Планирование как функция менеджмента.
Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.
Принципы планирования:
1. Полнота планирования. При планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2. Точность планирования. При составлении планов используются современные методы и средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
3. Ясность планирования. Цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при производстве формулировки, доступные всем членам организации.
4. Непрерывность планирования. Это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5. Экономичность планирования. Расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:
1. Цели и задачи.
2. Пути и средства в достижении поставленной цели.
3. Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач.
4. Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – это важнейшее условие его эффективности.
5. Организация выполнения плана и контроль.
Этапы планирования.
1. Прогнозирование – это будущее состояние социально-экономических процессов системы производства; определение вероятности наступления тех или иных положительных и негативных ситуаций.
2. Моделирование – это научное описание ситуации и будущего состояния социально-экономических процессов производства, средства и методы их достижения.
3. Программирование – это конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку.
Виды плана.
1. В зависимости от содержания деятельности:
- планы НИР (научно-исследовательской работы);
- планы производства;
- планы сбыта;
- планы материально-технического снабжения;
- финансовые планы.
2. В зависимости от организационной структуры:
- планы производственных подразделений.
3. От направленности и характера задач организации:
- стратегические или перспективные планы;
- среднесрочные планы;
- тактические планы;
- оперативные планы.
В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, такая функция управления, как организация, позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Через организационную деятельность, то есть через распределение и объединение задач и компетенции, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации.
Из множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два значения:
1. Организация – это структура системы в виде взаимоотношений прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом.
2. Организация – это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.