Неотехнологический подход

Теория технологического разрыва (ТТР)была предложенаМ.Познером в 1961г. Суть ее в том, что в условиях постоянных технологических инноваций фирма, вводящая новый товар, может пользоваться временной монополией на его экспорт. Это позволяет придать новое преимущество стране происхождения: вышедшая вперед страна экспортирует товары, насыщенные новыми технологиями, а остальные страны - лишь обычные товары.

Как правило, чем выше индустриальный уровень страны, тем больше новых товаров она экспортирует. Это хорошо согласуется с теорией Рикардо, так как различия в производительности труда можно объяснить технологическим разрывом между торгующими странами. Кроме того, ТТР подразумевает возможность перехода технологического преимущества от страны-инноватора к стране-последователю. Т.е. возможна эволюция «импорт нового товара → отечественное производство ® экспорт нового (модифицированного) товара». Тем самым была заложена основа для теории жизненного цикла товара.

Р.Вернон в 1966г. использовал известное в маркетинге положение о 4-х фазах жизни товара (возникновение, рост, зрелость и спад) для анализа новых явлений в современной международной торговле. Теория жизненного цикла продукта интересна уже тем, что она объясняет, как США - родина компьютеров превратились в чистого импортера компьютеров из развивающихся стран. Согласно этой теории, товары проходят определённый жизненный цикл, охватывающий период с момента появления товара на рынке до его ухода с рынка. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится товар, определяется направление его экспорта и импорта, и страна его производства.

Разработка новых товаров требует больших затрат и высококвалифицированного труда. В развитых странах, особенно в США, есть высокие доходы, позволяющие рисковать при исследованиях, конкуренция, требовательные потребители с высокой платежеспособностью, ученые, квалифицированные конструкторы, инженеры.

На первой стадии происходит разработка нововведения, товар насыщен технологией, он производится мелкими сериями, что делает его очень дорогим. Сбыт нового товара сначала осуществляется внутри страны нововведения; он основан на уникальности, а не на цене. Первая стадия ЖЦ не ведет к международному обмену: товар производится и потребляется в стране происхождения, т.к. национальное производство зависит, прежде всего, от внутреннего спроса, который отражает предпочтения, уровень доходов и потенциальные закупки отечественных потребителей. Товар занимает монопольное положение на рынке.

На второй стадии ЖЦ начинается экспорт товара из страны-инноватора в другие развитые страны. Это объясняется следующим: технология производства товара стабилизируется, его цена снижается, что требует увеличения оборота. Производитель стремится расширить рынок сбыта за счет других развитых стран, где потребители с высокими доходами начинают покупать товар. Производство товара по-прежнему размещается в стране нововведения, но начинается производство и в других развитых странах. Тем самым производители пытаются продлить свою временную монополию, первыми проникая на зарубежные рынки (на внутреннем рынке их начинают теснить конкуренты-имитаторы). Производство становится более стандартизированным, издержки сокращаются. На этой стадии торговый баланс страны-инноватора по новому товару становится все более избыточным, а в других развитых странах - все более дефицитным. происходит насыщение товара капиталом; на стадиях зрелости и спада он превращается в обычный продукт..

На третьей стадии экспорт из страны нововведения снижается. Осуществляется крупносерийное стандартизированное производство во многих странах, в том числе и в развивающихся, поскольку требуется менее квалифицированная рабочая сила.

На четвертой стадии ЖЦ направление обменов меняется на противоположное. Страна-инноватор становится импортером, а развитые страны-имитаторы - экспортерами. Причины: товар становится обычным и фирма-изобретатель постепенно отказывается от него в пользу новых товаров; национальный спрос на этот товар постепенно насыщается, переключаясь на новые товары, а остаточный спрос покрывается импортом. Технология производства позволяет использовать неквалифицированную рабочую силу при механическом крупносерийном производстве, то есть данный товар, становясь обычным товаром, насыщается менее производительным неквалифицированным трудом, а издержки производства играют первостепенную роль на высококонкурентных рынках. Постепенно производство товара перемещается в развивающиеся страны, а число производителей сокращается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: