Вопрос 1. Предмет и пределы прокурорского надзора

Полномочия прокурора.

Предмет и пределы прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов (общий) надзор нередко определяют как отрасль прокурорского надзора, связанную с обеспечением законности в сфере государственного управления. Это неточно. Помимо обеспечения законности в сфере государственного управления общий надзор распространяется также на сферу местного самоуправления, законодательную деятельность субъектов РФ, органы управления негосударственными структурами.

Надзор за исполнением законов составляет ведущую отрасль прокурорского надзора. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс состоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции РФ и действующих на территории РФ законов, единства м укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

Общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 Закона о прокуратуре.

Содержание, используемого в ст. 21 Закона о прокуратуре понятие «исполнение закона» включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.

Исполнение законов выражается в виде действий или правовых актов. Действия (бездействие) и правовые акты служат формами исполнения законов.

Изучение практики прокурорского надзора позволяет выделить в качестве признаков несоответствия правовых актов законам достаточно большое число показателей. Наиболее часто наблюдаются факты издания правовых актов на основании закона, регламентирующего иные, нежели отраженные в правовом акте. Это может происходить по причине незнания закона, но может являться средством обхода запретов, присвоения данным органом не принадлежащих ему полномочий.

Другой не менее распространенной разновидностью несоответствия правовых актов закону является издание правового акта на основании или во исполнение признанного недействующим или утратившим силу закона. Здесь причиной является чаще всего отсутствие надлежащей правовой подготовки субъекта правоприменение, но могут быть и иные факторы.

Прокурор не вправе и не должен принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Его миссия заключается в том, чтобы, выявив нарушения закона, их причины и способствующие им условия, поставить вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер. Содержание конкретным мер и порядок их реализации определяются данным органом или лицом. Тем самым достигается цель, с одной стороны, сохраняется в подобных ситуациях независимого положения прокурора, а с другой стороны обеспечение профессионального подхода к решению вопросов восстановления законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: