Снижение уровня благосостояния потребителей
Что же касается потребителей, то абсолютное их большинство поставлено перед необходимостью "потуже затянуть пояса", поскольку происходит перераспределение доходов простых людей в пользу производителей, перекладывающих на плечи трудящихся выплату разницы во внутренних ценах до и после введения таможенного тарифа. И лишь отдельные незначительные группы потребителей, владеющие акциями компаний в импортозамещающих отраслях, могут получать дополнительные доходы от введения ввозных пошлин. Таким образом, осуществление протекционистской политики в условиях рыночной экономики приводит к снижению внутреннего потребления из-за высоких цен, сокращению налоговой базы и чистым потерям общества в целом.
Последовательная протекционистская политика проводилась тоталитарными режимами в условиях командно-распределительной системы в ограниченном временном и пространственном масштабах.
Наблюдаемая сегодня "выборочная реставрация" протекционизма на межгосударственном уровне в виде таможенных союзов (например, ЕС) сочетается с интенсивной разработкой международными организациями универсальных положений будущей глобальной системы свободной торговли.
|
|
Развитие международных экономических отношений сопровождается не только национальным регулированием внешней торговли, но и возникновением в последние десятилетия разнообразных форм межгосударственного взаимодействия в этой сфере. Эта тенденция обусловлена несколькими причинами:
• углублением интернационализации хозяйственной жизни;
• расширением мировых рынков товаров, услуг и факторов производства;
• развитием транснациональных компаний;
• появлением множества международных организаций.
В итоге регулирующие меры одной страны оказывают прямое влияние на экономику других государств, которые предпринимают ответные шаги по защите своих производителей и потребителей, что вызывает необходимость b координации процесса регулирования на межгосударственном уровне.
В таком случае она может осуществляться на основе:
а) двухсторонних договоренностей;
б) многосторонних соглашений регионального характера;
в) многосторонних конвенций глобального характера.
В зависимости от целей государств — участников межгосударственного регулирования внешней торговли согласование методов регулирования ВЭД следует разделить на два вида, основным содержанием которых являются:
• устранение препятствий на пути товаров и факторов производства;
• движение в направлении формирования целостной, экономической системы с наднациональными институтами.
И хотя в популярной литературе зачастую оба указанных вида согласования ВЭД объединяют понятием экономическая интеграция, последняя, в строгом смысле, соответствует только второму варианту согласования хозяйственной политики государств.
Нам предстоит более подробно познакомиться с первым видом межгосударственного регулирования внешней торговли на примере формирования таможенных союзов которых насчитывается в мире более двух десятков.