Принципы, методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли

Рис. 2. Состояние мирового рынка пшеницы

Первоначально здесь имеет место равновесие, при цене 60 дол. за 1 т и равновесных спросе и предложении в 1060 млн. т в год. После выхода страны N на мировой рынок кривая мирового спроса на пшеницу сдвигается в положении . Это приводит к повышению равновесной мировой цены до 62 дол. за 1 т. При этой цене зарубежные покупатели пшеницы сокращают объем своих закупок на 20 млн. т в год. Зарубежные производители, напротив, увеличивают объем продаж на 20 млн. т. в год. В результате на зарубежном рынке пшеницы возникает избыточное предложение в размере 40 млн. т. в год, которые направляются на экспорт в страну N. В конечном счете, мировой рынок вновь достигает состояние равновесия, но уже при более высокой равновесной цене и более значительных объемах мирового спроса и предложения.

Баланс в торговле пшеницей между страной N и остальным миром можно проиллюстрировать (см. рис. 3).

 
 


Рис. 3. Баланс в торговле пшеницей между страной N и остальным миром

Здесь точки А и В соответствуют ситуации, когда внутренний и мировой рынок полностью изолированы друг от друга. При этом цена равновесия внутри страны равна 70 дол. за 1 т., а импорт полностью отсутствует. Мировая цена равновесия исчисляется 60 дол., а поставки пшеницы в страну N нулевые. После того, как внутренний рынок открывается, цена внутри страны начинает понижаться и появляется спрос на импортную пшеницу. Одновременно начинаются ее поставки в страну из-за рубежа. Баланс между спросом на импортную пшеницу и ее экспортом достигается в точке С, когда цена установится на отметке 62 дол. за 1 т.

Аналогичным образом может быть проиллюстрирована ситуация изменения мировой цены, обусловленная выходом на мировой рынок нового продавца. В этом случае также произойдет увеличение мирового спроса и предложения, однако новая мировая цена равновесия окажется ниже первоначальной. Соответственно внутренняя цена страны-продавца повысится.

Динамика мировых цен, спроса и предложения зависит от действия таких факторов, как изменение уровня издержек в странах – основных поставщиках соответствующих товаров на мировой рынок, изменение товарных запасов у крупнейших импортеров, ожидания потребителей и изменения уровня их доходов.

На реальном мировом рынке существует много ограничений, а сделки по купле-продаже товаров совершаются на различных условиях. Поэтому имеет место множественность цен мирового рынка, которая означает наличие целого ряда цен на один и тот же товар. В зависимости от характера сделки различают следующие виды цен:

1) цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:

– в свободно конвертируемой валюте;

– в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;

2) цены по клиринговым (связанным) соглашениям;

3) цены по программам помощи.

Под мировыми принято понимать цены, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли определенным товарам. При этом должны приниматься во внимание следующие условия:

1) регулярность сделок, цены по которым рассматриваются в качестве мировых;

2) раздельный коммерческий характер сделок;

3) осуществление сделок в условиях свободного торгово-политического режима;

4) оплата стоимости товара в свободно конвертируемой валюте.

На практике в качестве мировых часто рассматриваются экспортные цены крупнейших экспортеров, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах импорта товаров. Например, на пшеницу мировыми признаются экспортные цены Канады; на нефть – экспортные цены стран-членов ОПЕК; на цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов; на пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; на чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне.

В международной торговой практике применяются как расчетные, так и публикуемые цены. Расчетные цены самостоятельно определяются фирмами – экспортерами по специальным методикам. Публикуемые цены помещаются в специальных изданиях и позволяют судить о динамике цен мирового рынка. К публикуемым относятся:

1) справочные цены, т.е. те, которые запрашиваются продавцами конкретных товаров;

2) цены статистики внешней торговли. Их особенность в том, что они являются усредненными ценами по группам однородных товаров;

3) биржевые котировки;

4) цены международных аукционов;

5) цены международных торгов.

Знание динамики мировых цен позволяет оценить изменение условий внешней торговли доля каждой отдельно взятой страны. Такая оценка производится на основе сопоставления индексов экспортных и импортных цен страны за определенный период времени. Опережающий рост экспортный цен обычно рассматривается как свидетельство улучшения условий внешней торговли. Опережающий рост импортных цен, напротив, как свидетельство их ухудшения.

Тема 7. Государственная политика в области внешней торговли

Внешнеторговая политика является составной частью государственной внешнеэкономической политики, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию и развитию экономических отношений с другими странами. Помимо внешнеторговой, основными направлениями внешнеэкономической политики выступают: регулирование зарубежных инвестиций и движения капитала через национальные границы; регулирование внешней трудовой миграции; валютная политика.

Исторически сложились два альтернативных подхода к формированию внешнеэкономической политики: либеральный и протекционистский. Либеральный подход основан на предположении, что наилучшие условия для развития национальной экономики возникают при ее максимальной открытости, освобождении внешнеэкономических связей от любых ограничений и запретов. Сторонники протекционистского подхода, напротив, убеждены в том, что высокие темпы экономического роста достижимы только при условии защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поддержке отечественных экспортеров на внешних рынках.

Формирование внешнеторговой политики обычно предполагает определение долгосрочных приоритетов в торговле с заграницей, а также путей и средств их достижения.

Среди этих приоритетов могут фигурировать, например, такие: изменение места страны в международном разделении труда; изменении объемов и соотношения экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; географическая диверсификация внешнеторговых связей; обеспечение страны недостающими ресурсами; и др.

Внешнеторговая политика, чаще всего, строится на сочетании принципов либерального и протекционистского подходов. Поэтому степень либеральности внешнеторгового режима у разных стран весьма неодинакова. Элементы протекционизма присутствуют в политике подавляющего большинства государств. Как правило, они нацелены на защиту от иностранной конкуренции жизненно важных отраслей и производств. В связи с общей либерализацией международного торгового режима, повышением роли и влияния Всемирной торговой организации, методы протекционистского воздействия становятся все более изощренными. При этом акценты все очевиднее смещаются в направлении косвенного влияния на поведение внешнеторговых партнеров.

Основными путями реализации внешнеторговой политики являются:

– заключение торговых соглашений с другими странами на двусторонней и многосторонней основе;

– таможенное регулирование;

– поддержка отечественных экспортеров.

Методы регулирования внешней торговли подразделяются на прямые (задающие количественные параметры товаропотоков) и косвенные (воздействующие на принятие решений субъектами внешнеэкономической деятельности через изменение выручки от продаж), на обеспечивающие защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействующие продвижению отечественного товаров на зарубежные рынки.

К инструментам внешнеторговой политики относят: национальное и международное законодательство; таможенный тариф: нетарифные ограничения; льготы и иные меры содействия экспортерам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: