Международное положение и внешняя политика Советского Союза. Истоки и причины холодной войны

Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Союзные войска четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции – оккупировали территорию Германии и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на оккупированную советскими войсками часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию. Страна, истощенная войной, нуждалась в мире, восстановлении экономики и людских ресурсов, укреплении и защите своих границ. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против другихстран, в частности США, у него не было для этого необходимых возможностей. Разработанный в конце 1946 г. - начале 1947 г. план активной обороны территории Советского Союза имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность советской армии сократилась с 11,4 млн. до 2,9 млн. чел.

США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. За годы войны Соединенные Штаты Америки увеличили валовой национальный продукт в 1,7 раза (без учета инфляции). В войну они потеряли всего 300 тыс. убитыми. Доллар стал самой устойчивой валютой, а Нью-Йорк – самым большим финансовым рынком мира. Экономи­ческое могущество США, развившаяся за годы войны промышленная и финансовая экспансия в другие страны способствовали претензиям Соединенных Штатов на роль мирового гегемона.

В 1945 г. в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во Второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею США о нанесении первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением “отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратеги­ческой атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории”. В 1949 г. американским планом войны с Советским Союзом намечалось сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы второй половины 40-х годов основы­вались на следующих положениях: война с СССР – реальность, если не удастся “отбросить” мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В западной историографии начало холодной войны (состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности У. Черчилля, который в своих мемуарах пишет, что разгром Германии повлек за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными союзниками, поскольку война против общего врага была почти единственным звеном, связывающим их союз. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г. Трумэна, У. Черчилль сформулировал цели “братской ассоциации народов, говорящих на английском языке”, направленной против растущей опасности для “христианской цивилизации” со стороны “ком­мунистических или неофашистских государств”. Для этого, как он считал, необходимо, чтобы США и их западные союзники (Англия и Канада) сохраняли монополию на секретные сведения или опыт в отношении атомной бомбы, объединили под единым руководством и для совместного использования свои военно-морские силы, авиацию и базы. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

Политические планы западных стран, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки, разработанные для руководства во взаимоотношениях с Советским Союзом, получили в историографии название “доктрины сдерживания”. По оценке бывшего президента США Буша, его страна проводила эту политику до конца 80-х годов. В этой необъявленной холодной войне использовались все средства. В самой Америке, чтобы погасить доброе отношение населения к народам Советского Союза, конгресс США устраивает специальное расследова­ние “коммунистической подрывной деятельности” (уже к 1949 г. в картотеке комиссии по расследованию антиамериканской деятельности значился 1 млн. американцев). В 1946 г. разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира. В сентябре 1946 г. США поставили под сомнение незыблемость границы по Одеру-Нейсе, что вызвало серьезную озабоченность советской стороны. Как свидетельствуют рассекреченные документы, советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии, отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь деятельности на территории советской зоны социал-демократической партии, запрещенной там после создания социалистической единой партии Германии в апреле 1946 г.

Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла, согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы исубсидии составили более 20 млрд. долларов. (Интеграция – совокупность процессов, ведущих к объединению элементов в целостную систему). Выступая в Гарвардском университете в 1947 г., госу­дарственный секретарь Маршалл заявил, что его план - “военные действия, осуществленные при помощи экономики, цель которых, с одной стороны, сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, с другой – подорвать влияние СССР в Восточной Европе и подготовить почву для установления американской гегемонии в этом регионе”. Этот план не только помог стабилизации европейской экономики, но и закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад. К тому же намерение США добиться мирового господства сталкивалось с намерением СССР расширить свое влияние на новые регионы мира.

23 мая 1949 г. последовало соглашение между верховными комиссарами трех оккупационных зон - США, Англии и Франции - о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне (официальная дата - сентябрь 1949 г.). А в октябре этого же года была провозглашена Германская Демократическая Республика на территории советской оккупационной зоны. Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, “включая применение вооруженной силы”, любой участнице пакта в случае “вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке”. В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен.

В августе 1949 г. в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. В США был разработан документ о национальной безопасности, который основывался на следующем положении: “СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны”. Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 г. в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 г. - свыше 400). Доклад был одобрен Трумэном, а военный бюджет США за 1951-1953 гг. вырос с 13 до 50 млрд. долларов. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.

Кульминационным пунктом конфронтации (противоречия между государствами с различным социальным и политическим строем, между политическими силами с противоположными принципами) двух держав стало участие обеих в корейской войне (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.).

Война шла с переменным успехом. В сентябре 1950 г. США произвели мощный десант в тылу северокорейской армии – 50 тыс. пехотинцев с танками, артиллерией, надежным авиационным прикрытием, и вдвое превосходящими силами “войск ООН”. В октябре южнокорейские и американские силы вышли на границу с Китаем. Вступление в войну отрядов китайских добровольцев численностью до 200 тыс. чел., оснащенных советским оружием, заставило войска противника отступить, что способствовало активизации правых сил в политических кругах США, которые требовали использовать события в Корее для “превентивной войны” против КНР и СССР.

В июне 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН заявил, что прекращение огня и взаимный отвод войск от 38-й параллели был бы в интересах обеих сторон; в ноябре была достигнута в этом плане некоторая договоренность. 28 июля 1953 г. в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и непримиримость двух противоборствующих систем.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана Межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Уже на первоначальном этапе сотрудничества СССР с госу­дарствами Восточной Европы проявлялись проблемы и противоречия, связанные в основном с поисками и выбором путей дальнейшего развития этих стран.

Экономической, политической и общественной моделью развития стал для этих стран Советский Союз. Во-первых, он обладал опытом ведения планового хозяйства, во-вторых, конфронтация с Западом вынуждала советское руководство к быстрым и решительным действиям по отношению к новым союзникам; нередко эти действия носили необоснованный характер, противоречили природно-экономическим условиям стран-партнеров, нарушали сложившиеся в них до войны социально-экономические, политические и культурные традиции. В годы войны коммунисты стран Восточной Европы играли важную роль в движении Сопротивления. После войны задачи борьбы за национальное освобождение и возрождение государственности они сочетали с задачами изменения характера власти, коренных перемен в социально-политическом строе общества и внешней политике, что порождало конфликт и противоборство с теми силами, которые ориентировались на эмигрантские правительства и западные державы.

В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы, на территории многих стран находились советсткие войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств.

В сентябре 1947 г. по инициативе Советского Союза ком­мунистические и рабочие партии девяти стран - Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии, Югославии - учредили Информационное бюро (Коминформ).

Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, раз­разившийся в 1948 г. До этого отношения между двумя странами отличали взаимопонимание и координация действий еще со времен сотрудничества в военные годы. Советское руководство рассматривало компартию Югославии как наиболее “зрелую”, “выдержанную в идейно-политическом отношении” организацию, оказывая этой стране большую помощь в развитии экономики и укреплении обороноспособности. А в июне 1948 г. в “Правде” была опубликована резолюция Информбюро о положении в компартии Югославии, в которой утверждалось, что КПЮ “за последнее время проводит в основных вопросах внешней и внутренней политики неправильную линию, представляющую отход от марксизма-ленинизма”, что югославское руководство заимствует “клеветническую пропаганду о перерождении ВКП(б) и СССР” и что “здоровые силы” КПЮ должны сменить своих руководителей, если те не смогут “честно признать свои ошибки и исправить их”. По мнению большинства историков, одной из причин, повлиявших на резкое изменение позиции Москвы, стало негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии стать “руководящей” партией на Балканах; его также настораживала возможность объединения болгар и югославов в федерацию, что, по его мнению, могло вызвать ослабление позиций СССР в этом регионе. На советско-болгарских переговорах (февраль 1948 г.) Сталин оказал откровенный нажим на союзников с целью направить процесс югославо-болгарского объединения в устраивающее СССР русло. Чтобы избежать сталинского варианта федерации, И. Броз Тито заявил, что условия для этого еще не созрели. В дальнейшем отношения сторон все ухудшались, и 29 ноября 1949 г. была опубликована вторая резолюция Информбюро под названием “Югославская компартия во власти убийц и шпионов”. Положение резко обострилось: руководство КПЮ сменило оборо­нительную позицию, которую оно до того занимало, и развернуло кампа­нию против СССР, стран народной демократии и коммунистического движения. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны. А с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией.

Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: