НТР и ее влияние на ход общественного развития

СССР в послевоенном мире.

(1945 - 1985 гг.).

1. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.

2. Холодная война.

3. Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие.

4. Поиск путей интенсификации экономики СССР и разрядка международной напряженности в 60-80-е годы.

Победоносное окончание Второй мировой войны поставило перед советским руководством новые задачи. Возвращение к мирной жизни предполагало прежде всего восстановление разрушенного войной народного хозяйства и его переориентацию на производство мирной продукции. Нанесенный войной стране ущерб был очень велик. В соответствии с данными советских источников, 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тыс. деревень было разрушено, выведено из строя около 32 тыс. предприятий, производство сельскохозяйственной продукции составляло 60 % довоенного уровня.. Страна потеряла примерно 13 своего национального богатства.

К восстановлению хозяйства в освобожденных от оккупации районах страна приступила еще в 1943 г. Однако основной целью проблема преодоления последствий войны стала только после ее окончания.

В августе 1945 г. правительство приступило к разработке четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении развернулась дискуссия о путях дальнейшего экономического развития. Наметившаяся в ходе войны тенденция смягчения контроля государства за экономической жизнью общества противоречила представлениям апологетов волюнтаристской модели довоенного развития. Позицию консерваторов, возглавляемых Маленковым и Берией, поддержал Сталин, заявивший в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма.

Принятый в марте 1946 г. пятилетний план в качестве основной задачи предусматривал «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности, а затем и превзойти этот уровень в значительных размерах». Планировалось объем промышленной продукции по сравнению с довоенным увеличить на 12, а сельскохозяйственной продукции на 13, поднять производительность труда на 36 %, а национальный доход - на 38 %. Пятилетним планом предполагалось сохранить приоритет в развитии отраслей тяжелой промышленности.

Трудность в осуществлении поставленных перед страной задач заключалась в необходимости одновременного восстановления и конверсии экономики страны. Перевод промышленного производства на мирные рельсы не должен был привести к сокращению занятости населения и понижению уровня его жизни. Однако финансирование легкой и пищевой промышленности по остаточному принципу не позволило в должной мере решить эти проблемы.

Ситуация в стране еще более обострилась в связи с засухой 1946 г. охватившей европейскую часть страны. Угроза голода заставила усилить политический контроль за колхозами, изъять у крестьян «незаконно присвоенные» во время войны участки земли, увеличить размер обязательных государственных поставок. В 1948 г. колхозникам рекомендовали продать государству мелкий рогатый скот. Эти мероприятия поставили колхозы на грань выживания. В 1949 г. правительство разработало ряд реформ направленных на финансовое оздоровление сельского хозяйства. Вводились бригадные формы организации труда, а также проведено укрупнение колхозов. По инициативе Н. С. Хрущева разрабатывался даже проект создания агрогородов. Реализация этой идеи в жизнь могла привести к уничтожению крестьянства. После публикации проекта газета «Правда» вынуждена была выступить с уточнением, что это не проект, а начало дискуссии о путях вывода сельского хозяйства из кризиса. Автора проекта отстранили от руководства этой отраслью.

Несколько лучше обстояло дело с восстановлением и развитием промышленного производства. В соответствии с официальными данными, показатели плана четвертой пятилетки в промышленности были достигнуты за четыре года и три месяца. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут к 1948 г., а в 1950 г. превысил его на 73%. Благодаря репатриациям оборудования полученным из Германии удалось осуществить перевооружение производства.

Директивные методы управления экономикой позволили преодолеть негативные тенденции перехода экономики на выпуск мирной продукции. Некоторый рост уровня жизни советских людей привел к отмене карточной системы распределения продовольственных и промышленных товаров в 1947 г. Однако стоимость продуктов питания возросла в следствии этого в 2,5 - 3,5 раза. Одновременно, постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. была проведена денежная реформа. Банковские билеты хранившиеся дома обменивались в отношении 10:1, для вкладчиков сберегательных касс курс обмена был более выгодным (1:1 для вкладов до 3 тыс. руб.; 3:2 для вкладов от 3 до 10 тыс. руб.; 2:1 для вкладов более 10 тыс. руб.). В результате проведения этой реформы около трети денежной массы находящейся у населения не были представлены для обмена в государственные банки. Денежная реформа значительно оздоровила финансовое положение страны.

Возвращение к мирной жизни в общественно-политической сфере знаменовалось отменой в сентябре 1945 г. чрезвычайного положения и упразднению Государственного Комитета Обороны. Огромный международный авторитет, приобретенный страной во время борьбы с фашизмом, предоставил советскому руководству возможность выбора - демократизировать общественную жизнь и развиваться вместе с цивилизованным миром либо опустить «железный занавес» и вернуться к довоенной модели развития. Возобладала вторая линия, государство ужесточило контроль над обществом.

Элементы инакомыслия необходимо было подавить прежде всего среди населения ранее оккупированных территорий, репатриированных из Германии угнанных на работы и военнопленных. Вооруженное сопротивление восстановлению советской власти и коллективизации оказало население Западной Украины, Молдавии и Прибалтики. Большая часть военнопленных вернувшихся из концлагерей была вновь отправлена уже в советские лагеря или привлечена к принудительным работам по восстановлению разрушенных объектов народного хозяйства.

В 1946 г. за коллективное предательство во время войны осуществили массовую депортацию в Сибирь и Среднюю Азию чеченцев, ингушей, крымских татар и другие народы.

В том же 1946 г. власти развернули наступление на любые проявления вольнодумства среди интеллигенции. Руководства борьбой с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и «западным упадничеством» осуществлял Жданов А. А.

Изменения в сфере духовной жизни начались с создания в августе 1946 г. нового журнала «Партийная жизнь». Он создавался с целью осуществления контроля за интеллектуальной, научной и художественной жизнью. Вслед за этим, за публикацию «идеологически чуждых» произведений М. Зощенко и А. Ахматовой, ЦК партии принял постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». Новому первому секретарю правления Союза писателей Фадееву поручили вести борьбу с «безыдейностью» произведений советских писателей.

Эти же идеологические штампы были использованы против режиссеров художественных фильмов «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и «Иван Грозный». «Декадентские тенденции» обнаружили в творчестве композиторов Мурадели, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского и других. Следствием развернувшейся борьбы с «формализмом» среди творческой интеллигенции стало исключение ее наиболее видных представителей из творческих союзов.

С конца 1948 г. развертывается преследование «космополитов». Прежде всего это коснулось запрета на вступление в брак советских граждан с представителями других государств. В дальнейшем борьба с «космополитизмом» приобрела откровенно антисемитский характер. Закрывались еврейские общественные организации. При таинственных обстоятельствах погиб художественный руководитель Еврейского театра С. Михоэлс. В январе 1953 г. раскрыли «заговор убийц в белых халатах», среди которых было немало врачей еврейского происхождения.

Научное сообщество не осталось в стороне от развернувшейся компании «ждановщины». Партийное руководство организовывало «дискуссии» по проблемам истории, философии, языкознания. В обсуждении вопросов развития лингвистических теорий в 1950 г. принял непосредственной участие И. В. Сталин, который назвал ошибочным тезис Ф. Энгельса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

Из области гуманитарных наук идеологическая борьба переместилась в естественные науки. Заклеймили «буржуазными» и подвергли разгрому волновую теория, кибернетику, психоанализ. Наибольший ущерб был нанесен биологии, где доминирующая с 30-х годов школа академика Лысенко разгромила новое «псевдогенетическое» направление Вавилова.

Таким образом, в послевоенные годы культура была превращена в отрасль народного хозяйства занимающуюся обработкой общественного сознания.

Международное положение Советского Союза после окончания Второй мировой войны коренным образом изменилось. Он стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. К 1945 г. СССР поддерживал дипломатические отношения с 52 государствами, удалось заключить мирные договоры с большинством бывших союзников фашистской Германии.

С наступлением мирного времени противоречия между странами антигитлеровской коалиции стали обостряться с новой силой. В своих оккупационных зонах в Европе страны - победительницы приступили к формированию политических структур исходя из идеологических ориентиров. Это привело к формированию в Европе противостоящих друг другу группировок государств с различной идеологической направленностью.

Откровенное противостояние бывших союзников произошло в Иране в 1946 г. При поддержке СССР на севере Ирана произошло провозглашение Автономной Республики Азербайджан и Курдской Народной Республики. В ответ Великобритания ввела на юг страны дополнительный военный контингент. Советский Союз, не желая переводить конфликт в вооруженное противоборство, пошел на уступки и вывел в мае 1946 г. свои войска.

Обострение взаимоотношений СССР и Великобритании подтолкнуло Черчилля 8 марта 1946 г. в Фултоне выступить с программной речью, в которой он сформулировал подход Запада к взаимоотношениям с Советским Союзом. Черчилль произносил свою речь в качестве частного лица, к тому времени он уже не был премьер-министром Великобритании, но произносил он ее в присутствии действующего президента США Трумэна. В своем выступлении Черчилль обвинил Советскую Россию в разжигании новой войны, распространении тиранических режимов и создании в Европе «от Штеттина. на Балтике до Триеста на Адриатике... железного занавеса». Для сопротивления коммунистической угрозе было предложено создание военно-политической ассоциации Британской империи и Соединенных Штатов. Эта речь знаменовала собой завершение эпохи сотрудничества мировых держав. В новой системе международных отношений Советский Союз определялся как символ Зла, противник «свободного мира».

Фултонская речь Черчилля вызвала возмущение Москвы. Но наибольшее беспокойство доставило благосклонное отношении к ней президента США. Окончательно свою позицию Трумэн сформулировал в феврале 1947 г. в своем послании Конгрессу, где предложил конкретную программу спасения Европы от советской экспансии. Эта программа получила наименование «доктрины Трумэна». Она предполагала: 1) оказать широкомасштабную экономическую помощь европейским странам в преодолении последствий войны; 2) образовать военно-политический союз западных стран под эгидой США; 3) окружить СССР сетью военных баз США; 4) поддерживать оппозиционные движения в странах Восточной Европы; 4) в случае необходимости - использование вооруженных сил против СССР.

Констатируя произошедшие изменения в сентябре 1947 г. во время доклада «О международном положении» А. А. Жданов впервые четко сформулировал тезис о разделе мира на два противоборствующих лагеря.

Следующим этапом противостояния стало формирование военно-политических блоков. Начало складывания Североатлантического союза относится к апрелю 1948 г. Через два года был создан военно-политический союз США, Австралии и Новой Зеландии (АНЗЮС).

Конфронтация СССР и США обострилась из-за провала лондонских переговоров по германскому вопросу. Следствием этого стала организация выборов в западногерманское учредительное собрание, а затем и выпуск в обращение западногерманской марки. Советский Союз ответил организацией блокады Западного Берлина начатой 24 июня 1948 г. Для обеспечения города всем необходимым Запад вынужден был организовать «воздушный мост», функционирующий около года. В конечном итоге германский вопрос разрешился образованием в 1949 г. ФРГ и ГДР.

Апогеем противостояния СССР и США стал корейский конфликт. К этому времени монополия США на атомное оружие была разрушена. В этих условиях ситуация прямого вооруженного столкновения двух мировых держав стала невозможна. Америка перешла к политике ведения локальных превентивных войн против коммунистической угрозы. Южная Корея на тот момент являлась союзником Соединенных Штатов на Дальнем Востоке. Вашингтон не мог допустить, чтобы созданный им режим уничтожили войска северокорейского лидера Ким Ир Сена.

Гражданская война разразившаяся в Корее в 1950 г. стала предметом обсуждения на заседании Совета Безопасности ООН. Благодаря отсутствию на нем представителя СССР США удалось добиться одобрения интервенции. Крупномасштабное вторжение американских войск на Корейский полуостров изменило ход войны. В этих условиях Китай при поддержке Советского Союза ввел свои вооруженные силы, остановил наступление американцев и отбросил их к 38 параллели. Возникла опасность расширения конфликта. Президент Трумэн стал угрожать применением атомного оружия. Мир встал на грань начала третьей мировой войны. Ситуация несколько стабилизировалась после перевода вооруженного конфликта в позиционную войну. В июле 1951 г. начались переговоры о перемирии, которое удалось заключить только в 1953 г.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. обострила политическую борьбу за власть в стране. На руководство страной претендовали Л. Берия, Г. Маленков и Н. Хрущев.

26 июня 1953 г. Л. Берию обвинили в подготовке захвата власти в стране, грубых нарушениях социалистической законности в ходе массовых репрессий и связях с английской разведкой. Через шесть месяцев после ареста Берию приговорили к высшей мере наказания и расстреляли.

Устранение основного конкурента позволило Н. Хрущеву занять пост Первого секретаря ЦК КПСС. Г. Маленкова назначили Председателем Совета Министров СССР. Обновленное руководство страны взяло курс на смягчение политического режима и разоблачение культа личности И. Сталина. С этой целью были прекращены преследования по делу врачей, освобождены и реабилитированы арестованные после войны военачальники, начат пересмотр решений политических процессов 30-х годов над «врагами народа».

На ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) Хрущев выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях». В нем была дана негативная оценка сталинской политики массовых репрессий развернутой против советского народа. Заручившись поддержкой делегатов съезда Н. С. Хрущев приступил к проведению реформы в управлении промышленностью и строительством. Ликвидация отраслевых министерств и передача их функций территориальным советам народного хозяйства укрепила позиции региональной номенклатуры. Это сопровождалось вытеснением бывших соратников Сталина с арены политической борьбы.

В 1957 г. на Пленуме ЦК КПСС в создании антипартийной группы были обвинены и сняты со своих постов Г. Маленков, В. Молотов, Н. Булганин, Л. Каганович и К. Ворошилов. Это позволило Хрущеву сосредоточить всю полноту партийно-государственной власти: в 1958 г. его избрали Председателем Совета Министров СССР.

Значительные преобразования произошли в сельском хозяйстве. Подъем этой отрасли народного хозяйства планировалось осуществить за счет повышения закупочных цен на колхозную продукцию и значительного расширения посевных площадей. Важным шагом в преодолении кризиса сельского хозяйства стала отмена налога на личное приусадебное хозяйство и разрешение его увеличить в пять раз. Колхозникам стали выдавать паспорта и ввели пенсионное обеспечение. Принятые меры позволили повысить производство сельскохозяйственной продукции в 1953-1958 гг. на 34 %.

Перед промышленностью в годы «хрущевской оттепели» была поставлена задача увеличения роста товаров широкого потребления. Однако путей решения этой проблемы найдено не было. Производство средств производства в общем объеме промышленной продукции достигло 75 %.

Важным средством ускорения развития промышленности считался научно-технический прогресс. Его достижения нашли свое применение прежде всего в отраслях военно-промышленного комплекса. В целом среднегодовые темпы экономического роста составляли 10 %.

Экономические успехи дали основание партийному руководству заявить на ХХI съезде КПСС в 1959 г. о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. На следующем ХХII съезде партии в 1961 г. в Программу КПСС внесли положение о возможности построения коммунизма к 1980 г.

Экономическая политика советского руководства во второй половине 50-х - начале 60-х годов носила социальную направленность. Для улучшения жизни населения проводились регулярные повышения заработной платы, с 48 до 46 часов сократилась продолжительность рабочей недели, отменена плата за получение образования, принят закон о пенсиях для рабочих и служащих. Символом времени стало развертывание широкомасштабного жилищного строительства. Каждый четвертый житель страны смог значительно улучшить свои жилищные условия.

Сохранение экстенсивной модели экономического развития привело в начале 60-х годов к ухудшению ситуации в народном хозяйстве. Правительство попыталось решить экономические проблемы за счет населения страны, путем снижения тарифных расценок на производстве и одновременного повышения цен на продовольствие. Социальная напряженность в обществе вылилась в стихийное выступление рабочих в Новочеркасске в июне 1962 г.

В руководстве страны зрело недовольство политикой Н. Хрущева. Его положение сильно пошатнулось после кубинского кризиса, когда часть руководства страны открыто выступила против волюнтаристских действий главы государства. Длительное отсутствие Хрущева в Кремле в 1964 г. из-за зарубежных поездок позволило политическим оппонентам Н. С. Хрущева подготовить его отстранение от власти. Во время отпуска Хрущева, в Москве 12 октября 1964 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС на котором было принято решение об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Состоявшийся на следующий день Пленум ЦК КПСС подтвердил принятое решение. Пост Первого секретаря ЦК КПСС передали Л. И. Брежневу, а союзное правительство возглавил А. Н. Косыгин.

Отставка Хрущева привела к целому ряду изменений в стране.

Первые мероприятия осуществляемые новым руководством страны были направлены на укрепление позиций партийно-государственного аппарата. С этой целью в 1965 г. упразднили совнархозы и возродили отраслевые министерства. Численность управленческого аппарата неуклонно увеличивалась, достигнув к 1983 г. 18 млн. человек.

Вскоре стали выявляться разногласия внутри нового руководства по вопросам дальнейшего экономического развития страны. Брежнев приоритет в развитии советской экономики отдавал сельскому хозяйству, оборонной и тяжелой промышленности. Его оппонентом стал Н. Косыгин, полагавший необходимым для улучшения благосостояния населения развивать легкую промышленность. В ходе ХХIII съезда КПСС возобладал подход Н. Косыгина. Основным направление развития народного хозяйства стало укрепление легкой промышленности и проведение экономической реформы. Основные положения грядущей реформы были разработаны группой экономистов под руководством Либермана. Суть реформы была изложена в двух постановлениях вышедших 4 октября 1965 г. «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». Реформа предусматривала, в рамках сохранения директивной экономики, создать механизм внутреннего саморегулирования, изменить условия планирования и усилить экономическое стимулирование производителей в конечных результатах и качестве своего труда. Резкое сокращение числа директивно планируемых показателей сочеталось с сохранением жестких нормативов по валовому объему производимой продукции. Экономическое стимулирование производства собирались достичь путем передачи в распоряжение предприятий части доходов. Эти средства делились на три фонда: материального поощрения, самофинансирования производства, социально-культурного и бытового развития.

Перевод на новую систему хозяйствования шел крайне медленно. Претворение реформ в жизнь столкнулось с сопротивлением административного аппарата привыкшего работать в условиях жесткой централизации.

При всей своей ограниченности и непоследовательности реформа на первых порах дала неплохой результат. За годы восьмой пятилетки темпы экономического роста достигли 7,7 % в год, объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Однако уже к концу 60-х годов рост экономики заметно снизился. Для предотвращения негативных явлений был осуществлен возврат к детальному планирования производственной деятельности предприятий, валовые показатели вновь стали занимать ведущее место в экономической жизни страны. Реформаторам не удалось преодолеть тенденцию экстенсивного характера развития советской экономики, а в условиях сокращения производственных ресурсов возможность для ее роста была ничтожной.

Единственной возможностью избежать экономического краха для страны стали поставки энергоносителей на Запад. Этому способствовал 20-ти кратный рост цен на нефть. Однако получаемые от продажи сырьевых ресурсов финансовые средства направлялись преимущественно на развитие оборонной промышленности. Падение мирового спроса на нефть в 80-е годы привело к скатыванию советской экономики к стагнации.

Экономические проблемы нашей страны усугублялись необходимостью поддержания ядерного паритета с Соединенными Штатами. Нормализация взаимоотношений с Западом стала первоочередной задачей советской внешней политики. Возобновление советско-американских встреч на высшем уровне привело к снижению международной напряженности. Сущность политики разрядки сводилась к заключению экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений.

Во время визита в Москву президента Р. Никсона в мае 1972 г. был подписан договор ОСВ-1, который ограничивал число ядерных ракет наземного и подводного базирования. В 1978 г. по договору ОСВ-2 вводились ограничения на подземные ядерные испытания. Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки. В нем приняли участие руководители 33 европейских государств, а также США и Канады. Итогом работы Совещания стало формулирование принципов взаимоотношений стран-участниц: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.

Ослабление прямого противостояния США и СССР привело к обострения региональных конфликтов. В 1964-1975 гг. Советский союз оказывал помощь Вьетнаму в борьбе с американской агрессией. Поддержка национально-освободительных движений в Анголе, Мозамбике, Эфиопии привела к провозглашению в этих странах курса на строительство социализма.

Необдуманная политика советского руководства привела к втягиванию СССР в афганский конфликт. 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск». Защита своих интересов на территории суверенного государства стоила Советскому Союзу международной изоляцией, очередным витком гонки вооружений, которая поставила экономику страны в крайне тяжелое положение и ускорила нарастание кризисных явлений в социально-экономической системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: