Психолого-ориентированные модели

Модели социальной работы.

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества, представляет собой совокупность принципов, на основе которых сторятся отношения по согласованию интересов индивидуума и общества, исходя из базовых социальных ценностей, принятых в обществе, из уровня экономического и политического развития общества.

В контексте настоящего изложения центральными парадигмами СР следует считать такие оценки СР, как:

– социально-помогающая деятельность, направленная на решение существующих или возникших проблем (работа по случаю, по ситуации);

– социально-помогающая деятельность, направленная на превентивную подготовку граждан к трудным жизненным ситуациям (работа систем социального страхования);

– социально-помогающая деятельность, направленная на изменение социальной ситуации;

– социально-помогающая деятельность, направленная на предоставление услуг гражданам по их запросам или на основании оценок социальной диагностики (социальное обслуживание).

Вполне допустимо одновременное использование нескольких парадигм, либо смешивание их составных частей. В России парадигмы различаются по доминированию в научных концепциях и в практической организации СР.

Практическая организация СР в России строится на основе двух парадигм, пересекающихся в произвольном виде: социально-помогающей, направленной на решение существующих или возникших проблем и социально-помогающей деятельности, направленной на предоставление услуг гражданам по их запросам или на основании оценок социальной диагностики.

Модель – совокупность принципов, средств и механизмов, позволяющих реализовать парадигмальные цели в конкретном сообществе с использованием конкретного инструментария и возможностей в приложении к конкретной целевой группе. Многообразие моделей отражают результаты научных поисков.

Традиционно принято выделять следующие группы моделей СР:

– психолого-ориентированные;

– социолого-ориентированные;

– комплексно-ориентированные;

– управленческо-ориентированные модели.

Психодинамическая модель. Заложили принципы индивидуальной СР. В центре исследования – личность человека.

Радикально-гуманистическая модель. Помочь клиентам понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. Люди должны осознать, что для них открыта возможность изменить социальную реальность.

Интерпретативная модель. Нацеливает на изменение смысла жизни клиента, понимание причины жизненных трудностей и преодоление их с помощью социального работника.

Экзистенциальная модель. При анализе поведения клиента необходимо принять во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире. Большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в первичных группах.

Психоаналитическая модель. Клиент рассматривался как пассивный объект. Роль социального работника определялась как активная и лечащая. Роль и влияние клиента не учитывались.

Бихевиористская модель. Главным является наблюдаемое поведение клиента, рассматриваемое как реакция на внешние стимулы. На определенные стимулы у человека возникают определенные реакции.

Социолого-ориентированные модели. Предполагает оптимизацию деятельности учреждений социальной сферы, повышение эффективности социальной политики.

Марксистская модель. Деятельность социального работника способствует осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе.

Социально-радикальная модель. В её основе лежат модели защиты и наделение полномочиями социальной адвокатуры, развитие с амосознания. Развивается как часть движения за права человека. Ответственность за социальные изменения возлагается на самого клиента, а социальный работник предстает как информатор и помощник.

Модели системного подхода. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: