Синтетические и аналитические счета. Субсчета. Взаимосвязь между счетами и балансом.
Двойная запись.
Понятие, строение и порядок записи хозяйственных операций на бухгалтерских счетах.
Тема 5. Система счетов и двойная запись.
Баланс отражает движение средств организации по их видам (составу) и источникам образования в обобщенном денежном выражении на определенную дату. Поэтому при помощи баланса нельзя получить данных, которые могли бы характеризовать состояние и наличие отдельных объектов учета в любой момент времени. Для текущего учета используют счета.
Счета – это способ текущей группировки однородных по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета.
Счета представляют собой таблицы, в которых делают учетные записи по приходу и расходу определенных ценностей. Увеличение и уменьшение средств отражают раздельно, в связи с чем, таблица счета делится на две части. Левую часть счетов называют «дебет», а правую часть – «кредит». Остаток на счете называют сальдо, сумму операций по приходу или расходу без учета сальдо – оборот.
Для установления единых подходов к применению бухгалтерских счетов и отражению фактов хозяйственной жизни государственные органы разрабатывают и утверждают План счетов, который действует на всей территории России независимо от ведомственной подчиненности и отраслевой принадлежности, вида собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. План счетов обеспечивает единую методологию учета средств и хозяйственных процессов.
План счетов – общепринятый перечень счетов, применяемых организациями для учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Министерством финансов РФ.
Действующий План счетов включает перечень синтетических счетов с субсчетами и Инструкцию по применению Плана счетов. В инструкции по применению Плана счетов приводятся краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, типовые схемы корреспонденции счета с другими синтетическими счетами.
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды.
Субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Предприятиям предоставлено право уточнять содержание субсчетов, а также вводить дополнительные, исключать или объединять отдельные субсчета.
В соответствии с Единым Планом счетов каждая организация разрабатывает рабочий план счетов с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности, отраслевой принадлежности и других особенностей.
В Плане счетов расположены в определенной экономически обоснованной последовательности и сгруппированы в разделы. В нем сначала размещены счета для учета финансовых ресурсов, затем – для учета хозяйственных процессов, долее – счета для учета финансовых отношений (расчетов), и, наконец – счета для учета финансовых источников.
Отдельно в плане счетов приведены забалансовые счета, которые обозначены трехзначным шифром (например, счет 001 «Арендованные основные средства»). Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (например, арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении или принятых в переработку и др.), условных прав и обязательств (например, обеспечения обязательств и платежей полученные или выданные), а также для контроля за отдельными операциями (например, бланки строгой отчетности, износ основных средств и т.п.). Забалансовые счета не корреспондируют между собой и не могут корреспондировать с балансовыми счетами. Операции отражаются на них с помощью простой записи: по дебету регистрируется возникновение соответствующего объекта, а по кредиту – его списание.