Планирование аналитической работы
Планирование проведения анализа заключается в формировании целей и задач конкретного вида анализа, определении периода времени, за который предполагается проводить анализ, а также последовательности его осуществления. При планировании проведения анализа необходимо определить сроки и исполнителей.
Работа по проведению анализа должна планироваться на каждом предприятии. Могут составляться следующие планы:
• комплексный план аналитической работы предприятия;
• тематические планы.
Комплексный план аналитической работы представляет собой календарный план-график отдельных аналитических исследований. Содержание плана зависит от цели анализа, масштаба предприятия, организации аналитической работы на предприятии.Комплексный план,как правило, составляется на один календарный год.
В плане в обязательном порядке предусматривается:
Ø перечень объектов анализа, подлежащих изучению;
Ø определение целей анализа;
|
|
Ø разработка системы показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели;
Ø периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно);
Ø сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего месяца);
Ø состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними;
Ø источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы);
Ø перечень внешних и внутренних пользователей анализа.
Комплексный план может также включать разработку предложений по улучшению работы хозяйствующего субъекта и организацию контроля за ходом выполнения разработанных предложений по улучшению работы.
Тематические планы детализируют комплексные планы аналитической работы. Они разрабатываются по тем вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них определяются:
- субъекты и объекты анализа;
- направления и цель аналитической работы;
- этапы и сроки проведения анализа;
- источники используемой информации;
- определяется схема аналитического документооборота;
- конкретные исполнители.
Контроль за выполнением планов анализа осуществляет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.
Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены соответствующими документами в описательной или бестекстовой форме.
|
|
Описательная форма − это оформление результатов в виде пояснительной записки (аналитический отчет), справки, заключения.
Пояснительная записка (аналитический отчет) обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию, то есть для внешних пользователей. Её содержание должно быть достаточно полным. Она должна: содержать выводы о результатах хозяйственной деятельности организации и предложения по их улучшению; расшифровывать агрегированные показатели отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.); отражать информацию по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам); включать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, сведения о доле рынков сбыта продукции, имидже в деловом мире, информацию о динамике важнейших показателей деятельности организации.
В пояснительной записке нужно также раскрыть изменения в учетной политике предприятия, которые могут оказать существенное влияние на денежные потоки, финансовые результаты и т. д.
Аналитическая часть отчета должна быть экономически обоснованной и конкретной. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, графики, диаграммы и т. д.
Предложения и выводы должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение работы хозяйствующего субъекта, использование выявленных внутрихозяйственных резервов.
Справки и заключения – это документы, оформляемые в случаях, когда результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования. Заключение пишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления.
Особенности справки и заключения:
- содержание более конкретизировано, направлено на отражение недостатков или достижений предприятия, выявленных резервов, способов их освоения;
- необязательность рассмотрения общеэкономической характеристики организации.
Бестекстовая форма оформления результатов анализа – это макет типовых аналитических таблиц и графиков, не содержащий пояснительного текста.
С помощью аналитических таблиц систематизируют аналитические данные, обобщают материал, представляют его в удобной для анализа форме. Показатели, отраженные в аналитических таблицах, представляют собой аналитический и иллюстративный материал. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми для использования.
Бестекстовая форма оформления результатов рассчитана на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ сокращает разрывы между выполнением анализа и использованием его результатов.
На практике наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.
Экономический паспорт предприятия – это документ, широко используемый на практике, содержащий наиболее существенные результаты анализа хозяйственной деятельности за несколько предшествующих лет.
Практическую направленность результаты итогового анализа получают после принятия соответствующих управленческих решений и действий.