Концентрация производства в отрасли
Одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации - концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.
1. Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
2. концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
3. концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
4. концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Первая форма концентрации является характерной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья — для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (маслодельная, мясная, спиртовая и др.).
Специализированное крупное предприятие и комбинат — это две прогрессивные формы концентрации, обеспечивающие наиболее высокую эффективность производства.
С точки зрения основных направлений процесса укрупнения промышленности концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий, реконструкцию и расширение действующих.
Эффективной формой концентрации промышленности является централизация. Она означает создание крупных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность. До настоящего времени централизация промышленности осуществлялась преимущественно в виде процесса формирования крупных объединений. Создание производственных объединений на базе действующих предприятий - наиболее быстрый путь усиления концентрации производства. Здесь не требуется длительного времени, необходимого на новое строительство, выделения крупных капитальных вложений на ввод новых мощностей.
Используя перегруппировку материальных и денежных средств между отдельными комплексами, государство меняет размеры первичных звеньев. Сложность проявлений научно-технического прогресса в промышленности обуславливает многообразие процессов концентрации. Поэтому наряду с перечисленными формами концентрации развиваются и другие.
В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.
Агрегатная концентрация - это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности, в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.
Например, в энергетике единичная максимальная мощность паровых турбин увеличилась со 100 тыс. кВт в довоенный период до 1 500 тыс. кВт в настоящее время. Единичная максимальная мощность установок первичной переработки нефти за это же время возросла со 100 тыс. до 800 тыс. т. в год, доменных печей - с 1 300 до 5500 , мартеновских печей - с 300 до 900 т.
Агрегатная концентрация непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.
Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Соответственно этому растет доля крупных производств в общем, объеме данного вида продукции или работ. Следовательно, технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов.
Заводская концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.
Организационно-хозяйственная концентрация производства, которая выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий, - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:
1. горизонтальная интеграция — слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
2. вертикальная интеграция — комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
3. комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система. Микроэкономическая теория рассматривает модели рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).
Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее идут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Определение уровня (индекса) концентрации не представляет большой проблемы, для этого необходимо предварительно ответить на два вопроса:
· каковы границы рынка;
· что служит показателем «размера» фирмы на рынке.
И ндекс концентрации
Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке: Ck=ΣYi,
Где: Yi – размер фирмы (например рыночная доля); k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель,
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Однако информация, которую дает индекс концентрации,недостаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.
Таблица1 Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках А и В
Отраслевой рынок А | Отраслевой рынок В | ||||
Фирмы (по убыванию долей) | Рыночные доли | Индекс концентрации при данном k | Фирмы (по убыванию долей) | Рыночные доли | Индекс концентрации при данном k |
0,3 | 0,3 | 0,22 | 0,22 | ||
0,2 | 0,5 | 0,2 | 0,42 | ||
0,15 | 0,65 | 0,18 | 0,6 | ||
0,1 | 0,75 | 0,15 | 0,75 | ||
0,1 | 0,85 | 0,15 | 0,9 | ||
0,075 | 0,925 | 0,1 | 1,0 | ||
0,075 | 1,0 |
В табл.1 приводится пример, когда сравнительный анализ концентрации продавцов на отраслевых рынках А и В приводит к разным результатам в зависимости от выбора числа фирм, для которых измеряется индекс концентрации. Если рассматривать индекс концентрации трех фирм, то более высокий уровень концентрации обнаружим на отраслевом рынке А; анализ индекса концентрации четырех фирм покажет одинаковую концентрацию на отраслевых рынках А и В; судя по индексу концентрации пяти фирм, более концентрированным окажется рынок В.