Метафора как средство изучения политической картины страны

II. Средства массовой информации выполняют многообразные функции[10]. Они не только информируют население о происходящих событиях, но и в некоторой степени выполняют образовательную и социализирующую функции, и, безусловно, рекламную. Таким образом, СМИ оказывают влияние почти на все общественные институты. Именно язык публицистики становится тем орудием манипулирования сознанием, благодаря которому возможно воздействие на все общественные институты, и именно он становится тем катализатором, который отчетливо демонстрирует влияние общественно-политических процессов последних лет на различные сферы современного русского языка. Наибольшему воздействию этих процессов подвержена лексика. Ярче всего эти изменения в семантической сфере проявляются во время активизации политических событий различного уровня и значимости, таких как выборы, референдумы, путчи и т.п., когда особенно резко выделяются группы соперников, усиливается их желание быстрее достичь результатов, увеличить круг сторонников любой ценой. Средства массовой коммуникации использовались и используются в сфере пропаганды, понимаемой как “особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них оказание влияния и на поведение людей”[11].

Развитие СМИ привело к стиранию границ между сугубо информационными программами новостей и развлекательными программами. Порой рекламные политические ролики, а подчас и передачи, наделенные политическим смыслом, приобретают формальные атрибуты развлекательных передач. То же самое зачастую случается и с материалами печати: трудно по внешним признакам - стиль автора, лексический набор - отнести статью к тому стилю, к которому она должна бы принадлежать. Подобные метаморфозы СМИ объясняются различными причинами. Большую роль здесь играет степень вовлеченности, например газеты, в политический процесс. Одни органы печати проявляют большую заинтересованность в освещении политических событий, занимая, с их точки зрения, нейтральную позицию, другие - стремятся принимать активное участие в политической жизни страны, влияя в силу возможностей на развитие политических событий и выступая от имени тех или иных политических партий и движений.

Безусловно, на “характер” газеты влияют политическая позиция, программа партии и средства, выбранные для достижения поставленной в программе цели. Политическая партия “представляет собой общность людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя (слоев) или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении”[12]. Естественно, что партия или движение объединяются вокруг лидера, отвечающего по совокупности своих личностных качеств представлениям о личности, которая способна привести в исполнение цель объединившихся в партию или движение людей. Он должен вести группу, “стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности”[13]. Лидер не изолирован от конкретных социальных условий. Он - феномен, аккумулирующий в себе социально-психологические представления группы людей, объединившихся вокруг идейно-теоретической концепции. Концепции, которая является совокупностью “взаимоувязанных и систематизированных принципов, идеалов, ценностей, целей и намерений, лежащих в основе деятельности партии”[14]. Этим и объясняется различие стилей и формы подачи и интерпретации информации, отчасти - длительность существования, печатных органов партий.

Позиция партии, ее цели в политической борьбе и тип лидера определяют “лицо” органа, представляющего партию. Существенно важными становятся в борьбе за аудиторию социальные и социально-психологические характеристики адресата, ибо от них зависит, обратится ли адресат к конкретному печатному органу - представителю партии - в поисках информации; примет ли предлагаемую в таком виде информацию; поймет ли в соответствии с установкой передаваемые сообщения; примет ли указания, исходящие от коммуникатора. Большое значение приобретают формирование и поддержание имеющихся потребностей, умелое использовании их в речевом воздействии. Так, например, в условиях однопартийной системы нашего государства в центре внимания находилось “формирование марксистско-ленинского мировоззрения советских людей, выработка у них высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали, а это на языке психологии означает, что целью пропагандистской воспитательной работы является формирование человеческих потребностей, отвечающих нормам нашего общества”[15]. Рудименты ленинских традиций ведения диалога, когда исключалась сама по себе возможность правоты оппонента, встречаются и в современной практике речевого общения. Это и незабываемая телевизионная встреча В.Жириновского и Б.Немцова, это и перепалки и “рукопашные бои” депутатов Государственной Думы, которые нередко транслируются ЦТ. Таким образом, СМИ являясь одним из инструментов, с помощью которого партия может объяснить свои принципы, формируют и отношение к фактам действительности, и таким образом позволяют партиям и лидерам завоевывать свою аудиторию, формировать свой электорат.

Речь современных политических деятелей состоит по большей части из штампов, цепь аргументов зачастую лишена логики, искажается смысловое поле даже общепринятых терминов. “Современная метафора представляет собою тот же словесный штамп, поскольку используется установочная языковая структура, основанная на глагольной форме, фактически утратившей свой лексический смысл, ставшей связкой:... утечка мозгов, процесс пошел...”[16]

В настоящее время большое количество работ посвящено исследованию метафоры различных исторических периодов на основе языка прессы, дающей обширный материал “для изучения менталитета соответствующих ораторов и журналистов, а через них и всего общества в данный период времени”[17]. Во многих работах исследуются причины актуализации различных метафорических полей и их связь с активизацией или спадом политических событий. В ряде работ отмечается, что в настоящее время одним из актуализированных метафорических полей является тема “болезни общества”. В.В.Колесов отмечает, что основой метафоры является растение (ядовитые побеги, корни этой проблемы). Истоки этих метафор в публицистике восходят к идее уподобления общества живому организму со всеми его особенностями. В политический дискурс метафоры этого типа вводятся различными категориями ораторов, для которых эта модель остается живой и представляет собой незакрытую структуру.

Активные политические процессы, развитие многопартийной системы (возникновение многочисленных партий и группировок, близких и резко различных), стерли критерии четкого разграничения позиций внутри политических объединений. Отсутствие четкости и стабильности в содержании не только некоторых политических терминов, но и идеологических позиций привели к декорреляции привычных синонимических и антонимических связей лексики, относящейся к сфере политики. Декорреляция политических терминов особенно заметна на примере слов левый - правый и соотносительных с ними производных - справа - слева, направо - налево, праветь - леветь и др. Понятна точка отсчета, “откуда” устанавливается направление. В то же время в европейской политической системе бытует совершенно точное представление: левый - “радикальный”, правый - “консервативный” или даже “реакционный”. Было бы естественно, для российской действительности разделить на левых и правых соответственно демократов и противников демократических преобразований. И такое деление порой встречается в демократической прессе. Но из-за стилистической и терминологической неряшливости, из-за попыток представить наполненное смысловым подтекстом русское слово простым понятием в эмоционально-экспрессивном изложении мы получаем образцы лишенного мысли риторического мышления, приводящего к смысловым неточностям, размытости содержания понятий. Так, нечеткость в трактовке понятий демократ и антидемократ позволяет манипулировать и словами левый - правый.

Довольно трудно четко определить позицию наиболее заметных на политическом поле партий и политических лидеров (“правые”, “левые”, центристы) по указанным выше причинам[18]. Так, в соответствии с типологизацией, основанной дифференциации идеологем партий, схема деления партий на “правых” и “левых” (и наиболее ярких представителей отдельных партий, чьи статьи анализируются в следующем параграфе) выглядит следующим образом[19]:

ЛЕВЫЕ ЛИБЕРАЛЫ ПРАВЫЕ
центр центр центр
Экстремисты Радикалы Умеренные радикалы Реформаторы Радикалы Правые Реформаторы Консерваторы Радикалы Экстремисты (фашисты)
А.П.Баркашова Э.Лимонов А.Проханов П.Зюганов Ю.Лужков В.Новодорская С.Кириенко Б.Немцов   Ю.Лужков А.Дугин

Прямо противоположна данной выше схеме типологизация, сделанная на основе концептуализации идеологий, а также по “политическому поведению” партии и их представителей:

ЛЕВЫЕ (универсалисты) ЦЕНТР ПРАВЫЕ (партикуляристы)
  “Яблоко” Союз правых сил “Единство” “Отечество – вся Россия” КПРФ РКРП РОС ЛДПР НБП РНЕ  
В.Новодворская Г.Явлинский Б.Немцов С.Кириенко   Ю.Лужков П.Зюганов Анпилов А.Проханов А.Бабурин В.Жириновский Э.Лимонов А.Баркашов А.Дугин
реформаторы консерваторы реакционеры революционеры (радикалы)
                           

Таким образом, различие подходов (европейский и российский всегда отличались) к типологизации партий и движений, нередко приводят к попыткам истолковать, например, позицию демократов в России как правую, из-за их идеи капитализации общества и отрицания ими социалистической идеи. Иногда в современной российской прессе коммунисты оцениваются как правые силы (см. также схему А.Умланда, который относит их к левым в связи с тем, что из позиция основана на желании “возродить старую систему”), хотя в других государствах коммунистические партии традиционно относятся к левым. Отсюда становится очевидным, почему семантика политических терминов левый, правый носит не вполне определенный, размытый характер.

Каждая личность имеет свою систему нравственных ценностей и ориентиров, свой моральный кодекс, что и определяет его линию поведения. Этот, так называемый в современной социологии, “моральный плюрализм”, имеет шанс помешать установлению нормальных взаимоотношений при решении серьезных политических проблем. Плюрализм во взглядах диктует и плюрализм в речевом поведении.

Политическая позиция складывается в соответствии с образом мышления, представлениями о действительности и о способах ее преобразования. Следовательно, можно предположить, что используемые лексические единицы, в данном случае - метафоры, коммуникатор отбирает сообразно со своим языковым вкусом, образом мышления и выбранным стилем. Однако неясность политических терминов, о которой говорилось выше, возможности столь четкого размещения метафорических моделей на шкале “левый – правы”, однако можно со всей уверенность сказать, что даже при первичном прочтении текстов, без подробного анализа, налицо такая закономерность: чем более радикально настроен представитель партии или движения в отношении политической действительности, тем метафоричнее его речь.

Источником для изучения ментальности, отчасти, могут послужить так называемые “развернутые” метафоры. Во всех типах, родах, видах источников, создаваемых образах, в той или иной степени оказывается зафиксиро­ванной ментальность человека (или любого коллектива), участвовавшего в их создании. Такие метафоры широко используются хотя бы в одном из взятых для анализа текстов у всех, кроме Ю.Лужкова.

В условиях выборов, референдумов и подобных событий в политической жизни, предполагающих возможные изменения в социально-политической стране, обещающих реформы, на первый план в речи политиков выходят такие метафорические модели как “Дом”, “Путь”, “Семейные отношения”. В межвыборные периоды, т.е. когда одни надежды уже не оправдались, а для других еще не настало время; когда уже избранным не надо доказывать необходимость поддержания их платформы, а другие собираются с силами, готовясь к новым политическим акциям, и, следовательно, находятся в поиске слабых мест избранных противников, что должно стать орудием борьбы против них, - в периоды “вялотекущей” политической жизни общества на первый план выходят метафоры, характеризующие состояние, процесс, его продолжительность, описание сторон, форм, участников этого процесса. Наиболее актуальна в такое время метафорическая модель “Общество – живой организм”, особенно его состояниездоровьязаболевание, болезнь, угроза жизни.

Критика прошлого и пришедшего в результате того или иного политического события настоящего, красочные картины будущего, появление новых политических партий, движений, в том числе в результате размежевания, требуют метафор, указывающих на зарождение, этапы и периоды развития, грядущей зрелости – зерно, возрождение, зреет, растет, развивается, колыбель, корни, ягодки-цветочки и т.п. Злободневными становятся все три модели с исходной биологической семантикой, хотя по сути, если смотреть на живой организм в обобщенном смысле, то модель “Общество – живой организм” поглощает “Мир животных” и “Мир растений” в подобных метафорических проявлениях.

В то же время для придания веса аргументам в борьбе с политическими оппонентами необходимо подчеркнуть изъяны, достоинства показать как недостатки. И здесь наилучшим образом подходит зооморфная метафора, которая позволяет дать образные характеристики политически партиям, их лидерам, отношениям как внутри партий, так и с оппонентами, показать место народа и его пассивную роль в политической жизни российскогогосударства. При этом в зоологической метафоре активно привлекаются только те образы, которые подчеркивают агрессивность отношений, эксплуататорскую роль человека в освоении живой природы, наименования животных выбираются таким образом, когда опосредованно ассоциируются антонимические пары – противопоставленность правительства и народа – бедные овечки, вампиры, кролики, анаконды и т.д.

Представители более радикальных политических течений (независимо “правый” / “левый” уклон) прибегают к более ярким, последовательно выстроенным, развернутым метафорическим построениям, нежели представители умеренных взглядов, у которых метафоры носят, как правило, автономный, стертый характер.

Анализ статей Э.Лимонова, В.Жириновского, А.Проханова показывает до конца продуманную концепцию образов выступления и точек идеологического воздействия. Они пытаются отразить внешний мир, современную им реальность, приближая свои образы к чувственным формам конкретного познания. Для этого, находясь в постоянном поиске, выражают представление о самом существенном, с их точки зрения, признаке того или иного предмета. Для эффективного речевого воздействия выбирается естественная форма внушения уже известного метода эмоционально-экспрессивного давления, строящегося на максимальном числе заранее прогнозируемых элементов деятельности аудитории[20].

У представителей радикальных взглядов четче прослеживается адресат, направленность выступлений. Самые адресно оформленные статьи у А.Проханова. В этот аспекте можно выделить также статьи Э.Лимонова. Но у него определить аудиторию, на которую рассчитаны его выступления, можно опосредованно – через молодежный сленг, нецензурные и блатные выражения. Аудитория Лимонова, способная оценить его речетворчество,– молодежь и “не повзрослевшие” люди среднего возраста.

Взятые для анализа тексты выполняют не столько коммуникативную функцию, сколько служат средством выражения отношения данных политиков к социально-политической ситуации в стране. Главным средством выражения содержания в них является метафора, как одно из средств воссоздания и выражения политических взглядов, духовных ценностей, ментальнос­ти. Введенные таким образом развернутые метафоры позволяют с особой меткостью и выразительностью формировать отношение аудитории к специально сконструированной “картине мира”. Прошлое нашей страны, когда действовали ленинские установки деления оппонентов на “своих”–“чужих”, когда “своих” учили и переубеждали, а “чужих” разоблачали и уничтожали, писали о них языком, способным вызвать к ним “ненависть, отвращение, презрение”, приводит зачастую к отсутствию в речевом акте позитивных установок. Подстановка эмоционально окрашенных лексических единиц на место нейтральных связана со стремлением диктовать слушающему совершенно иную не только смысловую окраску, но и с попыткой изменять, подчас, его отношение к описываемым событиям в соответствии с замыслом говорящего.

Правовые и методические аспекты информационного обслуживания различных потребителей информации [21]

Очевидное утверждение, что информационная про­дукция, в том числе и экспертные системы, должна быть востребована потребителем, в настоящее время особенно актуально. Повсеместно создаваемые отделы маркетинга и рекламы чаще всего занимаются только рекламой или являются техническими отделами под но­вой вывеской, в которых даже не знают, что такое маркетинг. Деятельность существующих служб марке­тинга в коммерческих структурах, как правило,—ком­мерческая тайна.

Создается парадоксальная ситуация: с одной сторо­ны, рынок требует максимального выявления потреби­тельского спроса, с другой — и практика и теория определения потребностей оставляют желать лучшего.

А «разброс» информационных потребностей очень
широк. Очень важна разработка новых методик определения потребностей. Результативность традиционного анкетирования весьма низка. Как правило, они не отражают реальную картину информационных потребностей региональных органов.

Практически отсутствуют методи­ческие разработки по выявлению информационных по­требностей специалистов в современных условиях. А в результате имеем массу, мягко говоря, «неквалифици­рованных» «методик по маркетингу», изданных различ­ными коммерческими структурами.

Хотелось бы отметить еще один аспект, связанный с потребителями информации. Очень важно, чтобы на практике была осуществлена возможность каждому гражданину страны иметь в любой удобный момент жизненно необходимую ему информацию. В частности, справочную, юридическую, коммерческую. Под «коммерческой тайной» часто скрывается элементарная коммерческая информация, которая должна быть общедоступной.

Главное условие эффективного удовлетворения ин­формационных потребностей — четкое выражение того, какая информация действительно необходима потреби­телю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информа­ционном органе или библиотеке тех сведений, в кото­рых нуждается потребитель.

Тема 4. Роль информации в принятии решений

Стратегия коммерческой информации [22]

Используемый надлежащим образом информацион­ный продукт может стать решающим фактором успеха в бизнесе. Потребность в информации определяется тесной связью с принятой стратегией бизнеса. В этой стратегии информация и знание должны быть таким же фактором, как финансы, интеллектуальный потенци­ал, исследования и разработки, маркетинг, специализа­ция производства, продукция, организация и управле­ние. А это означает, что информация интегрируется в стратегию бизнеса и превращается в вид производст­венных ресурсов.

Стратегия использования информации фирмой в сво­ем бизнесе продиктована действиями производителей объектов техники и их потребителей в сфере долговременных интересов фирмы. Фирма, основываясь на обобщенной, аналитически обработанной достоверной информации, совершенствует существующие и разраба­тывает новые технологии, создает конкурентоспособные объекты техники, а потребители, используя информа­цию, обосновывают и предъявляют фирме все новые и новые требования к ее продукции.

Для достижения преимуществ в бизнесе и обеспече­ния «быстрого бизнеса» за счет использования инфор­мации, в фирме может быть разработана система четырех стратеги­ческих уровней использования информации.

1. Оперативный уровень (деловые операции)—для поддержки оперативной деятельности (производство, управление).

2. Уровень принятых решений — для обоснования при­нятия правильного решения и минимизации риска.

3. Уровень стратегии бизнеса — для выбора и непо­средственной поддержки избранной стратегии бизнеса.

4. Уровень развития бизнеса — для повышения по­тенциала бизнеса и для ускорения бизнеса.

Информацию следует обяза­тельно использовать для решения следующих задач:

решения проблем;

принятия решений;

понимания теоретических и практических ситуаций;

анализа событий как внутри фирмы, так и в окру­жающей ее «внешней» среде;

выработки идей;

введения новшеств;

усовершенствования продукции;

понимания потребностей рынка и тенденций его раз­вития.

Задача руководителя высшего и среднего звена фир­мы — оценить информацию и соответствующим образом использовать в контексте организационных и страте­гических задач бизнеса весь объем полученной новой информации, чтобы успешно вести конкурентную борьбу и, в конечном счете, увеличить размер прибыли и обеспечить успех бизнеса.

Совместно с ведущими специалистами, руководство должно определить структуру информации, необходимой для бизнеса, и установить, что фирма, как потребитель ин­формации, должна учитывать следующие факторы:

1. Внешние условия для бизнеса:

1.1. Конкурентная информация (факты, параметры, характеристики и показатели качества);

1.2. Сообщения (случайная информация), которые в данный момент могут казаться бесполезными, но со временем могут стать показателями устойчивых тенден­ций или в сочетании с другой информацией дать набор ценных сведений.

2. Информация, создаваемая внутри фирмы:

2.1. Информация (опыт, ноу-хау), интегрируемая в ходе собственной деятельности фирмы или полученная в результате сбора и обработки внутренней и внешней информации;

2.2. Эффективное управление внутренней и внешней информацией. Цель управления информацией состоит в обеспечении своевременной передачи информации то­му работнику фирмы, который в ней нуждается;

2.3. Продажа (передача на сторону) информации, как неотъемлемой части продукции.

Эти факторы играют существенную роль при стра­тегических оценках ситуации и принятии стратегии бизнеса.

Коллектив фирмы оценивает для себя информацию как вид бизнеса. В связи с этим возрастает потребность в информационном обеспечении управления научно-про­изводственной и коммерческой деятельностью и в ин­формационной поддержке принятия решений, связанных с техническим и коммерческим риском.

В рамках разработки стратегических научных и про­изводственных планов использование информации ори­ентировано в первую очередь на стратегическую концепцию.

Стратегическое использование информации для раз­работки высоких технологий позволяет успешно решать следующие задачи:

отслеживание научных, технологических и организа­ционных новшеств, новых инженерных и конструктор­ских решений и оценка возможности их внедрения;

разработка новых и совершенствование существую­щих технологических и организационных концепций и решений, активное стимулирование таких разработок, как вследствие производственной необходимости, так и по собственной инициативе;

исследование технологических потребностей фирмы в целом и/или отдельных пользователей.

Информационное управление технологией ориентиро­вано в основном на рынок.

Стратегическое использование информации для ре­шения технических и коммерческих задач направлено на:

обеспечение устойчивой работы и предупреждение крупных неудач;

изучение пяти групп вопросов, охватывающих весь жизненный цикл изделия — от возникновения идеи со­здания конкретного объекта техники до продаж его потребителю.

Решение этих задач позволяет чувствовать пульс рын­ка, динамику рыночных потребностей и устанавливать степень их удовлетворения.

Используя информацию в управлении деятельностью фирмы, руководство предъявляет высокие требования к информационно-маркетинговой службе, отвечающей за сбор, систематизацию, анализ и обобщение информа­ции. Эта служба должна своевременно обеспечить до­стоверную информацию, чтобы она предшествовала продукции; могла быть использована технологией, учте­на в рыночной деятельности; позволяла увеличивать набор потребительских свойств создаваемых объектов техники; обосновывала диверсификацию производства; позволяла рассчитывать вероятные изменения во внешней среде, окружающей фирму, и минимизировать рынки; способствовала развитию производительных сил, созданию новых производственных отношений.

В задачи службы входит создание специализирован­ного банка данных, структурированного по основным направлениям научной, производственной и коммерчес­кой деятельности фирмы, а также по ее долгосрочным интересам, и использование материалов банка при под­готовке целенаправленной аналитической информации в форме, удобной для восприятия и использования спе­циалистами фирмы.

Таким образом, для успешного стратегического использования информации и знаний руководитель фирмы должен в стратегию бизнеса включать и вопросы информационной страте­гии. При этом особое внимание следует обращать на содержание информации и на создание эффек­тивной системы подготовки и использования информа­ции при принятии стратегических решений.

Каждый руководитель предприятия сталкивается со стратегической задачей: рационально выстроить деятельность, получить максимальный экономический эффект. Незаменимую помощь в реше­нии этой задачи может оказать стратегичес­кая информация, но все инвестиции в информационные технологии должны исходить из ре­альных потребностей фирмы и ее умения претворить информацию в решения, удовлетворяющие эту потребность.

Информационное обеспечение управленческой деятельности [23]

Сегодня информационные ре­сурсы рассматриваются наравне с основными ресурса­ми общества — энергетическими, финансовыми и др., а нередко они характеризуются как «ресурс № 1». Эти утверждения основаны на бесспорном заключении о том, что надежное, своевременное и полное информа­ционное обеспечение позволяет обществу сконцентриро­вать свои усилия на развитии наиболее важных, при­оритетных направлений; отсутствие или неполнота информации приводит к неэффективным решениям, сопровождаемым рядом негативных последствий.

Информация считается одним из главных орудий конкурентной борьбы. В 90-х гг. сохранятся тенденции к быстрому изменению технологий, ускорению распро­странения новых достижений науки и техники и раз­витию многонациональных исследований, прежде всего в области экологии.

По­вышение эффективности управления во многом зависит от качества информационного обеспечения руководя­щих работников. Для потребностей, связанных с управленческими решениями, общим является умень­шение спроса на информацию количественного и воз­растание спроса на информацию качественного харак­тера. Управление имеет три главных аспекта: политический (цели и принципы управления, органы власти и хозяйственного руководства), функциональ­ный (хозяйственный механизм, формы стимулирования, механизм ответственности, рычаги повышения эффек­тивности и т. п.) и технологический — информационно-организационный аспект (формы, методы и средства выработки, принятия и реализации управленческих ре­шений). Информация в основном охватывает третий — технологический аспект управления, но с учетом воз­действия первых двух его аспектов в перспективе сле­дует ожидать соединения энергетической части (мощ­ностей) предприятия с «процессорной» (организацион­но-управленческой) его частью.

Современные информационные технологии, базирую­щиеся на профессиональном использовании информа­ционного ресурса, позволяют управленцам вести управ­ленческую деятельность, минимизируя риск. В зависимости от решаемых управленческих задач могут быть использованы следующие информационно-управленческие технологии. Сберегающие (экономят трудозатраты, материалы и финансовые ресурсы, но не оказывают существенное влияние на изменение состоя­ния и уровня функционирования предприятия), в ос­новном передающие информацию от источника к адре­сату, не отвечая за ее суть и использование адресатом. Рационализирующие (не только охватывают функции передачи, но и в определенной мере отвечают за исполь­зование информации). Творческие (выработка новых знаний, их передача, переработка, использование для усовершенствования объекта управления).

Управленческий корпус условно можно разделить на три категории: руководители (лица, наделенные правом принимать окончательные решения, так называемые «первые лица»), специалисты (лица, занятые обработ­кой, оценкой, анализом информации и подготовкой ре­шений) и вспомогательный персонал (лица, выполняю­щие техническое обслуживание управления). Естествен­но, что информационные технологии осуществляют ин­формационное обеспечение управленческого корпуса дифференцированно, учитывают функциональные особен­ности управленцев.

В информационном обеспечении руководителей боль­шое значение имеет уровень их информационной куль­туры и восприимчивости информации. От умения гра­мотно работать с информацией напрямую зависит ко­нечный результат управленческой деятельности—эф­фективность и качество трудовых процессов. Не менее важно и качество управленческой информации, кото­рое, в свою очередь, зависит от квалификации инфор­мационных работников. К специалистам, подготавливающим информацию для «первых лиц» и управленцев, предъявляются следующие основные требования: фун­даментальная подготовка по теории и практике управ­ления; понимание функциональной нагрузки соответст­вующего руководителя; знание механизма принятия управленческих решений; профессиональные навыки в подготовке управленческой информации и опыт делово­го общения сруководителями; понимание того, что научно-техническая информация для руководителя является лишь «информацией к размышлению», так как для принятия окончательного решения о внедрении тех или иных новаций на конкретном объекте кроме нее требуется самая разнообразная информация о состоя­нии и возможностях их внедрения, о наличии мате­риальных и людских ресурсов, о возможности получе­ния положительного эффекта, о соблюдении действую­щего законодательства и т. п.

Руководители, которым для успешной управленче­ской деятельности необходима как информация из внешней среды, поставляемая системой НТИ, так и разнообразная внутрифирменная информация, должны:

соблюдать принципы систематизации информационных потоков, т.е.:

— обеспечение полноты и достоверности учета всех сто­рон хозяйственной деятельности, достижение нераз­рывных связей между оперативным, статистическим и бухгалтерским учетом;

— минимизация информационного шума и ограничение информационной избыточности лишь требованием на­дежности;

— обеспечение неразрывной связи между внешней и внутренней информацией и принятием решений на всех уровнях иерархии управления.

Информационное обеспечение руководителей должно быть постоянным и системным, основанным на следую­щих принципах: единство цели; единство действий; комплексность; приоритетность; избирательность; специ­фичность; технологичность; эффективность.

Информация, поступающая к руководителям, должна содержать оценку с выводами и рекомендациями, иметь высокую степень обобщения. Система информационного обеспечения руководителей, как правило, текущей (оперативной) — для руководителей, решаю­щих стратегические, тактические и оперативные задачи; обзорно-аналитической (тактической) —для руководи­телей, решающих стратегические и тактические задачи; прогностической (стратегической) — для «первых лиц», определяющих техническую политику и перспективы раз­вития отрасли, подотрасли, фирмы.

Особое значение при информационном обеспечении управленческих решений придается подготовке анали­тических информационных продуктов, так как из ана­лиза информационных потребностей стало очевидным, что информация для руководителей требует предвари­тельной обработки. Речь идет об интеллектуальной обработке содержания первичных информационных источников, включающей анализ (выделение и оценку фактов, данных, утверждений, гипотез, суждений и связей между ними) и последующий синтез выбран­ных сведений. Ни один компьютер не в состоянии вы­полнить эти сложные интеллектуальные операции; это под силу только высокоэрудированным информационным специалистам. Такая интеллектуальная переработ­ка информации представляет качественно новый этап в информационной работе, результатом которой явля­ется обобщенная (консолидированная) информация.

Под консолидированной понимается информация, по­лученная в результате аналитико-синтетической перера­ботки первичных источников, представленная в удоб­ном для восприятия виде: графики, диаграммы, сопро­вождаемые минимальным количеством необходимого-текста. Информационные продукты на основе консоли­дированной информации характеризуются высокой информативностью, что делает их пригодными для удовлетворения информационных потребностей кон­кретных лиц, профессиональных и социальных групп[24]. Критериями оценки документов являются: объективность, полнота, точность (достоверность), непротиво­речивость, убедительность, лаконичность, актуальность, своевре­менность, целенаправленность, наглядность.

Но наиболее важное качество, которым должен обладать продукт информационной системы, — это надеж­ность. Существует несколько подходов к оценке надежности информации. Наиболее важные три:

Интуитивный подход — самый простой и распростра­ненный метод оценки надежности, основанный на том, что, как правило, потребитель информации (в нашем случае — руководитель) имеет определенный и достаточ­ный объем знаний по конкретному аспекту (вопросу) и может оценить надежность информации. Однако сущест­вует определенный риск, что пионерская информация может быть отвергнута, как ненадежная. Этот риск несколько смягчается авторитетом тех источников, из которых получена информация.

Логический подход — оценка надежности информа­ции осуществляется по принципу «Да — нет» — бази­руется на логических предпосылках о целесообразной последовательности появления различных видов инфор­мации об объекте исследования, о существующих собы­тиях.

Метод математической статистики — позволяет определить интервальные значения погрешностей тех или иных параметров, рассчитать степень вероятности того или иного события. Метод применим к однородным явлениям, параметрам, событиям, по которым ведутся статистические наблюдения.

Высокая надежность и достоверность информации требуют проверки информационного продукта (сообщений), передаваемого руководству. Бывают случаи, ког­да для направления конкурентов по ложному (тупико­вому) пути публикуется (или специально организуется) утечка якобы достоверной информации (дезинформа­ция). Часто для привлечения потенциальных покупате­лей фирмы приводят в публикациях завышенные значе­ния параметров (показателей, возможностей) реклами­руемой продукции, выдают результаты промежуточных исследований за окончательные и т. д. Поэтому полезно сопоставлять информацию разных авторов, фирм, воз­можности которых не равны, интересы не совпадают или даже антагонистичны. Чем сильнее это различие, тем больше возможность получения и использования достоверных и надежных сведений. Кроме того, пред­почтение следует отдавать источникам информации с устойчивой положительной репутацией.

Основой подготовки прогнозной информации является переработка данных, извлеченных из широкого спектра опубликованных и неопубликованных документов, представление их по содержанию и в виде, пригодном для определения тенденций развития, показателей со­временного состояния объектов прогнозирования и т. д. Такая целенаправленная подготовка информации позво­ляет осуществить широкую предпрогнозную ориенти­ровку на достаточно высоком уровне.

И еще один важный момент информационного обеспечения управления, который должны учитывать руководители и специалисты-информаторы — это старение информации. К сожалению, информация — «скоропор­тящийся» товар. Так, период старения информации рекламного характера—год, обзорной и диссертаций — 2—3 года, патентной — 3—5 лет, журнальных статей и непубликуемых документов—5 лет. Показатели ста­рения документов зависят от характера содержащейся в них информации (сведений).

Существуют три вида использования информации в управленческой деятельности: прямое заимствование, косвенное, создание информационного потенциала.

С помощью информации решаются проблемы управле­ния разработкой, производством и реализацией новых изделий; технического перевооружения и взаимодейст­вия с внешней средой; повышения профессиональных знаний представителей управленческого корпуса.

Каж­дый руководитель должен быть постоянно настроен на прием, переработку и передачу информации в виде управленческих решений.

Тема 5. Основные принципы организации информационного производства [25]

Продукты информационного производства мож­но разделить на две группы по форме их участия в расширенном воспроизводстве общества.

К первой группе относятся продукты, предна­значенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя ин­формационного продукта. К таким продуктам от­носятся произведения искусства и литературы, на­учные труды, справочники, лекции, учебники, про­поведи, колдовство, массовая информация и дезин­формация, пропаганда и реклама, слухи и клевета, разные виды фольклора и прочее, прочее.

Производство и потребление информационных продуктов этой группы подчиняется тем же зако­нам рынка, что и аналогичных продуктов матери­ального производства, предназначенных для потре­бления.

Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущер­ба для себя. К этой группе информационных про­дуктов относится информация о технологических особенностях производства, о материальных затра­тах на производство, об объемах продаж и полу­ченных доходах, об отрицательных свойствах про­изводимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и устано­вленными обществом нормативами и пр. Поведение информационных продуктов этой группы в расширенном общественном воспроизвод­стве до сих пор слабо изучалось как экономистами, так и специалистами по информатике.

Мы ограничимся производством ин­формационных продуктов, используемых в каче­стве средств труда в материальном и информаци­онном производствах и в качестве предметов труда в информационном производстве.

Производство таких продуктов изначально раз­вивалось вместе с материальным производством. Его назначением было информационное обслужи­вание материального производства, а точнее — информационное обслуживание управления мате­риальным производством.

Под управлением мы понимаем процесс подго­товки, принятия и исполнения решений. Информационное обслуживание ориентировано на выполнение запросов на ту или иную информа­цию, поступающих от органов управления основ­ным производством, и играет пассивную вспомога­тельную роль по отношению к основному производ­ству.

Примером информационного обслуживания мо­жет служить традиционная деятельность научно-технических библиотек.

По мере усложнения материального производ­ства информационное обслуживание стало допол­няться информационным обеспечением процес­сов материального производства. На информацию стали смотреть как на один из вспомогательных ресурсов, обеспечивающих эффективность упра­вления материальным производством. Отношение к организации информационного обеспечения ста­ло более серьезным, чем к организации информаци­онного обслуживания, но оно еще не стало приори­тетным среди проблем управления материальным производством.

Информационное обеспечение вырастало из ин­формационного обслуживания по мере того, как оно шло на встречу развивающимся интересам поль­зователей информацией. Функции информационного обеспечения потре­бовали знания процессов разработок, и статус на­учно-технических библиотек повысился до статуса подразделений научно-технической информации, в которых библиотеки стали одним из звеньев. Ин­формационное обслуживание в общем случае мож­но рассматривать как одну из технологических по­зиций информационного обеспечения.

Под «управлением информацией» следует пони­мать управление информационным производством любой организации. При этом информационное обеспечение и/или информационное обслуживание не отменяются, а рассматриваются как составляю­щие единого информационного производства.

В информационном производстве должен создаваться общедоступный для его участников массив информации (база данных) о рассмотрен­ных предложениях информационных продуктов.

Мировая практика имеет уникальный пример создания и эффективного использования общедо­ступной базы данных о рассмотренных информа­ционных продуктах, далекой от сферы разработок. Для краткости такие ба­зы данных будем называть базами прецедентов.

На изучении прецедентов строится наиболее древнее и вечное информационное производство — воспитание, образование и обучение людей. Преце­денты являются основой любой науки — информа­ционного производства, в котором участвуют наи­более интеллектуально развитые люди. На преце­дентах развивается искусство — информационное производство, в котором заняты творчески одарен­ные люди.

Момент согласования нового информационно­го продукта, предлагаемого одним из участни­ков информационного производства, с прецедента­ми является решающим моментом в управлении всем информационным производством. Его эффек­тивность, конечно, зависит от качества предлага­емых новых информационных продуктов, но оце­нить это качество без достаточно полной базы пре­цедентов невозможно.

Процедура выявления осо­бенностей взаимодействия субъектов в момент со­гласования предлагаемого информационного про­дукта с прецедентами представляет общий интерес.

При формулировке этих особенностей мы исхо­дим из того, что любой субъект информационного производства стремится получить максимальную выгоду от своего продукта — будь то произведе­ние искусства, научное открытие, новое техниче­ское решение или декларация о доходах. Поэтому он старается в своем продукте максимально отте­нить положительные стороны своей деятельности и затушевать отрицательные. При этом все субъ­екты информационного производства, представляя на согласование с прецедентами и таким образом обобществляя свой информационный продукт, не заинтересованы в полном раскрытии своих возмож­ностей.

При управлении сложным информационным производством должна действо­вать жесткая технологическая дисциплина, обес­печивающая необходимую полноту информации о представляемых на согласование решениях или полноту информации, отчуждаемой в обществен­ное пользование от субъекта информационного производства.

В информационном производстве должен дей­ствовать важный принцип, устанавли­вающий степень отчуждения информации с целью ее обобществления и правила пользования обоб­ществленной информацией. Хотя человек является продуктом общества, он не может в своих действи­ях быть абсолютно открытым обществу.

Для общественных информационных производств так­же характерно наличие ограничений в использова­нии отчуждаемой информации, т. е. наличие информации, представляющей собой коммерческую, служебную и государственную тайны.

Процессы обобществления информации и сохра­нения тайны ее производителя противоречивы по своей природе. Чем больше информации отчужда­ется, тем меньше становится уверенность в сохра­нении тайны. Чем меньше информации отчуждает­ся из-за боязни нарушить тайну ее производителя, тем проблематичней становится решение пробле­мы сохранения и развития демократического обще­ства.

Эта противоречивость требует максимальной независимости государственных учреждений, от­вечающих за порядок отчуждения и использования информации, обеспечивающий необходимую полно­ту согласования новых информационных продук­тов в обществе, от государственных учреждений, отвечающих за сохранение тайны производите­лей информационных продуктов. Государственные учреждения, осуществляющие контроль за равно­весием между полнотой отчуждения и сохранением тайны производителей информации, должны быть максимально не зависимы от тех и других.

Эти рассуждения приводят к важному принци­пу баланса между доступностью и тайной:

в информационном общественном производ­стве в целом и в отдельных его частях функ­ции обеспечения необходимой полноты отчужде­ния информации и доступа к обобществленной ин­формации, функции установления порядка сохра­нения тайны производителя информации и функ­ции определения равновесия между полнотой от­чуждения и мерами защиты тайны должны вы­полняться тремя различными максимально не за­висимыми друг от друга субъектами.

В экономически развитых странах три вида ресурсов производства — кадровые, финансовые и материальные — составляют неразделимую три­аду, определяющую эффективность деятельности любой организации, любого производства. В по­следние десятилетия к этой триаде добавился еще один ресурс — информационный, ибо сложность взаимодействия при управлении ресурсной триа­дой потребовала существенного развития информа­ционного производства, обеспечивающего это вза­имодействие.

Нам представляется, что управление информа­ционным ресурсом организации, т. е. его форми­рование и эффективное использование, играет свя­зующую роль в образовавшейся четверке основных ресурсов. В конечном счете от качества управления информацией, информационным ресурсом, инфор­мационным производством зависит эффективность использования и развития остальных ресурсов.

На практике каждый грамотный руководитель любой организации — от семьи до государства — стремится к максимальной информированности о действиях субъектов своей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: