Элизабет Гаскелл

I. Конфликт между писательством и материнством. Все произведения выходят в свет со скандалом, лишь одно произведение вызвало приятное волнение:

II. «КРЭНФОРД» (причина приятия – в выраженной в романе авторской позиции) = серия нравоописательных очерков, выходивших по частям в теккереевском журнале «Домашнее чтение». Предмет описания – повседневная жизнь маленького города, основное население которого составляют старые девы, вдовы, бывшие аристократки, амазонки. ТЕМА – Снобизм (бывшие аристократки пытаются создать видимость своего аристократизма, но при этом снобизм описывается не так, как у Теккерея, у которого снобизм – предмет сатирического разоблачения; у Гаскелл мягкий снисходительный юмор, нет сатирической тональности, агрессивности; снобизм как защитная реакция, непотерянного достоинства). История мисс Метти, которой помогают старые дамы, забыв о всяких предрассудках. Все дамы, стремясь сохранить свое достоинство, создают целую этику, в соотвествии с которой экономия считается проявлением элегантности, а расточительность вульгарна; старая дева = прозорливая. Они мифологизируют свои судьбы, в этом проявляется их особое мужество, достоинство. В романе доминирует элегическая тональность.

ПОЗДНЕЕ ВИКТОРИАНСТВО (50-60е годы).

ДЖОРДЖ ЭЛЛИОТ (МЭРИ ЭНН ЭВАНС)

I. Самая скандальная фигура, так как неприемлемое поведение. Она заявила о неудовлетворенности христианской религией, типа христианство нуждается в реформе. Свою судьбу выстраивает нетрадиционно. Она – 100% эмансипе. Знала несколько языков, путешествовала по Европе с целью получения достойного образования. Возвратившись в Лондон, стала помощником главного редактора одного из литературных журналов. Выступила в роли публициста и критика. Гражданский брак с философом Г.Льюисом (у него было трое детей, которых он кинул ради неё). Из-за этого брака родственники не поддерживали с ней отношений.

II. ЭСТЕТИКА (в полемике с романтической литературой; максимализм эстетики): (1) никакой авантюрности, мистики, гротеска, гиперболы, идеализации героя (типа это противоречит принципу правдоподобия); (2) против сравнения её с Ш.Бронте; (3) обыденная жизнь негероична, à отказ от героя; (4) отказ от воображения, от авторского комментария, но строгая педантичность и прорисовка всего во всех подробностях (автор, по её мнению, – свидетель, выступающий на суде под присягой).

III. «МИДЛМАРЧ» (1872). Автор отступила от своей эстетики, допустив романтические вкрапления. М. – вымышленное название провинциального английского городка. В основе замысла лежит стремление писательницы дать худ.выражение определенных философских идей. Её романы обретают философский оттенок. Основной философский тезис – идея детерминации. Эта проблема решается у неё оригинально (не так, как в раннем викторианстве). Детерминация (по Дж.Э.) – взаимодействие, обусловленность человеческих судеб, а среда – совокупность отдельных человеческих проявлений. Детерминация – в образе паутины.

Здесь – 30-40е годы, идея несвободы человека, а раз человек несвободен, то с него можно снять всякую ответственность. Хотя у человека есть особая доля свободы, благодаря которой он формирует среду. ПОЗИТИВНАЯ ТРАКТОВКА ДЕТЕРМИНАЦИИ. Негероические судьбы несут окружающим бесценный опыт.

В романе Элиот предлагает воспроизвести паутину действительности, в которой бьется человек в поисках самого себя. А раз паутина, то à многосюжетность и многогеройство: линия Доротеи Брук, линия доктора Лидгейта. Эти герои выделены в романе, так как их история является предметом анализа (роль индивидуальной ошибки). История утраченных иллюзий. Мужской вариант сопоставляется с женским вариантом самореализации.

* Доротея мечтает о высоком предназначении. Она избирает брак со значительным человеком, занимающимся духовной деятельностью (филолог). Но вскоре она в нем разочаровывается. Причина – индивидуальное заблуждение, недостаток мудрости. Жажда высокого служения вызывает уважение. Ирония автора = сочувствие героине, которое связано с комплексом феминистских идей (несправедливое ограничение женщины). В финале Доротея обретает свое тихое счастье, оказавшись от героических притязаний. Она ограничивает себя материнскими и супружескими обязанностями. Мотив примирения с обычным уделом женщины. Этот компромисс она принимает

* Лидгейт. Мужчине отпущена большая мера свободы в реализации самого себя. Цель: героическое служение обществу, но терпит поражение. Его ошибка – малодушие, слабость характера. Брак погубил его, а малодушие окончательно загнало в тупик. И герой отказывается от притязаний, смирившись с обычным человеческим уделом.

По содержанию обе линии заканчиваются одинаково. У Д.Э. нет трагического пафоса, она сознательно отказывается видеть трагизм в той и другой истории. Страдания не напрасны, но и негероическая жизнь не является бессмысленной (во вступлении).

ЭНТОНИ ТРОЛЛОП (1815-1882)

I. У него нет энергичного сюжета, нет глубокого психологизма. Этический вариант прозрачен.

ЭСТЕТИКА: принцип правдоподобия, установка на простую фиксацию обыденной жизни. Троллоп – писатель-прагматик, рассматривающий литературу как средство материального благополучия.

II. Главное произведение – цикл романов «БАРСЕТШИРСКИЕ ХРОНИКИ» («Попечитель», 1855; «Барчестерские башни», 1857; «Доктор Торн», 1858; «Пасторский дом в Фремли», 1861; «Домик в Оллингтоне», 1864; «Последняя хроника Барсета», 1866-67). Серия романов из жизни современной провинциальной Англии). Ритм романов чрезвычайно медленный, но мы постепенно привыкаем к нему, а потом даже убеждаемся в том, что это и есть ритм самой жизни. Действие романов «барсетширской серии» в большинстве своем развивается в вымышленном западном графстве Барсет со столицей Барчестер, о котором писатель вспоминает: «Я все имел в своей голове – его дороги и тропинки, его города и приходы, членов парламента и даже различные охоты, проходившие в окрестностях. Я знал всех его знатных лордов и их замки, сквайров и их парки, ректоров и их церкви. Ни в одной истории не было названия, данного вымышленному месту, которое я не стал бы делать, как если бы я жил или бродил там…». Барсетширская серия романов связана сквозным персонажем, и он придерживается этого приема и в политической серии («пэлизеровские романы»: «Можете ли вы простить ей?», 1864; «Финеас Финн», 1869; «Бриллианты Юстесов», 1873; «Финеас раскаявшийся», 1873-74; «Премьер-министр», 1875-76).

Троллоп был необыкновенно плодовит, создав за 20 лет творческой деятельности 47 романов, несколько книг о путешествиях, биографий.

III. «БАШНИ БАРЧЕСТЕРА». Цель: написать комедию нравов. Как автор обыгрывает стереотипы викторианского письма? – Иронизирует над стереотипами.

[скачено из инета]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: