – женщинами, квалифицированных рабочих – новичками; ухудшение жилищных условий; уничтожение, износ технического оборудования; снижение национального дохода и капитальных вложений – все это снижало производительность труда, уровень которой не шел ни в какое сравнение с довоенным.

Трудности восстановительного периода усугублялись большими разрушениями на транспорте, исчерпанием запасов сырья, упадком сельского хозяйства, переводом экономики прибалтийских республик на социалистические рельсы хозяйствования, что влекло за собой ломку прежних социально-экономических отношений и требовало немалых затрат. Война вызвала глубокие изменения в сознании и настроениях людей. Народ отдал для победы все свои физические и духовные силы, все свои сбережения, десятки миллионов жизней, надеясь, что с миром придет и облегчение. Но надеяться на быстрый рост народного потребления, который бы стимулировал переориентацию экономики на производство продукции массового спроса, в этих условиях было нереально. Сказывалась и международная обстановка: в рамках проводимой США “атомной дипломатии” Советский Союз резко ускорил темпы по созданию собственного атомного оружия, что требовало громадных средств. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из европейской части страны на восток были заложены основы для дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны. Но эти положительные итоги не шли ни в какое сравнение с потерями, понесенными Советским Союзом в ходе фашистской агрессии, особенно если учесть число убитых и искалеченных войной.

В труднейшем положении оказалась деревня. Непомерно тяжелая для колхозов хлебозаготовительная политика в годы войны еще более ужесточилась: хлеб забирался из хозяйств подчистую, нередко для выполнения госпоставок местные органы отнимали у колхозников зерно, выданное на трудодни или выращенное в личных хозяйствах.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Первоочередными ставились следующие задачи: восстановление и развитие тяжелой промышленности и железно­дорожного транспорта, обеспечение технического прогресса во всех отраслях; повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой. Пятилетним планом предусматривалось восстановление довоенного уровня промышлен­ного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки его превышение на 48%. Ставилась задача развивать в пострадавших районах европейской России собственную энергетическую и топливную базу, увеличивать объем капиталовложений в экономику более отдаленных районов страны – в Сибири и на Дальнем Востоке.

Пятилетний план ставил слишком трудные задачи для истощенной войной страны. Определяя их, советское руководство исходило из сложившегося на международной арене соотношения сил между двумя различными системами (социалистической и капиталистической). Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного.

С переходом к мирному строительству произошли соответствующие изменения в правительственных структурах. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, действовавший как временный орган на период войны и чрезвычайного положения в стране. Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства. Председателем Совмина СССР и министром вооруженных сил страны был избран Сталин. Переключение средств и материальных ресурсов на мирные цели началось с весны 1945 г., а к июню на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий, в том числе оборонных. Особые проблемы стояли перед предприятиями, полностью переключенными в начале войны на производство военной продукции. Работа по реконверсии социалисти­ческой экономики в 1946 г. вскоре принесла свои плоды. За первый послевоенный год заметно увеличился рост производства основных видов продукции машиностроения – турбин, паровозов, вагонов, автомобилей, тракторов, комбайнов, экскаваторов и др.

Предприятия, восстановленные в течение 4-й пятилетки, дали в 1950 г. 1/5 часть добытого в стране угля, 39% выплавленной стали и проката, 40% чугуна; на их долю приходилась значительная часть выработанной электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической, легкой и пищевой промышленности. На месте прежних было построено около 3200 предприятий, технически более совершенных и мощных. Восстановление ряда отраслей индустрии полностью завершилось к 1953 г. Параллельно с этим осуществлялась широкая программа нового промышленного и транспортного строительства.

Огромные материальные средства были направлены на создание атомного оружия в ущерб производству предметов потребления, социально-культурной сфере, сельскому хозяйству. Уже в 1948 г. в Челябинской области был построен реактор по производству плутония, а к осени 1949 г. в СССР было создано атомное оружие. Это стало важнейшим событием конца 40-х годов не только для Советского Союза, но и для всего мира. В том же году правительство СССР заявило, что оно выступает за безусловное запрещение применения атомного оружия. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба. Первая в мире АЭС – Обнинская (под Москвой) – мощностью 5 тыс. кВт вступила в строй летом 1954 г.

Сделав ставку на первоочередное развитие промышленности, правительство смотрело на деревню как на важнейший источник сырья, рабочих рук и хлеба, что в значительной степени затянуло восста­новление сельского хозяйства. Материально-производственная база колхозов, созданная в годы довоенных пятилеток, была почти полностью разорена – уничтожено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС; истреблена или вывезена в Германию почти четверть довоенного тракторного и комбайнового парка. Сохранившаяся сельхозтехника была предельно изношена; около 11% тракторов МТС из-за неисправно­сти не работали. Недостаток техники не восполнялся живой тягловой силой, поскольку поголовье лошадей в колхозах не составляло к концу 1945 г. и половины довоенного уровня. Более чем на четверть сократилась посевная площадь. Из-за недостатка техники и рабочих рук сельскохозяйственные работы проводились с опозданием, что приводило к резкому снижению урожайности. Многие колхозы, особенно оказавшиеся в оккупации, не располагали самым насущным для сколько-нибудь нормального ведения хозяйства. Люди жили в тяжелейших условиях, нередко в землянках, без элементарных жизненных удобств.

В создавшихся условиях советское руководство принимает решение о скорейшем организационно-хозяйственном укреплении колхозов, создании их в тех районах страны, где раньше их не было и где индивидуальные крестьянские хозяйства составляли основу сельскохозяйственного производства (западные области Украины и Белоруссии, Правобережная Молдавия и республики Прибалтики).

19 сентября 1946 г. вышло постановление Совмина СССР и ЦК партии “О мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах”. Для контроля за соблюдением устава сельхозартели, предотвращения его нарушения, решения вопросов колхозного строительства был создан Совет по делам колхозов. Деятельность его способствовала организации и совершенствованию оплаты труда, разработке перспективных планов, подготовке руководящих кадров, созданию детских учреждений, конкретизации устава сельхозартели.

К концу 4-й пятилетки многие последствия войны в сельском хозяйстве в основном были преодолены, укрепилась материально-техническая база, в районах, подвергшихся оккупации, восстановлены колхозы, МТС и совхозы, повысился уровень механизации сельско­хозяйственных работ. В 1948 г. принимается трехлетний план развития электрификации на селе. К концу пятилетки электроэнергию получали 80% МТС и 76% совхозов. В 1950 г. объем валовой продукции сельского хозяйства составил приблизительно 99% по сравнению с довоенным показателем. Однако заявление члена Политбюро Г. Маленкова на XIX съезде партии (октябрь 1952 г.) о том, что зерновая проблема в стране “решена с успехом, решена окончательно и бесповоротно”, не соответствовало действительности. В действующей заготовительной системе отразилось полное экономическое бесправие колхозов: государство “брало” у деревни хлеб и другие продукты за бесценок. О том, что хлебозаготовительные планы были для деревни непосильными, говорят следующие цифры: если в 1944 г. их выполнили около 58% колхозов страны, то в 1945 – 50%, 1946 – 42,1%, 1948 – 44,2%.

Крестьянский двор (и колхозный, и единоличный) подлежал обложению государственным натуральным налогом в форме обязатель­ных поставок зерна, мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля и других продуктов. Помимо натурального налога крестьянское хозяйство облагалось денежным налогом. Если в 1940 г. средняя сумма налога на один колхозный двор равнялась 112 руб., то в 1951 г. – 523 руб. Налоги выросли почти в 5 раз, а земли и скота у крестьян в личном пользовании убавилось. Сложившуюся после войны систему управления деревней крестьяне рассматривали как враждебную не только своему жизненному укладу, но и существованию. По официальным данным, пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. был успешно выполнен, а важнейшие его задания “значительно перевыполнены”. В первую очередь, это достижения черной металлургии (выплавка стали и производство проката), добыча угля и нефти, выработка электроэнергии, производство станков и машин, продукция химической промышленности. Но как показывает статистика, план 4-й пятилетки по развитию сельскохозяйственного производства не был выполнен. Однако уровень сельскохозяйственного производства в 1950 г., по официальным данным, почти достиг уровня довоенного 1940 г. В июле 1952 г. Сталину был представлен проект директив пятого пятилетнего плана на 1951-1955 гг. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства за пятилетие примерно в 1,8 раза. Для производства средств производства темпы роста устанавли­вались в размере 18%, а для производства предметов потребления – 11%. Вдвое должны были возрасти капиталовложения в промы­шленность.

Уже к 1953 г. темпы прироста валовой продукции промышленности, а также прирост по важнейшим ее видам (чугун, сталь, прокат, электроэнергия и пр.) превышали плановые задания. Эти достижения позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10, нефтепродуктов - в 3,3, угля – в 5,1, дров – в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, поставленная советским правительством, была выполнена, так как накопленные запасы были важнейшим условием гарантии СССР “от всяких случайностей”. Именно эти резервы, полученные в результате героического труда всего народа, позволили в будущем провести большинство реформ и начинаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: