Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих, на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:
(5.5)
где: – доля фирмы на рынке; - средняя доля фирмы на рынке, равная ; n - число фирм на рынке.
Для исследований рынков более типично использование показателя дисперсии логарифмов рыночных долей
(5.6)
Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл - неравномерности распределения долей между участниками рынка, различаясь лишь размерностью и значениями.
Чем выше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок. Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм; для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет, различным. Поэтому дисперсию можно применять только в качестве вспомогательного средства для оценки неравенства в размерах фирм. При прочих равных условиях (при одинаковом числе фирм в отраслях и приблизительно равных иных показателях концентрации продавцов) она может служить и косвенным показателем концентрации.