С расширением связей между различными государствами и народами стали складываться правила международной морали, а затем и юридические нормы, определяющие отношение общества к лицам с отклонениями в развитии и ставящие вне закона наиболее грубые нарушения прав человека. Сформированы права и свободы, которые не должны зависеть ни от общественного строя данной страны, ни от других обстоятельств. Эти права неотъемлемо присущи любому индивиду, где бы он ни жил или находился.
Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества, должно соотносить свое законодательство и свою политику с требованиями определенных международных стандартов. Права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства, стали предметом международной заботы.
В настоящее время принято все международные нормы в области прав и свобод личности называть международными стандартами. Этим термином охватываются международные договоры, резолюции общественных организаций. Ключевые положения этих документов сводятся к обеспечению детям полноценной достойной жизни в обществе нормально развивающихся людей.
В последнее время наше общество движется по пути строительства правового государства, поэтому необходимо уточ-v нить и расширить положения о правах и обязанностях граждан, среди которых несколько десятков миллионов людей-инвалидов. Поэтому особое значение приобретают вопросы правового обеспечения этой категории лиц.
На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Этих лиц нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания. Если это внимание им не оказывалось или оказыва-
лось не в той форме и не в том объеме, какого они требовали, эти лица становились тяжелым бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество.
В связи с этим у общества возникла необходимость определить свое отношение к данным лицам, их правовое положение, необходимые для них формы помощи.
Нарушения физического или умственного развития вносят значительное своеобразие в процесс становления ребенка как личности. Это было замечено еще на ранних этапах общественного развития и нашло отражение в законодательствах, определявших положение таких лиц в обществе.
Общественное положение детей с нарушениями развития определялось совокупностью правил, которые выражались как в законах высших органов государственной власти, так и в актах государственных учреждений.
С развитием общества менялось не только его отношение к своим аномальным членам, изменялся и сам критерий аномальности. Ведь на характер отношения общества к аномальным и установления рамок между нормой и патологией влияет ряд многочисленных факторов: это уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.
На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования.
Рабовладельческой, феодальной и буржуазной формациям соответствуют определенные системы общественного и гражданского права. В каждой формации по-особому определялось общественное положение детей с нарушениями развития как членов определенного общества.
В рабовладельческом обществе положение аномальных детей регулировалось правилами, которые постепенно оформлялись в законы. В соответствии с этими законами на ранних этапах рабовладельческого строя дети с различными физическими недостатками подлежали физическому уничтожению.
Умерщвление детей-уродов имело место и в Древнем Риме. Римский философ Сенека писал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять не--' годное от здорового.
В то же время глухим и слепым, относившимся к классу рабовладельцев, предоставлялись некоторые права. В Римском законодательстве были, например, такие законы: «Слепые, глухие и немые могут быть наследниками»; «слепые, глухие и немые могут делать завещания, но если завещание сделано прежде, то есть до болезни, после которой человек стал слеп, нем и глух, то оно утверждается».
Позднее разрозненные положения были объединены в кодексах Феодосия II и Юстиниана. В этих кодексах лицам, имеющим аномалии, было предоставлено право пользования частной собственностью, но право передачи собственности им не предоставлялось. Всем лицам, имеющим нарушение слуха, речи, зрения, другие аномалии, запрещалось принимать участие в общественной жизни. Римское право не признавало аномальных людей полностью дееспособными.
Во все времена на отношение людей к аномальным детям оказывали большое влияние религиозные воззрения. В средневековье усиление религиозного начала в самых различных областях оказало отрицательное влияние на общественное положение таких детей. В рабовладельческом обществе духовенство, имевшее большую силу, стремилось утвердить в общественном сознании мысль о том, что любое отклонение в развитии ребенка является проявлением «злого духа». Это суеверное представление римско-католическая церковь старалась закрепить именем бога и папы. Инквизиция стремилась устранить от участия в общественной жизни всех аномальных детей, даже независимо от их классовой принадлежности.
В славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому их окружали ореолом святости.
На ранних этапах развития Киевского государства возникло чисто национальное явление - общественное призрение «убогих детей». Широкие круги населения, руководимые чувством милосердия, оказывали посильную помощь приютам, богадельням и странноприимным домам.
Одним из первых официальных документов на Руси был утвержденный в 996 г. киевским князем Владимиром Святославичем Устав о православной церкви, который обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых. Вследствие этого организация призренческих воспитательных учреждений для убогих детей сосредоточивалась в основном в монастырях и церквах, о чем упоминается и в «Повести временных лет» (1074 г.).
Общественное призрение способствовало возникновению в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве приютов,
воспитательных домов, в которых жили, воспитывались и подготавливались к посильному труду дети с различными видами нарушений. Первый такой дом возник в XI в. при Киево-Печерской лавре.
Эпоха Возрождения является периодом, когда происходят существенные изменения во взглядах людей на природу самого человека, на цель и смысл его жизни. Умами людей все более овладевала вера в разум и силы человека. В это время происходят значительные изменения в общественном положении и воспитании детей с отклонениями развития.
Раньше, чем в других государствах, правовое положение аномальных определилось законодательством в Англии. Английские законы уже в XIII в. стремились установить разницу между идиотами и помешанными, так как это имело большое значение при решении имущественных вопросов.-
В России к этому вопросу вернулись в XVI в. При Иване Грозном в 1551 г. в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и лишенных разума. Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не получил широкого применения.
Первые попытки принять официальные меры по борьбе с нищенством делаются в России в царствование Федора Алексеевича в 1677 г. Был издан указ, регулирующий меры общественного призрения. Этот указ запрещал нищим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. Он обязывал открывать для них богадельни, которые стали первыми учреждениями общественного призрения. Этот акт также лишал права управлять своим имуществом глухих, слепых, пьяниц и глупых.
Обычай призревать слабоумных в монастырях особенно распространился при Петре I. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал царь, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Петр I вынужден был принять меры, предупреждающие злоупотребление системой призрения слабоумных в монастырях, содействующей развитию тунеядства среди лиц, пользующихся призрением.
В связи с этим Петр I издает указы, в которых он называет признаки умственно ненормальных людей. В числе таких документов были указы «о дураках», имевшие целью пресечение возможной симуляции.
г Петр I запретил посылаты «дураков» в монастыри без предварительного их освидетельствования. В своих указах он называл признаки, на основании которых следует судить о том,
является ли обследуемый действительно умственно ненормальным. «Дураками» он считал тех, кто «отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводят, беспутство расточают». Когда и эти меры по борьбе с симуляцией не дали ожидаемых результатов, Петр I ввел запрет «дуракам» жениться и наследовать имущество. По всей видимости, эта мера имела более действенный эффект.
Также Петр I разработал проект указа о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться и ненормальные заброшенные дети. Но этот указ не был претворен в жизнь.
На Руси только в царствование Екатерины II впервые осуществился замысел о создании домов для душевнобольных. В 1775 г. она издает «Указ об учреждении Приказов общественного призрения». Согласно этому Указу в России создается ряд учреждений для ухода за инвалидами, сиротами, душевнобольными. Приказу общественного призрения поручалось попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, домами неизлечимых больных и сумасшедших.
В XIX в. после Великой французской революции (1789-1793 гг.) заметно улучшается общественное положение аномальных детей. Французская революция рассматривала общественную помощь не как благотворительность, не как милостыню, а как обязанность государства, что потребовало отражения и в законодательстве.
Во Франции в 1804 году был принят «Кодекс Наполеона», который отразил все положения Римского права, касавшиеся прав слепых, глухонемых и других аномальных детей и взрослых.
Однако во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности, усиливающаяся потребность в квалифицированных кадрах заставили большинство развитых стран перейти к системе всеобщего начального образования. Это в свою очередь повлекло за собой усиление внимания ученых, педагогов и других к лицам с легкой степенью умственной отсталости, которая обнаруживается либо в процессе обучения, либо в условиях работы на производстве. Эти лица требовали к себе большего внимания, нежели лица с глубокой степенью отсталости, которые, находясь под постоянной опекой, не представляли серьезной опасности для общества. Дети с легкой степенью умственной отсталости не справлялись с программой начальной школы и, отчисляясь оттуда, попадали на улицу, становясь источником пополнения резервов антисоци-
альных элементов. Таким образом, помощь слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества.
Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения.
Так, например, в Англии первые спецшколы для умственно отсталых детей были открыты в 1892 г. в Лондоне и Лейче-стере. А в 1899 г. в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос о введении у себя обучения для умственно отсталых. Если община была согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей средства и устанавливало следующую регламентацию организации специального обучения умственно отсталых детей:
1) обучать умственно отсталых до 16 лет;
2) отбирать детей в спецшколы через школьную комиссию;
3) предоставить право родителям требовать от школьной
комиссии обследовать ребенка, если у них возникают сомне
ния в его полноценности;
4) родителей, которые отказываются посылать на обследо
вание ребенка, вызванного школьной комиссией, подвергать
штрафу;
5) школьные комиссии обязаны периодически переосвиде
тельствовать ребенка с целью возвращения его в нормальную
школу;
6) такого переосвидетельствования могут потребовать и
родители, но не чаще одного раза в полугодие.
Специальное обучение умственно отсталых детей в Англии оживилось, когда за это дело взялись общественные организации. Самая выдающаяся роль в этом отношении принадлежит Национальной ассоциации в помощь дефективным детям, созданной в 1903 г. и существующей в наше время. Эта Ассоциация оказывает воздействие на административные учреждения Англии, побуждая их открывать спецшколы. Она же ведет надзор за окончившими специальные школы, помогает в их трудоустройстве.
В 1913 г. английский парламент принял специальный акт об умственной дефективности - «Закон о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабсумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к Закону о душевно-
больных». Этот закон был принят после 10-летней подготовки, и его по праву можно назвать самым полным и тщательно разработанным официальным государственным актом о слабоумных в государствах первой четверти XX в. Касается он главным образом глубоко отсталых.
По этому закону умственная дефективность определялась как задержанное или неполное развитие рассудка, возникшее до 18-летнего возраста вследствие наследственных причин или болезней и травм.
Этот закон устанавливал четыре категории умственно дефективных.
1. Идиоты - лица, у которых врожденные или приобретен
ные в раннем возрасте умственные дефекты настолько силь
ны, что они не могут защитить себя от обычной физической
опасности.
2. Имбецилы - лица с врожденной или появившейся в ран
нем возрасте умственной недостаточностью, которая хотя и
не доходит до степени идиотии, но все же настолько значи
тельна, что они не способны и не могут быть обучены управ
лению собой или своими делами.
3. Feebleminded person (слабоумные лица) - это лица, чья ум
ственная недостаточность не доходит до степени имбецильно-
сти, но все же выражена настолько, что они нуждаются в уходе,
надзоре и контроле для защиты их собственных или чужих ин
тересов. Эти дети не способны к учению в обычной школе.
4. Морально дефективные - это лица, чья умственная не
полноценность осложняется агрессивностью или преступными
наклонностями. Эти лица нуждаются в уходе, надзоре и конт
роле для безопасности окружающих.
Закон 1913 г. ставил целью оградить права личности слабоумных от посягательств, а общество - от антисоциальных действий слабоумных.
Закон устанавливал такой порядок помещения слабоумных в специальные учреждения, который исключает возможность злоупотреблений со стороны родственников ради каких-либо имущественных выгод. Закон требует тщательного обследования личности, прежде чем ставится диагноз «слабоумие». Этим обследованием должны заниматься не только врачи, но и судебные органы.
Разрешается принудительно помещать слабоумного в специальное учреждение, если он представляет опасность для окружающих.
Для руководства всеми делами призрения слабоумных создается состоящий из юристов и врачей Центральный государ-
ственный Совет, а на местах создаются комиссии. Совет и комиссии занимаются учетом слабоумных, организуют для них учреждения, распределяют средства, контролируют деятельность специальных учреждений, организуют индивидуальную опеку над слабоумными. Совет определил, что учреждения для слабоумных могут открываться местными властями, благотворительными организациями и частными лицами. Закон возлагал на население ответственность за плохое обращение со слабоумными.
Как и на Западе, в России движение в защиту аномальных детей усилилось с конца XIX в. В печати, на съездах врачи, педагоги, психологи ратуют за преодоление косности царского правительства в отношении организации общественной помощи аномальным, требуют проведения реформы в области просвещения, здравоохранения. Среди них такие зачинатели русской дефектологии, как В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, М.П.Лебедева, И.В.Маляревский, Е.К.Грачева, М.П.Постов-ская, С.Я.Рабинович и другие.
Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходившему в Петербурге в 1895-96 гг. Работа его XII секции была1 посвящена вопросам аномальных детей.
Обсуждались результаты деятельности'уже имеющихся в стране учреждений для аномальных детей;-дискутировались вопросы потребности в специальных учебных заведениях для отсталых детей; необходимости подготовки кадров для работы с такими детьми и т.д.
Но основным предметом обсуждения стало положение слабоумных в России и организация для них общественной помощи. В докладах, посвященных этому вопросу, проводился анализ положения слабоумных в России. Выводы делались неутешительные: в России практически ничего не делалось для облегчения положения слабоумных лиц. Вся инициатива по призрению, обучению и воспитанию слабоумных исходила от частных лиц, а не от государства. Естественно, что количество слабоумных, охваченных специальной помощью, было ничтожно.
Участники съезда, опираясь на опыт организации помощи слабоумным в других странах, определили основные формы помощи слабоумным, типы и структуры учреждений - как школьных, так и дошкольных. Они также указывали на необходимость максимально дифференцировать помощь слабоум--• ным в зависимости от Характера ненормальности. Конечной целью всей заботы о ненормальных детях они считали подго-
товку к труду как к средству существования. При организации учреждений для слабоумных рекомендовалось ориентироваться на земства, частную инициативу и благотворительность.
Самое глубокое и всестороннее обсуждение вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей получили на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1913-1914 гг.). Резолюция съезда устанавливала всеобщее обязательное обучение умственно отсталых детей, рассматривала общую организацию вспомогательных школ, состав учащихся, программы и методы обучения, внешкольное воспитание умственно отсталых и подготовку учителей для этого типа школ.
Однако, несмотря на полную разработанность программы организации помощи умственно отсталым в России, все попытки сделать эту программу государственной не имели успеха.
Таким образом, в России к началу XX в. забота об аномальных осуществлялась благотворительными организациями.
Новое отношение к детям с нарушениями развития и инвалидам формируется в нашей стране после Октябрьской революции. Забота об этих детях стала государственной: больные и обездоленные дети получили право на воспитание, обучение и лечение. В совокупности все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства». Лозунг «Все дети -дети всего государства» определял отношение к детям в первые годы Советской власти.
Охрана детства стала обязанностью Наркомпроса, Нар-комсобеса, Наркомздрава, Наркомюста, ВЧК, детской комиссии при ВЦИКе.
В первые годы Советской власти деятельность специальных школ регламентировалась главным образом решениями различных съездов, конференций (например, съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних - СПОН 1924 г.). Единственными официальными документами об учреждениях этого вида были декреты Совнаркома РСФСР: «О согласовании функции Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомсобеса» (1919 г.) и «О согласовании функций Наркомздрава и Наркомпроса» (1929 г.).
В 1926 г. Наркомпрос РСФСР издал распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения», которое стало первым официальным указанием о комплектовании вспомогательных школ.
Впервые типы учреждений для детей с нарушениями раз-
' вития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР
«Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отста-
лых детей и подростков» (1926 г.), Положении «О вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей» (1928 г.), в котором обобщались все ранее изданные документы о специальных школах, применительно к школе вспомогательной.
Самым значительным событием в жизни вспомогательной школы является принятие коллегией Наркомпроса в 1931 г. решения о введении всеобщего обязательного обучения дефективных детей в возрасте от 8 до 15 лет. Этим же решением вспомогательная школа была преобразована во вспомогательную фабрично-заводскую семилетку.
В нашей стране специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии.
Особую остроту проблема воспитания и обучения лиц с нарушениями развития приобрела после Второй мировой войны, так как оставалось мало государств, где бы в той или иной мере не осуществлялась помощь таким детям. Такой толчок в развитии эта проблема получила вследствие ряда факторов.
В первую очередь повышение внимания к таким лицам было вызвано прогрессом в развитии экономики, образования, общей культуры и социальной жизни общества. Все это вело к росту требований к интеллектуальным качествам человека и его образовательному цензу.
Введение обязательного обучения в развивающихся странах и повышение всеобщего образовательного ценза в развитых странах выдвинули проблему дифференциации детей по их познавательным возможностям и соответственно проблему дифференциации обучения.
Кроме того, после Второй мировой войны большое развитие получила проблема прав человека в международном масштабе, так как в отдельных странах Европы, в Америке уже в XIX-XX вв. было провозглашено равенство всех людей перед законом.
Однако проблема прав человека привлекает внимание как в рамках внутринациональных отношений, так и на международном уровне.
Возникновение международного сотрудничества по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека в основном связано с учреждением и деятельностью ООН (1946 г.) - Международной организации по поддержанию г мира и безопасности. '
Идея прав человека появилась еще до возникновения ООН, однако только с ее созданием она получила официальное и
всеобщее признание. Права человека - один из основных объектов деятельности ООН.
Международное сотрудничество государств в области прав человека протекает в определенных формах:
- создание единых универсальных стандартов прав и сво
бод человека, которые должны обязательно соблюдаться;
- принятие на себя государствами-участниками междуна
родных договоренностей, обязательств придерживаться дан
ных стандартов в рамках внутреннего правопорядка;
- создание специального механизма контроля за соблюде
нием принятых государствами обязательств; этот механизм
включает в себя процедуру представления в различные меж
дународные комитеты (например, в Экономический и Соци
альный Совет ООН, Комиссию по правам человека) докла
дов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь
положений соглашений.
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Это пакет международных документов об экономических, социальных и культурных правах людей; основной международный кодекс поведения в области прав человека.
В преамбуле к Декларации подчеркивается, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их. Отмечается, что пренебрежение и презрение к правам человека приводит к варварским актам.
В первой статье Декларации сказано, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в данной Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка, пола, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2).
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3). Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5).
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7). Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь (ст. 12). Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свобод-
ного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22).
Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее его достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (ст. 23, пп. 1, 2, 3).
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное право ограничения рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24).
Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25, пп. 1,2).
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Механическое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам (ст. 26, пп. 1,2).
Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, -какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Всеобщая Декларация прав человека была провозглашена
.. в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться
все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и
каждый орган общества постоянно имел в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению их всеобщего признания.
Для реализации этих положений в 1948 г. была создана Международная федерация по внесемейному воспитанию ЮНЕСКО - ЮНИСЕФ (ФИЦЕ). Она включала в себя такие организации, как Немецкое патриотическое благотворительное общество (в ФРГ), Международная ассоциация по воспитанию в детских учреждениях (во Франции), Ассоциация социальной заботы (в Великобритании), Центральный союз благополучия детей (в Финляндии). Всего в настоящее время Федерация объединяет порядка 20 национальных секций, действующих в европейских странах. Таким образом, принятие этого документа позволило ФИЦЕ выступить в защиту прав детей независимо от их национальностей, расы.
В 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята. Декларация прав ребенка, развившая положения Всеобщей декларации прав человека. Декларация прав ребенка основывается на положении, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе. Декларация подчеркивает, что человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней провозглашены 10 принципов предоставления прав и свобод ребенку. Вот эти принципы:
1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей
Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми
детьми без исключений и без различия и дискриминации по
признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального или социального проис
хождения, имущественного положения, рождения или иного
обстоятельства, касающегося ребенка или его семьи.
2. Ребенку законом или другими средствами должна быть
обеспечена специальная защита и предоставлены возможно
сти и благоприятные условия, которые позволили бы ему
развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в
социальном отношении здоровым и нормальным путем и в
условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью
законов главным соображением должно быть наилучшее
обеспечение интересов ребенка.
3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на
имя и гражданство.
4. Ребенок должен пользоваться благами социального обес
печения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и
развитие, с этой целью специальные уход и охрана должны
быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечение и медицинское обслуживание.
5. Ребенку, который является неполноценным в физиче
ском, психическом или в социальном отношении, должны
обеспечиваться специальный режим, образование и заботы,
необходимые ввиду его особого состояния.
6. Ребенок для полного и гармоничного развития его лич
ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это
возможно, расти на попечении и под ответственностью своих
родителей и во всяком случае в атмосфере любви, моральной
и материальной обеспеченности: малолетний ребенок не дол
жен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные об
стоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе
и на органах публичной власти должна лежать обязанность
осуществлять особую заботу о детях, не имеющих достаточ
ных средств к существованию. Желательно, чтобы многодет
ным семьям предоставлялись государственные или иные по
собия на содержание детей.
7. Ребенок имеет право на получение образования, которое
должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на
начальных стадиях. Ему должно даваться образование, кото
рое способствовало бы его общему культурному развитию и
благодаря которому он мог бы, на основе равенства возмож
ностей, развить свои способности и личное суждение, а также
сознание моральной и социальной ответственности и стать
полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди
тех, кто первым получает защиту и помощь.
9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть
объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не
должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Возрастание социальной значимости проблемы воспитания и обучения детей с недостатками развития, наличие больших трудностей в ее решении выдвигают эту проблему в качестве международной. Многие государства испытывают потребность в выработке определенных международных принципов, которые могли бы быть положены в основу их деятельности в области специального образования и морально стимулировали бы эту деятельность. Некоторые государства нуждаются не только в моральной поддержке, но и в материальной и консультативной помощи. Поэтому эти проблемы стали предметом внимания многих организаций, функционирующих под эгидой ООН. В их числе ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Отдел специальных служб ООН, Отдел реабилитации ООН, Международная организация труда (МОТ), Международная лига обществ помощи умственно неполноценным лицам и т.д.
Усилия этих организаций в основном направлены на решение следующих проблем: выявление биологических и социальных причин нарушений развития; разработка методов и критериев диагностирования отклонений; определение долга общества, государства в отношении этих лиц; изучение путей совершенствования системы помощи таким лицам всех возрастов; определение путей социальной адаптации и реабилитации; разработка правового положения инвалидов и т.д.
В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охвачено значительное количество детей.
В США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.
В Германии в 1951 г. правительство приняло постановление «Об обучении и воспитании детей и подростков со значительными физическими и психическими дефектами», в соответствии с которым в стране стали создаваться школы и классы, дошкольные группы в учреждениях органов здравоохра-
нения, где проводилось длительное стационарное лечение детей. Затем стали открываться дневные школы, относящиеся к системе народного образования.
В Японии согласно закону «О специальных мерах по организации государственных школ для аномальных» (1956 г.) государство взяло на себя расходы по строительству специальных школ, по оснащению их необходимыми техническими средствами обучения. В то время по всей стране действовали специальные классы для детей с интеллектуальной недостаточностью, для слепых и глухих при начальных школах.
В 1960 г. в Женеве состоялась XXIII1 Международная конференция по народному образованию, которая приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. В Конвенции отмечалось, что аномальные дети в зависимости от своих возможностей имеют право на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормальных сверстников. Достижения в области медицины, психологии и лечебной педагогики позволяют выявить умственно отсталых детей и организовать их обучение при помощи методов, основанных на дифференциации и индивидуализации обучения.
Конференция разработала ряд рекомендаций по вопросам организации специального образования: по возможности раньше, еще в дошкольном возрасте, выявлять умственно отсталых детей; выявлять умственную отсталость с помощью таких методов, которые обеспечивали бы предельную объективность; осуществлять принцип обязательности образования умственно отсталых, исходя из возможностей органов образования той или иной страны. Длительность 'обучения умственно отсталых не должна быть меньше, чем длительность обязательного обучения; давать умственно отсталым бесплатное образование даже в том случае, если специальное обучение требует значительных финансовых расходов; создавать различные типы классов и учреждений на основе учета разнообразия форм умственной отсталости; для детей с более глубокими степенями отсталости более целесообразно организовать специальные школы с интернатами, и без них. Интернаты рекомендуются и тогда, когда умственная отсталость сопровождается недостатками поведения; лиц, проживающих в малонаселенных пунктах, где невозможно открыть' специальную школу или класс, рекомендуется обеспечить (индивидуализированным обучением в обычных классах; транспортными средствами на предмет доставки в ближайшую специ-" альную школу или класс; обучением на дому; возможностью
находиться в интернате); индивидуализировать обучение соответственно способностям, потребностям и уровню развития мышления каждого ребенка; вместе с тем для развития социального сознания ребенка необходимо предусмотреть занятия в группе; поручать одному учителю (по возможности) не более 15 учеников; не пренебрегать повторением и упражнениями, необходимыми для закрепления приобретенных навыков и знаний; необходимо также уделять внимание воспитанию таких черт характера и привычек поведения, которые были бы приемлемы с моральной и социальной точек зрения, могли бы компенсировать недостатки ума и дать уверенность в себе; иметь в виду, что игра, физическое и ритмическое воспитание, занятия музыкой и хоровым пением, рисованием и пластикой являются неотъемлемой частью обучения умственно отсталых детей; эти средства выражения приучают к самодисциплине и способствуют гармоническому развитию личности; сотрудничество школы с семьей (учителя и, если возможно, социальные работники должны вести с родителями и опекунами постоянную работу, чтобы научить их понимать своеобразие недоразвитого ребенка; родителей и опекунов нужно привлекать к участию в школьных или внешкольных мероприятиях; создавать дошкольные курсы и учебные мастерские с длительными периодами обучения, если специальная школа не может дать настоящего профессионального обучения; помогать умственно отсталой молодежи в трудоустройстве; осуществлять за умственно отсталыми надзор и после того, как они закончили школу; с этой целью следует развивать соответствующие частные и официальные учреждения, которые поддерживали бы контакты с умственно отсталыми и их семьями, обеспечивали бы их социальную защиту; ввиду необходимости сохранить тесные связи между обычным и специальным образованием, а также в связи с тем, что у многих учителей обычных школ в классе могут оказаться дети, которым обучение дается с большим трудом, совершенно необходимо, чтобы все учителя и инспектора обычных школ получали точную информацию о проблемах умственной отсталости.
Представляет большой интерес и позиция ВОЗ в вопросах социальной и трудовой реабилитации и адаптации лиц с нарушениями развития: подчеркивается, что успешность в решении этой проблемы зависит не столько от степени овладения той или иной квалификацией, но и от адекватности реакции и поведения, от умения устанавливать нормальные взаимоотношения с окружающими, правильно воспринимать замечания и критику и от других качеств личности.
Во второй половине 60-х годов одним из аспектов гуманизации школы на Западе являлось предоставление равных шансов для полноценной школьной жизни детям с отставанием в развитии и упразднение специальных школ для аномальных детей. Речь идет о создании общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями.
В эти годы разворачивается широкое общедемократическое движение за права человека и социальную справедливость в сфере образования. Под напором этого движения политики постепенно осознают тот факт, что ранняя интеграция детей с нарушениями развития в обычные школы - залог их последующего успешного вхождения в трудовую и общественную жизнь.
В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию социального благосостояния, прогресса и развития, в которую вошли положения Конвенции о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (1967 г.). В Декларации говорится о создании и улучшении системы социального обеспечения и услуг социального попечительства для всех лиц, которые ввиду болезни, нетрудоспособности временно или постоянно не могут зарабатывать на жизнь, с целью обеспечения надлежащего уровня жизни для таких лиц.
Предусматривались также защита прав и обеспечение благосостояния детей-инвалидов, обеспечение и защита людей с физическими и умственными недостатками, отмечалась необходимость принятия надлежащих мер по восстановлению трудоспособности лиц с умственными и физическими недостатками, особенно детей и молодежи, чтобы помочь им в возможно полной мере стать полезными членами общества. Такие меры должны включать предоставление возможности лечения, обучения, профессиональной и социальной ориентации, льгот при трудоустройстве, создание социальных условий, в которых нетрудоспособные лица не подвергались бы дискриминации. Декларация - это заявление о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание в государственные учреждения или их усыновлении на национальном и международном уровнях.
Значительным событием явилось принятие Декларации о правах умственно отсталых лиц (1971 г.).
Декларация признает/ необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возмож-
ности включения их в обычную жизнь общества. И mm oi Mi1 чается также, что некоторые страны на определенных ншыч своего развития могут приложить лишь ограниченные успипм в данной области.
В Декларации особенно подчеркивается, что умственно of" сталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости iv же права, что и другие люди: право на надлежащее медицин• ское обслуживание и лечение, на образование, обучение, нос > становление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности. Умственно отсталое лицо имеет также право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия как можно меньше отличались от условий обычной жизни. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов. Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития. Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может осуществлять свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.
Декларация о правах умственно отсталых лиц включала положения Декларации общих и специальных прав умственно отсталых, которая была принята в 1968 г. Международной ассоциацией но правам умственно отсталых и провозглашала
право умственно отсталых детей на специальное обучение. Сама Международная ассоциация была создана при ООН как специальный орган в 1956 г. Эти две декларации могут быть реализованы только в том случае, если -каждое государство начнет на деле осуществлять положения, входящие в них.
Так, в США в начале 70-х годов был принят закон, согласно которому все обучаемые умственно отсталые должны получить возможность обучаться в специальных учреждениях. Ребенок считается обучаемым, если он обладает потенциальными возможностями к обучению, способен получать пользу от обучения и воспитания в таких областях, как социальная компетентность, эмоциональная стабильность, уход за собой, пригодность к какой-либо работе.
С 70-х годов в США вопросы специального обучения аномальных детей начинают привлекать внимание не только педагогов, психологов, но и юристов. В конце 1971-1972 гг. в Калифорнии впервые в истории Америки состоялся судебный Пеньсильванский процесс, в результате которого окружной суд принял постановление, в соответствии с которым руководству штата вменялось в обязанность обеспечить каждому умственно отсталому человеку в возрасте от 6 лет до 21 года доступ к общественному образованию и профессиональной подготовке в соответствии с его способностями к обучению и лечение.
После принятия этих законов в США начались реформы образования, в ходе которых был провозглашен курс на максимальную подготовку учащихся с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии к жизни и профессиональному труду. Ориентирование таким образом образования было не что иное, как организованный процесс социальной адаптации.
В 1975 г. в США был издан закон под названием «Мейн-стримминга» об образовании детей с трудностями в обучении, принятием которого американское федеральное правительство поставило проблему интеграции в ранг общенациональных задач. Согласно этому закону каждый ущербный ребенок в возрасте от 3 лет до 21 года имеет право на выбор наиболее оптимальной для него формы бесплатного школьного обучения и благоприятной школьной среды. Закон предусматривал широкую систему контроля, гарантирующую его выполнение.
Значение этого закона для аномальных детей существенно, так как он демонстрировал стремление федерального прави--• тельства воздействовать На учебные заведения, всю школьную систему в направлении ее гуманизации в самом широком плане; сделанный в нем акцент на процедурных вопросах отража-
ет всевозрастающую роль правового мышления и влияния юрисдикции на школьную политику и культуру; та власть, которую закон дал до этого практически бесправным родителям ущербных детей, имеет большое социальное значение, так как заставляет снова задуматься над вопросами: кому принадлежат школы? зачем они нужны?
Справедливость требует дать ущербным детям максимум возможностей для обретения ими полноценной социальной жизни. Общество пришло к пониманию, что в соответствии с общечеловеческой моралью и требованием социальной справедливости в образовании - дискриминация неполноценных детей недопустима. Максимальное включение таких детей в обычные школьные классы не только способствует их социальной адаптации, но и «оздоравливает» эмоциональную сферу их нормальных сверстников.
Закон гарантировал ребенку максимальную степень связанной с его ущербностью специализации обучения, необходимой в каждом индивидуальном случае. Для ее установления в американских школах действуют особые междисциплинарные комиссии с участием наделенных широкими правами родителей ребенка.
Школьный возраст для глубоко умственно отсталых установлен законом от 6 до 17 лет. Обучение этих детей осуществляется в учреждениях различных типов, они могут находиться в интернатах-клиниках, где жить с младенчества до старости,
В Германии в начале 70-х годов в результате активной деятельности Общества по реабилитации аномальных детей и подростков в Конституции было закреплено право на труд и образование лиц с физическими и психическими недостатками, ставилась задача обеспечения специальным постоянным наблюдением за аномальными детьми и взрослыми и приобщение их к посильному труду. Для этого в стране были созданы дефектологические консультационные пункты, которые оказывают помощь аномальным детям в лечении, обучении и трудоустройстве.
В Дании с 70-х годов усилия государства, местных властей, общественных организаций направлены на реабилитацию и интеграцию детей с нарушениями развития. Цель специального образования - в максимальном развитии индивидуальных возможностей каждого ребенка, а своеобразие - в использовании специфических учебных программ индивидуальной и групповой работы, приспособлений при обучении и для облегчения различных видов деятельности этих детей. Такое обучение осуществляется в государственных специальных
школах, школах-интернатах, частных школах, в начальных общественных (массовых) школах, где дети с нарушениями развития могут заниматься в специализированных и общих классах с использованием специальных учебных пособий.
В процессе учебной и воспитательной работы детям стараются дать почувствовать, что они такие же, как и все остальные дети, и так же, как все, учатся в школе.
В первой половине 70-х годов на аномальных детей в Дании распространялось действие Закона об обязательном 7-летнем обучении, ответственность за выполнение которого была возложена на местные власти. Молодые люди, имеющие те или иные сенсорные или моторные нарушения, могли продолжать учебу в различных колледжах. Каждый район имеет Центр обучения детей с нарушениями развития. Удобное территориальное расположение - одно из условий функционирования Центров, к которым прикреплены консультанты-врачи по соответствующим специальностям.
В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию о правах инвалидов - документ, в котором уточнены и расширены права аномальных лиц. Общество понимало, что необходимо предупреждать инвалидность, вызванную физическими и умственными недостатками; оказывать инвалидам помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействовать включению их в нормальную жизнь.
В Декларации дано определение термину «инвалид», что означает любое лицо, которое в силу недостатка физических или умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни (ст. 1).
Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.
Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по различным признакам, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье (ст. 2). Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной (ст. 3). Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7
Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих пряв в отношении умственно неполноценных лиц (ст. 4).
Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5); на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции (ст. 6).
Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью (ст. 7). Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования (ст. 8).
Инвалиды имеют право жить в кругу своей семьи или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни (ст. 9).
Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер (ст. 10).
Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.
В 1978 г. состоялся VII Всемирный конгресс Международной лиги обществ содействия умственно отсталым (МЛОСУО), который был посвящен вопросам соблюдения Декларации
прав умственно отсталых (1971 г.) и Декларации о правах инвалидов (1975 г.). Обсуждались проблемы планирования будущего умственно отсталых, их проживания, трудовой подготовки, правовые вопросы.
На конгрессе было подчеркнуто, что из-за неразработанности проблемы преемственности в работе учреждений для умственно отсталых, последние, окончив школу, осознают, что для них в обществе нет приемлемого места работы. Отмечалось, что, для того, чтобы сформировать по возможности более полноценного члена общества из умственно отсталого, необходимо формировать у него положительное отношение к работе; была затронута проблема патронажа, указывалось, что аномальный ребенок не должен постоянно видеть себе подобных. Важно, чтобы умственно отсталые понимали, что их труд служит вкладом в общее дело по улучшению жизни всех людей. На итоговых заседаниях Конгресса был провозглашен принцип активной интеграции и нормализации аномальных детей.
ООН провозгласил 1979 г. Международным годом ребенка. В Германии получает всестороннее научное обоснование концепция интегративной педагогики, которая была разработана Германским советом по образованию и заключалась в педагогическом стимулировании ущербных детей, а также предусматривала возможно более широкую их интеграцию в обычные школы. Предполагалось также внедрение уроков и курсов, обеспечивающих большую мобильность и вариативность интеграции.
В 80-е годы в Германии на основе интегративной педагогики провозглашается отказ от единообразия в организации процессов учения и обучения, от единых требований к успеваемости учащихся, от одинаковых для всех детей темпов усвоения учебного материала, провозглашается курс на большую внутреннюю дифференциацию в рамках школьной жизни. Интегрированная школа призвана обеспечить разным детям возможности для понимания и принятия друг друга, для плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. А это есть не что иное, как практическая реализация статей Декларации о правах умственно отсталых лиц Декларации о правах инвалидов - включение аномальных детей в полнокровную жизнь общества.
В США процесс интеграции активизировался в конце 70-х -начале 80-х годов в связи с движением за гражданские права. Положение об интеграции по настоянию общественности • было внесено в Дополнение к Акту об образовании и узаконено в 1981 г. Основанием этого положения послужили такие
психологические концепции, как «гипотеза контакта» и теория «моделирования», в соответствии с которыми интеграция способствует тому, что дети, имеющие дефекты развития, могут моделировать свое поведение по образу поведения нормальных сверстников.
В задачи специального образования входит обеспечение доступности бесплатного обучения детям всех категорий с отклонениями в развитии; защита прав этих детей, их родителей или попечителей; оказание помощи всем школам, обучающим детей с теми или иными дефектами, в финансовом и организационном плане; обеспечение эффективности обучения с целью удовлетворения всех нужд детей этой категории.
Особое место в Акте об образовании отводится положению о возможности для ребенка с нарушениями развития обучаться в «наименее ограниченной окружающей среде», т.е. по мере возможности совместно с нормальными сверстниками. Это положение предусматривает два пути в организации обучения:
- обучение в массовой школе совместно с нормальными
детьми, если дефект позволяет ребенку овладевать програм
мой и контактировать с одноклассниками;
- обучение в специальном классе при массовой школе, где
часть времени отводится на занятия по коррекции и компен
сации имеющегося дефекта с целью лучшего усвоения про
граммного материала.
Первой школой США, которая интегрировала своих учащихся в обычные классы, была Лексингтонская школа-интернат для глухих в Нью-Йорке. Как показала практика, только 5% глухих учащихся смогли обучаться в массовой школе, хотя они имели сурдопереводчика, который помогал вести беседы со слышащими одноклассниками. По мнению экспертов, обучение в этих условиях может нанести психологический ущерб личности глухого, поскольку он осознает, что имеет право быть в мире слышащих только потому, что ведет борьбу за это право и получает постоянную специальную помощь.
Дети с эмоциональными расстройствами учились в основном в массовых школах (по 2-3 ребенка в классе, получая постоянную помощь врача-невропатолога) или проходили курс лечения в стационарах.
Дети с трудностями в обучении, которых раньше относили к группе умственно отсталых, обучались в массовой школе при дополнительной помощи дефектолога и психолога.
Умственно отсталые дети с легкой степенью дефекта обучались в специальных классах при массовых школах; с более выраженным дефектом - в специальных школах.
Для детей с нарушением зрения существуют разные формы обучения, в зависимости от тяжести поражения зрения. Обучение может быть организовано в массовой школе при регулярном офтальмологическом осмотре и дополнительной педагогической помощи; в коррекционном классе или специальных школах.
Из вышесказанного следует, что в Америке обозначилась тенденция обучения детей со слабо выраженным дефектом либо в массовой школе с оказанием ребенку специальной педагогической помощи, либо в специальном классе при массовой школе. В соответствии с Актом об образовании школа получает денежные средства от государства в расчете на каждого ученика.
В 1983 г. была провозглашена Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, в которой сказано, что 1981 г. - год инвалидов - проходил под девизом: «Полное участие и равенство инвалидов в социальной жизни и развитии», а для осуществления этой цели и надо проводить эффективные меры на международном и национальном уровнях.
В Конвенции термин «инвалид» определяется как лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с физическими и психическими дефектами, поэтому задача профессиональной реабилитации - способствовать его социальной интеграции. Положения Конвенции распространяются на все категории инвалидов (ст. 5).
Отмечается, что каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (ст. 2). Данная политика основана на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом.
Принимаются меры для создания и развития служб профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в сельских районах и отдаленных местностях (ст. 8). Каждое государство-член ставит целью обеспечивать подготовку и наличие консультантов по реабилитации и персонала, отвечающего за профессиональную ориентацию, обучение, трудоустройство и занятость инвалидов (ст. 9). Остальные положения Конвенции посвящены традиционным правовым вопросам инвалидов.
В качестве подтверждения реализации этих положений при-ведегё примеры некоторых государств-членов ООН. В Германии и Польше на высоком уровне находится система профори-
ентации и профессиональной подготовки инвалидов. В I (опыт1 существуют так называемые балансы здоровья, контролируй) щие развитие детей разных возрастных групп и обесисчишпо щие в дальнейшем возможность трудоустройства иивалидои и соответствии с их способностями. В Германии активно дсйет вуют реабилитационные мастерские для людей с различными дефектами, существует Закон о трудоустройстве и охране прав работающих умственно отсталых лиц, а действующие лечебно-трудовые мастерские находятся под опекой и контролем обществ содействия интеллектуально неполноценным лицам. По Закону, каждый ребенок с нарушениями развития должен пройти в той или иной форме специальное обучение.
В Дании существуют «покровительствуемые мастерские», где инвалиды могут использовать свои простейшие трудовые навыки; здесь же им обеспечивается постоянное место работы на льготных условиях (например, глубоко умственно отсталые выполняют упаковочные работы, работы по сборке игрушек и электроарматуры и др.).
В 1985 г. в Гамбурге проходил I Европейский Конгресс по проблеме умственной отсталости, в работе которого принимали участие члены Международной лиги обществ помощи лицам с умственным дефектом, которая насчитывает около 100 обществ из 67 стран всех континентов. Конгресс проходил под девизом «нормализации», которая рассматривалась как общественно политическая концепция, предусматривающая отношение к умственно отсталым в области образования, обслуживания, жилищных условий, трудовой деятельности и образа жизни, как к лицам с нормальной психикой.
Принцип нормализации для инвалидов означает вовлечение в нормальную жизнь среди здоровых людей, а для общества - помощь инвалидам в продуктивной деятельности. В основе данного принципа лежит подход к умственно отсталому инвалиду как к обычному гражданину, как к человеку, у которого, как и у всех других, есть свои проблемы.
Было подчеркнуто, что пребывание инвалидов в изолированных учреждениях в течение длительного времени усугубляет их инвалидность. Отсюда делается правомерный вывод о важности общения со здоровыми окружающими людьми, что обогащает и закрепляет приобретенный инвалидами опыт и дает им уверенность в своей независимости. Освещалось развитие концепции нормализации в США и Канаде. Развитие и внедрение этого принципа привело ассигнованию на службы для умственно отсталых. Конечная цель нормализации - это повышение социальной роли людей, оказавшихся в положе-
нии отверженных, предоставление им права участия в социальной жизни.
Тенденция к максимально возможному вовлечению ущербных детей в обычные школы определяет в настоящее время динамику школьной культуры во многих странах мира. В ряде стран ЕС уже проведены радикальные структурные преобразования, приведшие к полному упразднению спецшкол (Швеция, Дания, Италия).
В 1989 г. была принята Конвенция о правах р