Энтони Троллоп

Родился 24 апреля 1815 в Лондоне. Его отец был незадачливым ученым: ради исследований забросив небольшую юридическую практику и наделав долгов, он был вынужден бежать от кредиторов в Бельгию. Фрэнсис Милтон Троллоп (1780-1863), мать писателя, женщина решительная и с воображением, была лишена практической сметки. Собрав остатки денег, она эмигрировала в США, обосновалась в городке на фронтире в Цинциннати, открыла там магазин модных товаров и очень скоро разорилась. Вернувшись в Лондон, она извлекла выгоду из собственных злоключений, написав книгу «Домашние нравы американцев» (1832), язвительное описание манер неотесанных жителей Нового Света. В Америке ее имя предали анафеме, зато в Европе она прославилась. В возрасте 52 лет она обратилась к литературной деятельности и издала 34 романа.

Между тем Энтони, приходящий ученик Харроу и Уинчестер-колледжа, не добился успеха ни в социальной, ни в научной области и даже был объявлен 'паршивой овцой семьи'.

В 1834 во многом благодаря влиянию матери он занял пост младшего клерка в управлении почт в Лондоне (свою беспорядочную карьеру в этой должности он с большой долей юмора описывает в «Трех клерках (1857)). В 1841 Троллоп получил перевод в Ирландию. Женитьба в 1844 и грядущие семейные расходы требовали дополнительных средств, и он обратился к литературе. В качестве почтового инспектора много разъезжал по Ирландии, близко узнал страну и использовал полученный опыт в своих первых романах «Макдермоты из Балликлорана» (1847) и «Келли и О'Келли» (1848).

Однако как писатель Троллоп состоялся только в 1855, с выходом «Попечителя», первого из шести романов «Барсетширских хроник», куда вошли «Барчестерские башни» (1857), «Доктор Торн» (1858), «Приход Фрэмли» (1861), «Домик в Эллингтоне» (1864) и «Последняя хроника Барсета» (1867). Каждый из романов является законченным произведением, и за исключением двух первых тесно романы между собой не связаны, но хронологически продолжают друг друга, и многие герои переходят из книги в книгу. В Барсетшире, вымышленном графстве на западе центральной Англии, царят мир, всеобщее уважение и своеобразная простота нравов. Самые разнообразные типы священников и светских героев населяют Барчестер, административный центр графства и резиденцию епископа.

«Попечитель» и «Барчестерские башни» – самые известные романы Троллопа. «Доктор Торн» замечателен прекрасно разработанными характерами героев - сельского врача и его психически больного пациента. «Приход Фрэмли», любовный роман из жизни духовенства, принес Троллопу настоящую известность. В «Домике в Эллингтоне» появляется его любимая героиня, Лили Дейл. «Последняя хроника Барсета», несмотря на некоторые недостатки композиции, вполне заслуживает оценки, данной самим Троллопом: «лучший роман, который я написал».

Так и не преуспев на службе, в 1867 Троллоп уволился из управления почт. В том же году он стал одним из основателей журнала «Сент-Полз мэгэзин», который издавал до 1870, затем предпринял несколько путешествий. Троллоп пять раз побывал в США, дважды объехал вокруг земного шара и написал несколько путевых заметок о Северной Америке, Австралии, Южной Африке и Ирландии.
Получив больше времени для творчества, Троллоп начал еще один цикл романов - из парламентской жизни, всего шесть книг: «Простишь ли ты ее?» (1864), «Финеас Финн» (1869), «Бриллианты Юстасов» (1873), «Финеас возвратившийся» (1874), «Премьер-министр» (1876) и «Дети герцога» (1880). В них Троллоп попытался воплотить свои общественно-политические воззрения.

В 1870-х годах Троллоп, как и другие писатели-викторианцы, отошел от юмористического изображения людей и нравов и обратился к социальной сатире, до того времени приглушенной. Роман «Как мы теперь живем» (1875) отразил горечь утраты нравственных ценностей.
Всего он написал 47 романов и множество документальных произведений. Умер Троллоп в Лондоне 6 декабря 1882.

ШАРЛОТТА БРОНТЕ (1816–1855), английская романистка.

Псевдоним Коррер-Бель. Главные произведения — романы: «Jane Eyre» [1847]; «Shirley» [1849], из жизни рабочих в провинции; «Villette» [1853]; повесть «The professor». Романы Б. носят в основе психологический характер с тяготением к «сенсационности». Б. издала также сборник стихов совместно со своими сестрами Эмилией и Анной. Полное собрание сочинений Б. и ее сестер вышло в 1875.

ЭМИЛИ ДИКИНСОН, (1830-1886), американская поэтесса.

I. При жизни были опубликованы лишь семь ее стихотворений. Родилась 10 декабря 1830 в Амхерсте (шт. Массачусетс), никогда не покидала родного города. Живя вдали от культурных центров, не была знакома ни с кем из известных писателей своего времени. Близкие отношения сохраняла только с несколькими друзьями и многочисленными родственниками. До 25 лет вела жизнь, типичную для молодой девушки ее времени. Замуж не выходила и, по обычаю старых дев, постепенно отдалилась от общества. К 1860-м годам Дикинсон стала почти затворницей, а после 1870-х годов и вовсе не покидала дом. Вероятно, такую форму приняло у нее стремление всякого художника к уединению, поскольку именно тогда она всерьез посвятила себя поэзии. Нельзя исключать и того, что в ее отказе от мирской суеты были элементы религиозного отшельничества. Единственным из литераторов, с кем она поддерживала отношения, был писатель и критик Т.У.Хиггинсон.

Знакомясь с полным собранием ее лирики (1775 произведений), убеждаешься, что только около десятой их части являются настоящими произведениями искусства, а 25-50 из них можно причислить к шедеврам. Это небольшие стихотворения, поражающие красотой формы и богатством мысли. Дикинсон варьирует в своем творчестве несколько основных тем, и ее произведения можно разделить на 4 группы. Первую составляют стихотворения, в которых идет речь о принципах ее художественного творчества (стратегия мысли, воплощение ее в слове, соотношение 'периферии' и 'центра' в иерархии важных поэтических тем) и о восприятии поэтессой мира, т.е. о том, что в этом мире является для нее поэтически ценным. Она открывает читателю, какие стихи ей хочется писать и как их надо воспринимать. С последним пунктом ее эстетической теории - художественным восприятием - связана вторая группа стихотворений, посвященных природе. В самых простых из них делается попытка охватить все многообразие природных форм и явлений; когда выясняется, что это практически невозможно, она создает цикл более сложных произведений об исчезновении этих форм; далее, открыв для себя, что главное свойство материи - движение, она пишет ряд оригинальных стихотворений, в которых природа представлена как процесс. Если внешний мир ускользает от поэта, Дикинсон возвращается к своей единственной реальности - внутреннему миру, о чем свидетельствует третья группа ее стихотворений, где нашли воплощение два полюса человеческих эмоций - экстаз и отчаяние, они гораздо продуктивнее поэтически, нежели чувства более умеренные. Наконец, поскольку экстаз и отчаяние неотделимы от духовных устремлений личности и ее ожидания неотвратимого конца, они неизбежно вводят в творчество Дикинсон еще одну тему - надежду человека на бессмертие, и стихотворения этого раздела составляют вершину творчества поэтессы.

Академическое собрание стихотворений Дикинсон в 3-х томах было выпущено Т.Джонсоном в 1955; он же издал в 1958 трехтомник ее писем.

II. Лирика (часто стилизованная под примитив), отталкиваясь от пуританства, проникается трагизмом бытия. Но сомнению, горечи и иронии противостоят красота природы, свобода человеческого духа и бессмертие души.

III. Образ тихой дамы, всегда одетой в белое и собирающей в полях цветы (звучит почти как издевка, но это правда), как-то не вяжется с литературным новаторством. Но Дикинсон писала так, как никто до нее, так, что ее долгое время не могли понять и настоящая слава пришла к ней только в нашем столетии. В ее стихах отсутствуют правильная рифма, четкий размер и единая мысль. Они - хаотичное нагромождение неожиданных метафор, их рваный ритм заставляет нервно пробегать их глазами и лишь потом задумываться, что же вдруг открылось тебе в этих нескольких строчках. Они чем-то напоминают эпифании раннего Джойса и стихи старинных японцев. Темы ее стихов - обычные для поэзии всех времен и народов и в то же время неповторимые - природа, Бог, смерть, иногда любовь. Ее стихи нестандартны во всем, вплоть до орфографии; тире, отмечающее паузы, появляется в самых неожиданных местах, часто заменяет запятые или точки с запятой, и это еще одно открытие Дикинсон, использованное многими в нашем столетии. Впрочем, лучше читать стихи, чем говорить о них.

УОЛТ УИТМЕН (1819-1892), крупнейший американский поэт.

I. Родился в фермерской семье. Странствовал по всей Америке; был наборщиком, репортером, журналистом, учителем, плотником. В 1862—1864 Уитмен — санитар в армии северян, боровшейся против рабовладельческого Юга. По окончании войны Уитмен работал чиновником в министерстве внутренних дел. Будучи оттуда изгнан за «безнравственность» своей поэзии, перешел в министерство финансов. В 1873 Уитмена разбил паралич, приковав его в последние годы жизни к постели.

II. Творчество У. — поэта мелкобуржуазной демократии той эпохи — отражает небывалый прогресс технического могущества буржуазии, ее овладение силами природы и, вместе с тем, иллюзии американской демократии. Несмотря на критику, переходящую временами в протест, У. по существу считает американскую действительность подлинно демократической.

III. Первой и основной его книгой является сборник стихов и поэм «Листья травы» (1855). Эта книга, идейно-художественное кредо У., создавалась в эпоху чрезвычайно бурную и богатую социальными сдвигами. Она была поэтической прелюдией к гражданской войне Севера и Юга, которая расчищала пути капиталистического развития. Все это и определило демократизм американской буржуазии 50—60 гг.

Реализм его поэзии не исключает глубокой внутренней противоречивости его мировоззрения. У. сам не знает, куда ему звать человечество: в большие города из камня и железа или в уединение природы.

От воспевания сил природы, подчиняющихся человеку, У. переходит к прославлению трудового общения с космосом, поэтическому материализму. Пантеизм, приемлющий все земное, весь космос, как единое целое, характерен для Уитмена. Не чужд Уитмен и мистицизму («Песня о себе»). Мы встречаем у него попытки создания новой религии. В стихах У. переплетаются индивидуализм и коллективизм, демократизм и мистика. Принятие действительности обусловило то, что У. воспевает материальность человеческого бытия, но реализм его переходит в фетишизм вещей, стихи У. превращаются иногда в каталоги, в перечень вещей, собранных со всех уголков мира.

Глашатай промышленной демократической Америки, урбанист, У. неустанно создает в своих стихах образ огромного многоликого города с его многоэтажными зданиями и шумным движением человеческих толп. Хотя героем У. является прежде всего он сам, но он не индивидуализирует своего облика, в его поэзии мало подлинно субъективной лирики, ибо в себе он изображает среднего американца, помноженного на миллионы. Слияние с коллективом «простых личностей», слияние с живой природой, вера в неустанный прогресс человеческой мысли определили полнокровный оптимизм поэзии У. У., оставаясь американцем, иногда даже не чуждый известной ограниченности, в ряде стихов и поэм возвышается до чувства «гражданина мира», разрушающего границы наций во имя братства народов. И хотя У., конечно, не был социалистом, но чувство коллективизма с такой огромной силой выражено в его поэзии, что роднит его с нашей эпохой борьбы за бесклассовое общество; такие прогрессивные идеи У., как утверждение труда и достоинства человека, живущего трудом, не могут не найти отклика в советском читателе.

IV. Стиль поэзии У. — чрезвычайно своеобразный, новаторский. Он резко противопоставляет себя старой аристократически-барской литературе. У. создает новый, свободный ритм стиха, без рифмы, ритм, одинаково удаленный и от обычного размеренного, разделенного на строфы, рифмованного стиха и от беспорядочной ритмики разговорной речи. Это не камерная лирика, не углубление в переживания одинокого «я», а речь, обращенная ко многим. У. отбрасывает каноны и традиции старой поэзии. Он не признает обычной поэтической лексики, предпочитая язык масс.

[скачено из интернета]

УОЛТ УИТМЕН (1819-1892), американский поэт, публицист.

Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов «Листья травы» (1855—1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер; любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы. Уитмен — певец «мировой демократии», всемирного братства людей труда, позитивных наук, любви и товарищества, не знающих социальных границ. Новатор свободного стиха.

Его главная книга «Листья травы» при жизни автора выходила шесть раз, при каждом переиздании, включая в себя новые циклы стихотворений, оставалась единым поэтическим произведением, в котором содержится многогранный и целостный образ Америки, где восторжествовала идея демократии. В XX веке «Листья травы» признаны одним из важнейших литературных событий, знаменовавших собой революцию в поэзии, связанную с появлением свободного стиха (верлибра), новаторской стиховой системы, пионером которой выступил Уитмен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: