Порядок оформления результатов АХД

Планирование аналитической работы

Планирование проведения анализа заключается в формировании целей и задач конкретного вида анализа, определении периода времени, за который предполагается проводить анализ, а также последовательности его осуществления. При планировании проведения анализа необходимо определить сроки и исполнителей.

Работа по проведению анализа должна планироваться на каждом пред­приятии. Могут составляться следующие планы:

• комплексный план аналитической работы предприятия;

• тематические планы.

Комплексный план аналитической работы представляет собой календарный план-график отдельных аналитических исследований. Содержание плана зависит от цели анализа, масштаба предприятия, организации аналитической работы на предприятии.Комплексный план,как правило, составляется на один календарный год.

В плане в обязательном порядке предусматривается:

Ø перечень объектов ана­лиза, подлежащих изучению;

Ø определение целей анализа;

Ø разработка системы показателей, анализ которых обеспечи­вает достижение поставленной цели;

Ø периодич­ность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквар­тально, ежемесячно, подекадно, ежедневно);

Ø сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего ме­сяца);

Ø состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними;

Ø источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому изучаемому вопросу (но­мер инструкции или компьютерной программы);

Ø перечень внешних и внутренних пользователей анализа.

Комплексный план может также включать разработку предложений по улучшению работы хозяй­ствующего субъекта и организацию контроля за ходом выполнения разработанных предложений по улучше­нию работы.

Тематические планы детализируют комплексные планы аналитической работы. Они разрабатываются по тем вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них определяются:

- субъекты и объек­ты анализа;

- направления и цель аналитической рабо­ты;

- этапы и сроки проведения анализа;

- источники ис­пользуемой информации;

- определяется схема аналити­ческого документооборота;

- конкретные исполнители.

Контроль за выполнением планов анализа осуществляет замес­титель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению ана­лизом в целом.

Любые результаты аналитического исследо­вания деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены соответствующими документами в описательной или бестекстовой форме.

Описательная форма − это оформление результатов в виде пояснительной записки (аналитический отчет), справки, за­ключения.

Пояснительная записка (аналитический отчет) обычно состав­ляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию, то есть для внешних пользователей. Её содержание должно быть достаточно полным. Она должна: содержать выводы о результатах хозяйственной деятельности организации и предложения по их улучшению; расшифровывать агрегированные показатели отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распреде­ления прибыли и др.); отражать информацию по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам); включать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, сведения о доле рынков сбыта продукции, имидже в деловом мире, информацию о динамике важнейших показателей деятельности организации.

В пояснительной записке нужно также раскрыть изменения в учетной политике предприятия, которые могут оказать существен­ное влияние на денежные потоки, финансовые результаты и т. д.

Аналитическая часть отчета должна быть экономически обоснованной и кон­кретной. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, графи­ки, диаграммы и т. д.

Предложения и выводы должны быть всесторонне обоснованны­ми и направленными на улучшение работы хозяйствую­щего субъекта, использование выявленных внутрихо­зяйственных резервов.

Справки и заключения – это документы, оформляемые в случаях, когда результаты анализа пред­назначены для внутрихозяйственного использования. Заключение пишется, когда анализ проводится вы­шестоящими органами управления.

Особенности справки и заключения:

- содержание более конкретизировано, направлено на отражение недостатков или достижений предприятия, выявленных резервов, способов их освоения;

- необязательность рассмотрения общеэкономической характеристики организации.

Бестекстовая форма оформления результатов ана­лиза – это макет типовых аналитических таблиц и графиков, не содержащий пояснительного текста.

С помощью аналитических таблиц систематизируют аналитические данные, обобщают материал, представляют его в удобной для анализа форме. Показатели, отраженные в аналитических таблицах, представляют собой аналитический и иллю­стративный материал. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми для использования.

Бестекстовая форма оформления результатов рассчитана на высококвали­фицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бес­текстовый анализ сокращает разрывы между выполне­нием анализа и использованием его результатов.

На практике наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы эко­номического паспорта предприятия. Наличие таких данных за не­сколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в дина­мике.

Эко­номический паспорт предприятия – это документ, широко используемый на практике, содержащий наиболее существенные результаты анализа хозяйственной деятельности за несколько предшествующих лет.

Практическую направленность результаты итогового анализа получают после принятия соответствующих уп­равленческих решений и действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: