Формальная и неформальная организация

Понятие и характеристика организации. Концепция жизненного цикла организации.

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Организация как структура существует в виде предприятия, фирмы, учреждения, ведомства. Организация как процесс позволяет объединить людей на достижение общих целей и создать условия для эффективного совместного их функционирования.

Организация – совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

«Жизнь» организации подобна жизни человека. Она имеет свои фазы и особенности развития.

1) Рождение организации.

Главная цель – выживание; для этой фазы характерен кризис стиля руководства. Основная задача – это выход на рынок. Организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли.

2) Детство и юность.

Главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост. Выживание за счет жесткого руководства. Основная задача – укрепление и захват доли рынка. Организация труда – планирование прибыли и увеличение жалования и доплаты.

3) Зрелость.

Главная цель – систематически сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. Эффект руководства за счет делегирования полномочий. Основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов. Организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

4) Старение организации – это высшая ступень зрелости, где главная цель – сохранить достигнутые результаты. В области руководства эффект достигается за счет координации действий. Основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

5) Возрождение организации.

Главная цель – обеспечение оживления по всем функциям, её рост за счет коллективизма. Главная задача – омолаживание. Организация труда – внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной структурой взаимоотношений существуют и неформальные отношения между членами коллектива. Если формальные отношения регламентируются соответствующими инструментами как приказы, распоряжения, то неформальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной организации. Это связано с тем, что каждый работник принадлежит одновременно ко многим группам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: