ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ.
Вопрос: Правовые последствия оказания отдельных видов сопутствующих аудиту услуг
Оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», распространяет на аудитора (аудиторскую организацию) ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете, установленную данным законом, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленную Налоговым кодексом РФ.
Например, представление аудиторской организацией, признаваемой лицом, ответственным за ведение бухучета организации-налогоплательщика, бухгалтерской отчетности налогоплательщика в срок более поздний, нежели установлен Федеральным законом «О бухучете», влечет взыскание с аудиторской организации штрафа за совершение налогового правонарушения
Равным образом, оказание услуг по составлению налоговых деклараций, не связанное с оказанием услуг по ведению бухгалтерского учета, также распространяет на аудитора (аудиторскую организацию) ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленную Налоговым кодексом РФ.
|
|
Например, организация-налогоплательщик налога на прибыль может поручить ведение налогового учета по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ аудиторской организации, отразив этот факт в учетной политике для целей налогообложения. При этом бухгалтерский учет будет вести сама организация-налогоплательщик. В подобном случае к аудиторской организации применима ответственность за нарушение норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих исчисление налога на прибыль.
Систему нормативно-правового регулирования составляет четыре уровня нормативных документов.
Первый уровень - Федеральный закон т 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определяющий:
1. понятие аудиторской деятельности, ее цель и способы осуществления;
2. права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц;
3. понятие обязательного аудита и порядок его осуществления;
4. понятие, структуру и роль правил (стандартов) аудиторской деятельности;
5. понятие, структуру и роль аудиторского заключения;
6. правовые основы контроля качества аудиторской работы;
7. порядок аттестации на право осуществления и лицензирования аудиторской деятельности;
8. понятие и сферу деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;
9. порядок государственного регулирования аудиторской деятельности;
|
|
10. ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.
Настоящим федеральным законом предусмотрена возможность последующего принятия в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрена возможность регулирования аудиторской деятельности также указами Президента РФ, не противоречащими федеральным законам.
На сегодняшний день указов Президента РФ не издано.
Второй уровень - Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ.
Действующие на сегодняшний день постановления Правительства регулируют ряд общих вопросов аудиторской деятельности, утверждают правила лицензирования аудиторской деятельности, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
К документам данного уровня относятся также нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
Третий уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, общеобязательные для субъектов аудиторской деятельности.
Четвертью уровень - Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.