Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Источники формирования имущества

Имущество организации по составу и размещению.

Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета.

Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет осуществляется непосредственно в организациях (экономических субъектах) и является неотъемлемой частью хозяйственного механизма и системы управления хозяйсивенной деятельностью. Каждая организация для осуществления своей деятельности располагает определенным имуществом (хозяйственными средствами). Имущество (хозяйственные средства) организации в процессе производства постоянно изменяется, совершая кругооборот. Кругооборот имущества включает три процесса: процесс заготовления материальных ценностей; процесс производства продукции (работы, услуг); процесс реализации готовой продукции (работ, услуг). Все три процесса совершаются непрерывно и во взаимосвязи представляют собой кругооборот средств (имущества). Кругооборот средств подлежит отражению в бухгалтерском учете.

Каждый вид средств имеет свой источник формирования (образования) и целевого использования. Поэтому источники средств подлежат также отражению в бухгалтерском учете. Отсюда следует, что объектами бухгалтерского наблюдения и учета являются имущество (хозяйственные средства) организации, источники его формирования и хозяйственные процессы, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

2. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

Для осуществления хозяйственной деятельности организации необходимы средства (имущество), которые подразделяют на внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения) включают виды средств, имеющих длительный период оборачиваемости. Они составляют основу производственной базы организации.

Основные средства – часть имущества предприятия, использующаяся в процессе производства, управления или для сдачи в пользование, сроком использования более 12 месяцев, переносящая свою стоимость на себестоимость готовой продукции по частям, по мере износа. Процесс переноса стоимости средств труда на себестоимость продукции (работ, услуг) по частям называют амортизацией. К таким объектам относят здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительную технику, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки и объекты природопользования и т.п.

Нематериальные активы – объекты, не имеющие материально-вещественной структуры, которые используются более одного года и способны приносить доход. К нематериальным активам относят исключительные права на объекты интеллектуальной (права на изобретения, полезные модели, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных и т.п.), средства индивидуализации юридического лица (права на товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара). Их стоимость также по частям переносится на себестоимость продукции через амортизационные начисления.

Капитальные вложения – вложение средств в создание (строительство) и приобретение объектов внеоборотных активов до момента ввода их в эксплуатацию.

Прочие внеоборотные активы – включают иные объекты длительного пользования (например, расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки, долгосрочные финансовые вложения и др.).

Оборотные активы включают запасы и затраты, отвлеченные из оборота средства и деньги. Период их оборота не превышает 12 месяцев.

Материалы – часть имущества, которая используется в качестве предметов труда, целиком включается в себестоимость продукции и составляет материальную основу готовой продукции. В зависимости от технологического процесса материалы могут быть основными и вспомогательными, комплектующими изделиями и деталями. В зависимости от назначения материалы различаются на горюче-смазочные, строительные, запасные части, тарные материалы и т.п.

Незавершенное производство – продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Незавершенное производство – это уже не материалы, но еще и не готовая продукция.

Готовая продукция – изделия, соответствующие стандартам качества, предназначенные для продажи.

Товары – ценности, приобретенные с целью дальнейшей перепродажи.

Дебиторская задолженность – права требования или долги других организаций и лиц конкретному предприятию.

Финансовые вложения – инвестиции в ценные бумаги, банковские вклады, займы и др. с целью получения дополнительного дохода.

Денежные средства – остатки наличных денег в кассе и безналичных денег на счетах в банках.

3. Классификация хозяйственных средств по источникам образования

Все средства образованы за счет каких-либо источников. Классификация имущества по источникам образования показывает, откуда (от кого) получены средства. Источники образования подразделяют на собственные и заемные.

Собственный капитал представляет собой совокупность уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Уставный капитал – сумма вкладов учредителей в денежном выражении, зарегистрированная в уставе в момент образования юридического лица.

Резервный капитал – суммы средств, образованные за счет прибыли для покрытия чрезвычайных расходов. Это «страховой фонд» организации, который создается в соответствии с решением учредителей.

Добавочный капитал – прирост имущества при переоценке, эмиссионный доход и др. Добавочный капитал дополняет уставный, но не зарегистрирован в уставе и учредительных документах.

Прибыль – это разница между доходами и расходами, полученными при продаже продукции (работ, услуг) и иного имущества (основных средств, материалов и др.), а также превышение прочих доходов над соответствующими расходами за отчетный период. Убыток (превышение расходов над доходами) – величина, уменьшающая собственные источники образования средств.

Заемный капитал – это обязательства организации, погашение которых приведет к уменьшению имущества (кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Кредиты банка – денежные средства, полученные от кредитных организаций (банков) на определенный срок на условиях платности, возвратности, обеспеченности.

Займы – денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками, полученные от юридических и физических лиц на возвратной основе.

Кредиторская задолженность – обязательства (долги) конкретного предприятия перед другими организациями и лицами, например поставщиками, страховыми организациями, бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

Любое предприятие имеет столько средств, сколько источников их образования, так как это классификация одного и того же имущества, но по разным основаниям (признакам). Например, вид имущества – токарный станок, источник его образования – кредит банка и т.п.

Метод бухгалтерского учета развивался с развитием производительных сил и производственных отношений. Если в прошлом учет отражал простые записи прихода и расхода отдельных ценностей, то в последующем он превратился в целостную систему приемов и способов отражения различных явлений хозяйственной жизни.

Общей научно-методической основой бухгалтерского учета, как и всех других экономических наук, является диалектический метод познания.

Научное содержание диалектического метода познания в бухгалтерском учете проявляется его общим подходом к явлениям хозяйственной жизни, к их познанию путем отражения и обобщения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Вместе с тем теория и практика доказывают, что каждая наука имеет свои особые приемы и способы подхода к исследованию и познанию своего предмета. Точно также имеет свой метод и бухгалтерский учет. Он располагает своими специфическими приемами и способами, обусловленными его предметом, задачами, стоящими перед ним, а также требованиями, предъявляемыми к нему.

Эти приемы и способы составляют методологическую основу практики организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Они позволяют осуществлять бухгалтерскому учету его основные функции в системе управления деятельностью экономического субъекта: контрольную, инфор¬мационную, обратной связи, аналитическую и др.

Таким образом, метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов и способов, обеспечивающих сплошное, не-прерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни с целью познания их содержания (предмета бухгалтерского учета) и осуществления управления ими в процессе кругооборота средств.

Отдельные способы и приемы бухгалтерского учета составляют элементы его метода или основные методологические приемы и правила. К ним относятся: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, система счетов и двойная запись, оценка, каль¬куляция и отчетность.

1. Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совер¬шения.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первич¬ными документами, обладающими определенными характерис¬тиками и отвечающими соответствующим требованиям, предъяв¬ляемым к ним (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). Документ — это оформление в установ¬ленном порядке свидетельства о совершении хозяйственной операции.

2. Инвентаризация — способ проверки соответствия фактичес¬кого наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности

показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества орга¬низации. Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, незавершенное производство, незавер¬шенное строительство, денежные средства, расчеты и др.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при сме¬не материально ответственных лиц, по требованию следственных органов и т.п. Инвентаризация позволяет выявить недостачи, хи¬щения, неучтенные ценности и ошибки, допущенные в бухгал¬терском учете.

3. Бухгалтерский баланс — способ экономической группиров¬ки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

4. Система счетов и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки, текущего учета и контроля на¬личия и движения хозяйственных средств и их источников. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.

Сумма хозяйственных операций в бухгалтерском учете записы¬вается (отражается) на счетах дважды: по дебету одного и кредиту другого счета, что называется двойной записью.

5. Оценка — это способ денежного (стоимостного) выражения средств (имущества) организации и ее источников. Реальность и правильность оценки имущества организации и ее источников имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерс¬кого учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

6. Калькуляция — это способ группировки затрат и определе¬ния себестоимости единицы производимой продукции, выпол¬ненных работ (услуг), приобретаемых материальных ценностей.

7. Отчетность представляет собой систему показателей, ха-рактеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квар¬тал и т.д.) времени. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений и др.

В формах отчетности представляются сведения о составе средств, источников средств, о структуре финансовых результатов, исполь¬зовании дохода (прибыли), движении фондов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: