Механизм ценообразования в условиях мирового рынка

Международная торговля сопровождается формированием и изменением цен мирового рынка. В условиях совершенной конкуренции мировая цена выступает как результат взаимодействия стихийно складывающегося мирового спроса на товар и его мирового предложения. Проиллюстрируем процесс изменения мировой цены следующим примером. Допустим, что речь идет о мировом рынке пшеницы, на который выходит новый крупный покупатель в лице отдельный страны N. Предположим, что в исходный момент времени внутренний рынок страны полностью изолирован от внешнего рынка и на нем достигнуто равновесие, характеризующееся следующими значениями (см. рис. 1).

 
 


Рис. 1. Состояние рынка пшеницы в стране N

В данном случае равновесный уровень спроса и предложения составляет 80 млн. т в год, равновесная цена – 70 дол. за 1 тонну. Известно, что реальные потребности страны в пшенице выше 80 млн. т и они могут быть покрыты за счет поставок из-за рубежа, где наблюдается относительный избыток предложения, а мировая цена существенно ниже внутренней цены на пшеницу. На следующем этапе полностью устраняются все ограничения на торговлю пшеницей между страной и заграницей. В результате внутренний рынок превращается в часть мирового рынка, на котором складывается новая более высокая, чем прежде, равновесная цена, которая, однако, ниже прежней внутренней цены и составляет 62 дол. за 1 т. При этой цене возникает дефицит внутреннего предложения пшеницы в размере 40 млн. т. в год, который покрывается за счет импорта.

Развитие событий на мировом рынке показано на рис. 2.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: