Сущность и виды межгосударственного регулирования внешней торговли

Снижение уровня благосостояния потребителей

Что же касается потребителей, то абсолютное их большинство поставлено перед необходимостью "потуже затянуть пояса", поскольку происходит перераспределение доходов простых людей в пользу производителей, перекладывающих на плечи трудящихся выплату разницы во внутренних ценах до и после введения таможенного тарифа. И лишь отдельные незначительные группы потребителей, владеющие акциями компаний в импортозамещающих отраслях, могут получать дополнительные доходы от введения ввозных пошлин. Таким образом, осуществление протекционистской политики в условиях рыночной экономики приводит к снижению внутреннего потребления из-за высоких цен, сокращению налоговой базы и чистым потерям общества в целом.

Последовательная протекционистская политика проводилась тоталитарными режимами в условиях командно-распределительной системы в ограниченном временном и пространственном масштабах.

Наблюдаемая сегодня "выборочная реставрация" протекционизма на межгосударственном уровне в виде таможенных союзов (например, ЕС) сочетается с интенсивной разработкой международными организациями универсальных положений будущей глобальной системы свободной торговли.

Развитие международных экономических отношений сопровождается не только национальным регулированием внешней торговли, но и возникновением в последние десятилетия разнообразных форм межгосударственного взаимодействия в этой сфере. Эта тенденция обусловлена несколькими причинами:

• углублением интернационализации хозяйственной жизни;

• расширением мировых рынков товаров, услуг и факторов производства;

• развитием транснациональных компаний;

• появлением множества международных организаций.

В итоге регулирующие меры одной страны оказывают прямое влияние на экономику других государств, которые предпринимают ответные шаги по защите своих производителей и потребителей, что вызывает необходимость b координации процесса регулирования на межгосударственном уровне.

В таком случае она может осуществляться на основе:

а) двухсторонних договоренностей;

б) многосторонних соглашений регионального характера;

в) многосторонних конвенций глобального характера.

В зависимости от целей государств — участников межгосударственного регулирования внешней торговли согласование методов регулирования ВЭД следует разделить на два вида, основным содержанием которых являются:

устранение препятствий на пути товаров и факторов производства;

движение в направлении формирования целостной, экономической системы с наднациональными институтами.

И хотя в популярной литературе зачастую оба указанных вида согласования ВЭД объединяют понятием экономическая интеграция, последняя, в строгом смысле, соответствует только второму варианту согласования хозяйственной политики государств.

Нам предстоит более подробно познакомиться с первым видом межгосударственного регулирования внешней торговли на примере формирования таможенных союзов которых насчитывается в мире более двух десятков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: