Модель сравнительных преимуществ

Если предположить, что страны Севера обладают абсолютным преимуществом по обоим товарам, то Юг, по Смиту, может только покупать оба товара, произведенные на Севере с меньшими издержками. Д.Рикардо («Принципы политической экономии и налогов». 1817) вышел за эти рамки, открыв закон сравнительных преимуществ. Основная идея Рикардо: сравнивать надо не абсолютные издержки, а соотношения издержек на производство разных товаров. Иначе говоря, значение имеет не столько абсолютная величина затрат на производство данного товара, сколько его относительная стоимость, т.е. количество другого товара, которое можно обменять на данный товар (табл.7).

Таблица 7. Сравнительные преимущества и обмен.

Страны Товары Север Юг
Автомобили    
Текстиль    
Относительная стоимость
автомобили / текстиль 0,5 1,5
текстиль / автомобили   0,66

В этой ситуации абсолютное преимущество по обоим товарам - на стороне Севера. Согласно теории Смита, Юг может только покупать. Но если он не может ничего продать, то не может и купить. Следовательно, Юг вообще исключается из международного товарообмена. Согласно же теории Рикардо международный обмен исключен только в одном случае, - когда соотношения издержек на производство товаров, т.е. их относительные стоимости, в обеих странах одинаковы.

Из таблицы видно, что относительная стоимость текстиля на Юге (0,66) ниже, чем относительная стоимость текстиля на Севере (2). Рано или поздно кому-нибудь на Юге придет в голову мысль обменять свой автомобиль на 1,5 единицы текстиля, переправить текстиль на Север и обменять его там на три автомобиля. Тем самым этот «кто-то» изобретет чудодейственный способ превращать один автомобиль в три автомобиля. Аналогичная история может произойти на Севере. Кто-то меняет свой текстиль на два автомобиля, переправляет эти автомобили на Юг и меняет их там на три единицы текстиля.

Какие выгоды получит каждая из стран, будет зависеть от уровня мировых цен на данные товары. Не зная потребительских предпочтений в каждой из стран и, следовательно, - соотношения спроса и предложения на мировом рынке, мы не можем точно определить уровень мировой цены. Но из простейшей модели международной торговли нам известно, что мировая цена складывается где-то в промежутке между минимальной и максимальной ценами у страны экспортера и страны импортера соответственно.

Север обладает сравнительным преимуществом по автомобилям. По какой цене он согласится их продавать? Очевидно, относительная цена должна быть выше 0,5 единицы текстиля за один автомобиль. Юг согласится покупать автомобили по цене ниже 1,5 единицы текстиля. Следовательно, мировая цена на автомобили установится в следующем промежутке: 0,5 т < Цма < 1,5 т, где Цма - мировая цена на автомобили. Аналогично мировая цена на текстиль установится в следующем промежутке: 0,66 а < Цмт < 2 а, где Цмт - мировая цена на текстиль. Можно предположить, что установится пропорция 1: 1. В этом случае выигрыш Севера может составить либо 1 дополнительную единицу текстиля, либо одну дополнительную единицу автомобиля. Выигрыш Юга, который будет производить 2,5 ед. текстиля, составит либо 0,5 дополнительных ед. текстиля, либо 0,5 дополнительных ед. автомобиля. Выигрыш Севера больше, т.к. мировая цена на автомобили ближе к максимальной, чем мировая цена на текстиль.

Неоклассические теории международной торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: