Разработкой правил и стандартов бухгалтерской деятельности в Великобритании занимаются профессиональные бухгалтерские организации. Инициатором разработки и введения таких стандартов и Правил стандартной бухгалтерской практики выступил в 1969 году Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса.
В 1996 году Комитет по бухгалтерским стандартам опубликовал Декларацию, содержащую основные принципы, лежащие в основе бухгалтерских стандартов.
В британском учете основополагающей является концепция достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни и финансового состояния предприятия. Наиболее значимым принципом, позволяющим отступать от общепринятых и законодательных норм и правил ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, если эти нормы и правила не позволяют отразить истинное положение дел в организации, является Принцип приоритета содержания над формой.
Основными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в Великобритании, являются:
|
|
«Положения о стандартной учетной практике» (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP);
«Стандарты финансовой отчетности» (Financial Reporting Standards - FRC);
«Положения о рекомендованной практике» (Statements of Recommended Practice - SORP).
В «Положениях о стандартной учетной практике» (SSAP) раскрывается стандартная учетная практика по отдельным разделам учета, определяются учетные концепции, учетная база и учетная политика.
Учетные концепции — допущения и принципы, на которых базируется бухгалтерский учет. К основным учетным концепциям относятся следующие:
• Концепция действующего предприятия, в соответствии с которой предполагается, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, иу него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.
• Концепция преемственности предполагает использование компаниями одних итех же учетных принципов в течение ряда лет, что является важным условием сопоставимости отчетных данных. Изменение учетной политики должно быть обосновано в финансовых отчетах.
• Концепция реальности предусматривает, что в отчете о прибылях и убытках указываются только те результаты деятельности предприятия, которые были включены в баланс. Обязательства, затраты или убытки включаются в текущую отчетность, даже если при составлении отчетности их величина не может быть определена со всей точностью.
• Концепция начисления означает, что доходы и затраты отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, а не в период получения или выплаты связанных с ними денежных средств.
|
|
• Учетная база — это совокупность методов, используемых для воплощения учетной концепции.
• Учетная политика — это конкретные приемы и методы учета, используемые руководством компании в производственной деятельности.
Контроль за применением стандартной учетной практики осуществляется аудиторами, которые дают заключения о состоянии финансовой отчетности и ее соответствии той учетной практике, которую выбирает компания. В случае расхождения учетной практики компании со стандартной, аудиторы обязаны отразить данное обстоятельство в своем заключении.
3. Финансовая отчетность: состав, содержание, порядок представления
Полный комплект отчетности утвержден Законом о компаниях и учетными стандартами и включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках (4 формы: затратного и функционального типов);
- отчет о движении собственного капитала;
- отчет о движении денежных средств (кроме малых предприятий);
- пояснения.
Для акционерных обществ добавляются:
- резюме о деятельности Общества в течение десяти лет;
- описание деятельности группы (дочернего общества);
- анализ результатов по каждому выпускаемому продукту, услуге;
- комментарии руководителя по управлению деятельностью Общества;
- перечень филиалов;
- свод биржевых курсов;
- перечень администраторов и основных ответственных по рабочим сегментам.
Традиционно законодательство Великобритании не предписывало никаких установленных форматов для представления бухгалтерских документов.
Бухгалтерский баланс
Баланс в английской практике может быть представлен в двух формах:
- в форме бухгалтерского счета (горизонтальной форме) и
- в форме отчета (вертикальной форме).
Статьи актива в английском размещаются по возрастанию их ликвидности.
Статьи пассива в английском балансе приводятся по убыванию востребованности, начиная с долгосрочных обязательств и заканчивая капиталом.
Особенностью английского баланса является размещение краткосрочной кредиторской задолженности в активе отдельной контрстатьей ко всем краткосрочным активам.
В общем виде схему баланса можно представить в следующем виде:
Активы — Обязательства = Капитал