Теории неполной (олигопольной и монопольной) конкуренции

Теория представительного спроса

Теории, объясняющие развитие внутриотраслевых обменов

К новым явлениям в международной торговле относятся огромные и все возрастающие объемы внутриотраслевого обмена между ИРС. Внутриотраслевой обмен - это встречная торговля товарами, относящимися к одной отрасли.

Во внешней торговле ИРС доля внутриотраслевого обмена превышает 50% всего товарооборота. Для США, ФРГ, Франции, Италии и Англии этот показатель достигает 71%. В Японии доля внутриотраслевой торговли меньше, около 25%.

Выдвигая свою теорию, С.Линдер исходил из того, что условия производства зависят от условий спроса. При этом именно отечественный представительный спрос является основой производства и условием экспорта. Внешний рынок - это всего лишь продолжение внутреннего рынка, а международный обмен - только продолжение межрегионального обмена. Отсюда вывод:

Чем больше страны сходны по уровню развития, тем больше «спектр экспорта идентичен спектру импорта или входит в него». Обмен осуществляется между схожими странами и сопоставимыми или близкими товарами. Сходство стран по уровню развития требует от них сопоставимого качества и аналогичной номенклатуры товаров.

Однако теория Линдера объясняет не столько характер, сколько возрастающий объем торговли между «схожими» странами.

Олигопольная конкуренция (на рынке мало продавцов и много покупателей) предполагает внутриотраслевую международную торговлю строго идентичными товарами, различающимися по качеству изготовления. Теоретическая модель включает в себя две монопольные фирмы, расположенные в двух разных странах и выпускающие аналогичный товар. Каждая из фирм может расширить рынок сбыта только через внешний обмен. Тогда каждая фирма займет часть рынка в стране-партнере. В основе такой встречной торговли лежит стремление каждой фирмы увеличить свой рынок сбыта за счет конкурента в другой стране. Для потребителей такая торговля означает расширение возможности выбора более качественного товара. Международная торговля, таким образом, находится в состоянии динамичного равновесия, т.е. движется вокруг того идеального пункта, когда каждая из фирм захватывает ровно половину рынка данного товара в другой стране.

В теории монопольной конкуренции внутриотраслевая торговля представляет собой обмен сходными, но не идентичными, а дифференцированными товарами. В основе такого обмена лежит дифференцированный спрос потребителей. Причем возможности дифференциации одних и тех же товаров практически безграничны. Считается, что каждый человек ищет единственно приемлемый для него вид товара. Из-за бесконечности индивидуальных вкусов и предпочтений спрос на разнообразие товаров выходит на всеобщий уровень. А этот спрос легче удовлетворить в условиях открытой экономики, чем в условиях автаркии.

Но в обоих случаях мотивом поведения фирм является расширение своего потенциального рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: