Одним из главных направлений международного регулирования права на достойные условия труда является ограничение продолжительности рабочего времени. В соответствии с Конвенцией № 47 1935 г. «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» государства должны стремиться к этому нормативу, одновременно не сокращая размер заработной платы. Этот норматив подкрепляется ограничением на использование сверхурочных работ.
Особое внимание МОТ уделяет установлению гарантий для работников, работающих на условиях неполного рабочего времени. В 1994 г. МОТ приняла Конвенцию № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени», дополнив её Рекомендацией № 182. Целью принятия этих документов было привлечение внимания при выработке национальной политики к этой форме занятости как способу создания дополнительных рабочих мест, а также повышение уровня защиты трудящихся, работающих в таком режиме. Конвенция требует от государств-членов принятия таких мер, которые гарантировали бы работающим неполный рабочий день и ту же защиту, что и занятым полный день.
|
|
Международные гарантии установлены также и в отношении права на отдых (еженедельного отдыха, оплачиваемых ежегодных и учебных отпусков). Основным актом в этой сфере является Конвенция № 132 1970 г. «Об оплачиваемых отпусках», в соответствии с которой продолжительность отпуска не должна составлять менее трёх недель за каждый год работы. Принципиальным является положение о недействительности соглашений об отказе от права на минимальный отпуск или неиспользование такого отпуска с целью замены его денежной компенсацией.
Конвенции МОТ в области регулирования заработной платы направлены в основном на обеспечение гарантированности её минимального уровня и обеспечение её охраны в интересах работников. Важнейшим документом в этой области является Конвенция № 131 1970 г. «Об установлении минимальной заработной платы», в соответствии с которой заработная плата не должна понижаться ни при каких условиях.
Конвенция также предписывает учитывать при определении минимальной заработной платы следующие факторы: потребности работников и членов их семей (учитывая общий уровень заработной платы в стране); стоимость жизни; социальные пособия; сравнительный уровень жизни отдельных социальных групп; экономические аспекты (включая требования экономического развития); уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
Конвенция предусматривает необходимость создания и функционирования особой процедуры, нацеленной на систематический контроль за состоянием оплаты труда и пересчёте минимальной заработной платы. Этот документ не ратифицирован РФ, что позволяет государству до неопределённого времени устанавливать минимальную заработную плату на уровне значительно ниже прожиточного минимума.
|
|
Большинство правовых актов МОТ направлено на обеспечение прав работников в области охраны и гигиены труда. В числе этих актов входит большое количество достаточно деталью норм, регулирующих общие и отраслевые аспекты охраны труда и техники безопасности, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к процессу труда, обязывающие государства создавать эффективную систему инспекции труда.
Наиболее известны в этой области конвенции:
- № 78 1946 г. «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах»;
- № 81 1947 г. «Об инспекции труда в промышленности и торговле»;