Религия – это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.
Современная религия представляет собой:
· Отражение объективной реальности;
· Общественную подсистему;
· Выражение глубинных общественных связей;
· Возникающее в процессе становления человека и общества аспекты их взаимодействия и жизнедеятельности;
· Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий на них непосредственное воздействие;
· Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
· Феномен общественной культурны.
В своем историческом развитии религиозные представления человека выразились в ряд форм религий:
Ранние: тотемизм – вера в родство (происхождение) той или иной группы людей от животного или растительного предка; анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, имеет более широкий, всеобщий характер, чем тотемизм; магия – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов; фетишизм – приписывание отдельным предметам магические силы и свойства, способные влиять на ход событий и окружающий мир.
|
|
Развитые: политеизм – поклонение развитому пантеону (связанной между собой сверхъестественных сил) божеств, многобожие; монотеизм – поклонение оному единому Богу-творцу. Впрочем, религиозные системы могут и не иметь понятия Творца, а божеств относить к нашему материальному миру и сближаться на философском уровне с атеизмом (различные формы буддизма).
Религия выполняет целый ряд важных социальных функций, реализуемых как на общесоциальном (общество), так и на микросоциальном (личность) уровнях.
Общесоциальные функции религии:
· Компенсаторная – восполнение человеческих слабостей (незнания) перед лицом природных или общественных сил, что имеет определенное позитивное значение;
· Регулятивная – регулирует поведение людей, основываясь на догматической символике и других конфессиональных требованиях;
· Интегрирующая – способствует консолидации общества, конфессиональному единству, другим формам сплочения людей;
Микросоциальные функции:
· Мировоззренческая – удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентирами и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов и догматов той или иной религии;
|
|
· Функция нравственного воспитания – несет общечеловеческие нормы морали, утверждая, что нравственные законы должны соблюдаться потому, что они есть веление Бога. Способствует нравственному совершенствованию, моральному оздоровлению человека и общества в целом;
· Культурно-воспитательная и культуротворческая функции – в них реализуется собственная природа религии, и ее роль в жизни общества и личности.
· Политическая – оправдание и/или обожествление власти.
Именно религия выполняла в древних и средневековых обществах и государствах роль идеологии, а в некоторых государствах играет роль идеологии и в настоящее время: Саудовская Аравия (вахаббитский ислам), Иран (шиитский ислам). Только с наступлением Нового времени в истории Европы в результате секуляризации (от лат. Secularis – «светский»), превращения церковного имущества в светское, проводившегося с целью ослабления экономического могущества и политической роли церкви в государстве, происходит окончательное становление светского государства. И все равно, даже во многих светских государствах религия и религиозные организации оказывают значительное влияние и на общество, и на политику, и на идеологию. Например, католические страны Европы – Италия, Испания, Португалия, православная Греция. Существуют и активно действуют различные политические партии, идеологией которых является непосредственно та или иная религия или религиозное направление (например, Христианско-демократический Союз в Германии или же христианско-демократическое движение в целом; в странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей социальной справедливости).
Являясь сложной системой, религия имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.
Главным специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное сознание имеет также два относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию.
Религиозная психология – это совокупность несистематизированных представлений, идей, чувств, образов, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых человек воспринимает и оценивает окружающий мир в иллюзорной и фантастической форме (следствием религиозной психологии является мифологическое сознание – наиболее характерное для современного общества, когда человек получает такое количество информации, которое просто не в состоянии «обработать»).
Религиозная идеология – это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа, богословы.
Как автономная система, религия тесно связана с этнокультурной традицией, причем именно эта связь в значительной степени определяет незыблемость ее авторитета. Опираясь на традицию, религия придает ее нормам сакральный характер, и тем превращает их в жесткий стандарт, в обязательный для всех стереотип поведения. Будучи включенной, вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую систему (религию в широком смысле), традиция создает своего рода непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий структуру от разрушения под воздействием внешних сил. Именно в этом – обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.
В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. В статье 31 Конституции каждому человеку предоставлено право определять свое отношение к религии, т. е. исповедовать любую религию, лично или совместно с другими, или не исповедовать никакой. В статье 7 Конституции говорится, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Статья 5 запрещает создание организаций, ведущих пропаганду религиозной вражды. А в статье 16 прямо говорится о запрете деятельности религиозных организаций и их представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или связана с нарушением прав и свобод граждан, угрожает их здоровью и моральности. Статьи 14 и 15 говорят о том, что государство регулирует отношения между этническими и социальными группами и обеспечивает сохранение и развитие их духовно-культурного наследия (в состав которого, естественно, входит и религия). Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования в Республике Беларусь носит светский характер (статья 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законодательство Республики Беларусь о свободе совести находится в контексте Всеобщей декларацией прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.
|
|
Законодательство о свободе совести в Республике Беларусь представляет собой трехуровневую структуру:
· Первый уровень – международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий и декларативный характер;
· Второй уровень – конституционные нормы и законы Республики Беларусь;
· Третий уровень – указы Президента Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти.
Совершенствование законодательства в сфере свободы совести должно проходить по нескольким направлениям:
· Привидение национального законодательства в соответствие с международными нормами;
|
|
· Обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в нем норм;
· Формулирование и закрепление основных принципов конфессиональной политики государства;
· Закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов в стране.
Конфессиональная политика государства это прежде всего:
1. Комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;
2. Политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);
3. Сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.
Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.
Стратегия религиозной политики государства определяется:
· Ход политического развития в целом;
· Место религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;
· Уровень развития демократических институтов;
· Стратегия сотрудничества государства, общества и религиозных организаций, статус религиозных организаций близок к общественным;
· Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).
Государственная религиозная политика осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства Республики Беларусь.
Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована (ст. 23 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).
Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий (ст. 36 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда (ст. 37-38 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).
Запрещены:
· Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;
· Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;
· Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.
Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).
Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Так уже традицией стало вручение премии «За духовное возрождение» накануне православного Рождества (по юлианскому календарю), проводимое совместно Президентом Республики Беларусь и митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом Всея Беларуси.
Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности была религия. В конце X в. на землях современной Беларуси появляется христианство, принятое от Византии (православие). Язычество (политеизм, многобожие) уступает более развитой религии – христианству, которое более отвечает интересам правящих слоев и позволяет княжествам Восточной Европы вступать в общение со странами Западной Европы и Византией «на равных». В XIV в., после заключения Кревской унии с Польшей, начинает распространяться католичество (после раскола в 1054 г. появляются греко-кафолическая церковь или православие (ортодоксия) и римско-католическая церковь). Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV в. на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары). Таким образом, Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство традиционное (евангелические лютеране), иудаизм, ислам.
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» основывается на принципах:
· Признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
· Духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;
· Неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
По состоянию на 01.01.2003 г. на Беларуси функционировало 2825 религиозных общин (1265 православных, 432 католических, 33 старообрядческих, 432 ХВЕ (христиан веры евангельской), 268 ЕХБ (евангельских христиан-баптистов), 29 – Совет церквей ЕХБ, 13 греко-католических (униатских), 20 новоапостольских, 27 иудейских, 27 исламских, 26 свидетелей Иеговы, 6 бахаи, 3 мормонов, 6 кришнаитов, 1 первых христиан). Всего имеется 25 зарегистрированных конфессий. В настоящее время осуществляется перерегистрация всех религиозных общин в Республике Беларусь. В 2005 г. Была официально зарегистрирована армянская апостольская церковь – одна из древнейших ветвей христианства (с III в.).
Действует 1003 православных храмов, 371 костел, другие культовые здания (всего на 01.01.2003 г. – 1986). Строится 234 новых здания (157 православных церквей, 37 костелов, 39 протестантских молельных домов).
В Республике Беларусь действует 140 духовных организаций общеконфессионального значения: православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 19 православных и 8 католических монастырей, 24 протестантских миссионерских организаций, 41 религиозный центр и управления (10 православных и 4 католических епархий). Общее количество религиозных организаций в Республике Беларусь на 01.01.2003 г. – 2965.
Имеется 2629 служителей культа (1154 православных священника, 305 католических ксендзов (177 – граждане иностранных государств: Польши, Литвы, Австрии, США), в соответствии со ст. 29 закона «О свободе совести и религиозных организациях» иностранный гражданин может заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь только в течении одного года). В 2002 г. протестантскими общинами было приглашено 329 иностранных граждан (в т. ч. 23 – для религиозной деятельности).
На Беларуси было:
· Православная церковь (1999 г.) – 10 епархий, 1071 приход, 962 священника, 14 монастырей (5 мужских и 9 женских), 14 братств, 31 сестринство, Минская духовная семинария (с 1989 г.), Минская духовная академия (1995 г.), богословский институт в структуре БГУ (ранее – богословский факультет в ЕГУ), духовное училище, издаются четыре журнала, 10 газет, другая литература;
· Римско-католическая церковь (01.01.2001 г.) – 405 приходов, 266 ксендзов, 7 женских монастырей, Гродненская высшая духовная семинария, издаются шесть журналов, три газеты;
· Лютеранство (01.01.2003 г.) – 13 общин;
· Кальвинизм – Христианская религиозная конгрегация (Белорусский евангелический реформационный собор);
· СЕХБ – 268 общин.
Интересно состояние православной церкви на Беларуси именно в раскладке по епархиям (данные 1999 г.):
1. Минская епархия – 279 приходов, 183 храма, 10 часовен;
2. Могилевская епархия – 68 общин, 65 храмов, восемь молитвенных домов, одна часовня;
3. Брестская епархия – 162 общины, 163 храма, 18 часовен;
4. Гродненская епархия – 81 община, 79 храмов, пять молитвенных домов, один храм при больнице;
5. Новогрудская епархия – 85 общин, 108 храмов, 2 часовни;
6. Пинская епархия – 147 общин, 147 храмов, 34 часовни;
7. Гомельская епархия – 86 общин, 81 храм, семь молитвенных домов;
8. Туровская епархия – 50 общин (данные 2000 г.);
9. Витебская епархия – 82 прихода;
10. Полоцкая епархия – 76 общин, 79 храмов, одна тюремная церковь.
Таким образом, наибольшее число православных общин (приходов) находится в Брестской области, на втором месте идет Минская область, на третьем – Гродненская. На востоке Беларуси количество православных религиозных общин значительно меньше, это видно по Могилевской, Гомельской и Витебской областей. С одной стороны это социальный знаковый показатель особенностей населения в западной и центральной частях Беларуси, а с другой – своеобразный «щит», возводящийся Русской православной церковью на западных рубежах своего влияния, против прозелитической экспансии католической церкви, которая на настоящее время состоит из 1) Минско-Могилевская архиепархия-митрополия (Минская и Могилевская области), 2) Гродненской римско-католической епархии (Гродненская область) – входит в состав Минско-Могилевской архиепархии, состоит из 152 парафий (общин) (01.01.1995 г.), 3) Пинской римско-католической епархии (Брестская и Гомельская области), 4) Витебской диоцезии (Витебская область). Большинство верующих римско-католической церкви сосредоточены на западе Беларуси, точнее, в Гродненской области. То есть, в цели и задачи всех прочих католических епархий и диоцезий входит и активная прозелитическая деятельность.
Динамика развития религиозности населения (начало 90 гг. XX в. – начало XXI в.):
· Удельный вес православных среди верующих сократился с 51 % до 44 %;
· Удельный вес католиков сократился с 15,7 % до 15,2 %;
· Численность православных увеличилась в четыре раза;
· Численность католиков увеличилась в три раза;
· Численность протестантов увеличилась в четыре раза.
На начало XXI в. около 50 % взрослого населения Республики Беларусь считает себя верующими. Из них более 80 % - православные, более 10 % - католики, 2 % - протестанты, 0,2 % - мусульмане, 0,2 % - иудеи, 1 % - другие. В Западной Беларуси процент религиозности населения более высок, чем в Восточной – верующими себя считают 70-80 % населения, при среднем по республике – 45-50 %. Но на деле «практикующими» верующими, регулярно посещающими храмы, является только 15 %, а реально состоят и действуют в тех или иных общинах лишь 5-6 % (по соцопросам в Москве (РФ) и Беларуси).
По проводившимся опросам в гороскопы верят 26 % православных, в «дурной глаз», «порчу» и колдовство – 47 %, в спиритизм – 25 %, тогда как в существование дьявола – только 32 %. В переселение душ верят 27 %, 21 % доверяет магии, хотя бы раз участвовали в сеансе спиритизма 10%. Оказывается, при сравнении характеристик сознания «определенно верующих» и «определенно неверующих» (атеистов), то обнаруживается, что именно последние в 2 – 4 раза меньше подвержены влиянию различных суеверий, оккультизма, сатанизма и прочих неорелигий. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 47 % и 21 %, в спиритизм – 25 % и 6 %, в астрологию – 29 % и 15 %. Более того, распространенность «веры в колдовство» среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Среди посещающих церковь еженедельно их 54%, 2 – 3 раза в месяц – 59%, один раз в месяц – 50%, 2 – 5 раз в полгода – 54%; снижается она только среди посещающих церковь довольно редко – один раз в полгода (41%) и один раз в год (40%), еще ниже – среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя все должно было быть, казалось бы наоборот. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, с которыми в него и пришли. Во многом данная ситуация объясняется «кадровой проблемой» религиозных организаций: т. е. подготовкой достаточного количества священников, обладающих должным качеством знаний. В республике все-таки развивается церковное образование и в православной, и в католической церкви. К тому же, в соответствии со ст. 28 закона «О свободе совести и религиозных организациях», религиозные объединения в соответствии со своими уставами могут создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.
В XX в. в религиозной сфере жизни общества появились насколько направлений, которые получили общее наименование « новые религии » или «new age». Появление таких неорелигий в современном обществе связано с происходящими в обществе информационными процессами. Наряду с евангелическим протестантизмом (особенно с таким направлением, как пятидесятничество) культы new age представляют собой религиозную составляющую такой современной идеологии, как глобализм. Учения данного типа характерны синкретизмом, активной, даже агрессивной, проповеднической деятельностью, умелое пользование средствами массовой информации. Культы «new age» подразделяются на четыре типа: 1) «религии объединения» (кришнаиты, Оомото и ряд других); 2) культы христианской (точнее, «псевдохристианской») направленности (Церковь Унификации Муна, Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Христа); 3) культы оккультной традиции (масонство, розенкрейцерство, сатанизм); 4) синкретические религии (неоязычество, бахаи, сайентология, «Белое Братство», Церковь Виссариона). В составе этих движений примерно половина в возрасте от 14 до 25 лет, 20 % – от 30 до 35 лет, остальные – пожилые люди. То есть явно присутствует ориентация на молодежь.
По характеру реализации своих идей Новые религии подразделяются также на четыре типа: 1) экстремистские религии с доминированием эсхатологических идей о «конце света» и реализацией их в виде пропаганды и провоцирования катастрофических изменений в обществе, радикального переустройства жизни адептов (уход из семьи, с работы, отказ от собственности, самоубийства); 2) культы, проповедующие постепенные, «эволюционные», изменения в сознании людей, что, как правило, означает господство жестко структурированного общества, делящегося на «высших» и «низших», которые разделены непреодолимой пропастью; 3) религиозные движения, связанные с переустройством той или иной социальной группы (как правило, ориентированы на молодежь); 4) религиозные движения, ориентированные на утилитарно-прагматическое приспособление к определенному хозяйственно-бытовому устройству общества. Но все неокульты сходятся в своих целях полного подчинения человека, а в перспективе – к достижению «мирового господства». Это тот случай, когда религиозные организации взяли на вооружение методики агрессивного менеджмента, распространенные в сфере бизнеса (проблема «зарабатывания» денег весьма значительная для новых религий, так состояние Муна в настоящее время определяется суммой в шесть миллиардов долларов (!), а лидер Аум Сенрикё Асахара Сёко владел сетью прибыльных ресторанов). Хаос в сознании современного человека им выгоден: ведь, когда нет твердых нравственных ориентиров, когда ни в душе, ни в уме нет порядка и умения различать добро и зло, человеком легко овладеть, а его волю сделать податливой и управляемой. Можно выделить также наличие 5) консервативно-реставрационных религиозных движений, связывающих будущее общества с давно отжившими реалиями (абсолютная монархия, община, натуральное хозяйство, язычество).
В отличие от традиционных конфессий, существовавших на белорусской земле несколько столетий, для которых понадобилось время на возрождение полноценной деятельности, уничтоженных советской властью организаций и учреждений, большинство Новых религий («новый век», нью эйдж, new age) уже владело разработанными механизмами адаптации к современной культурной среде, готовыми ответами на все вопросы, поставленные современностью, «технологиями», которые якобы способствовали быстрому духовному росту и совершенствованию.
Культы new age не только разрушительно воздействуют на государство и общество, разрушая их структуры (например, семью), но и внедряются и в традиционные религии, подрывая их изнутри. Это понятно, ведь религиозные организации это часть общества, со всеми его проблемами. Здесь достаточно привести пример РПЦ (Русской Православной Церкви). Все чаще встречается скрытая принадлежность православного духовенства к той или иной секте. В одной из сибирских епархий среди монашествующих обнаружились последователи Богородичного центра, в других – тайные почитатели Виссариона. В Челябинской епархии – скрытые члены Белого братства, поклонники учения Рерихов, сайентологов. А в церковной печати (газета «Во имя Христа») встречаются откровенные антихристианские заявления. Похожая ситуация имеет место и в других традиционных конфессиях. По крайней мере, сами сторонники new age считают, что Второй Ватиканский собор римско-католической церкви открыл им дорогу внутрь нее. Один из основных признаков, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции – это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые та или иная религиозная группа не желает публично раскрывать.
Идеология белорусского государства должна основываться на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).
В сфере идеологии у религий современное государство может позаимствовать много действительно нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в традиционном обществе. Что тем более важно в условиях современных вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси.
Проблемы формирования основ информационного общества
в России [5]
Концепция информационного общества, наряду с концепцией устойчивого развития, дает целостное видение целей и задач общественного развития, предлагает конкретные пути их достижения. Для многих привлекательной чертой этой концепции является ее не идеологизированный характер.
Проблемы формирования информационного общества в России по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, что объясняется быстрым распространением новейших ИТТ, глобализацией мировых информационно-технологических рынков. Различия связаны с географической протяженностью страны, недостаточно развитой информационной инфраструктурой, общим переходным состоянием экономики. Вместе с тем, можно констатировать, что за последние годы достигнут существенный прогресс в развитии телекоммуникаций, информатизации государственных и коммерческих организаций, информационном законодательстве. Этот прогресс позволяет говорить о своевременности перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информационной индустрии — связи, компьютерного и информационного, аудиовизуального рынков, к формированию общей стратегии вхождения в информационное общество, в которой на первый план выходят социальные потребности, личность.
Российская информационная инфраструктура, включающая информационные ресурсы и программно-аппаратные средства вычислительной, телекоммуникационной техники, информационные технологии, а также персонал, обеспечивающий их создание и использование, становится важнейшей составляющей любого вида деятельности и жизнедеятельности общества. Без нее невозможно функционирование государственных структур, реализация прав граждан на информацию, необходимую при решении личных, хозяйственных или общественных проблем.
В развитии информационной инфраструктуры большую роль сыграло Министерство связи, которому за непродолжительный срок удалось преобразовать отрасль, провести акционирование предприятий связи, привлечь иностранные инвестиции, создать условия для развития традиционной телефонии и новейших средств связи.
В России за последние несколько лет создана нормативная база развития систем телекоммуникаций в новых экономических условиях. Приняты документы, позволившие перейти от административного управления к более тонким методам государственного регулирования, что позволяет отрасли эффективно функционировать. В качестве основных принципов этого регулирования можно назвать акционирование предприятий связи, привлечение инвестиций под крупные проекты, сокращение перекрестного субсидирования потребителей, сохранение государственного контроля за счет лицензирования (контроль за рынком и поведением операторов) и сертификации (проведение единой технической политики), сохранения государственных пакетов акций в акционированных предприятиях.
Рынок средств информатизации, информационных продуктов и услуг является одним из наиболее динамичных секторов российской экономики. В России формируется современная информационная инфраструктура. Однако проблем для решения гораздо больше, чем успехов. В целом наступил период переосмысления деятельности органов, обеспечивающих развитие информационной сферы в России.
Методологическое обеспечение систем информационно-аналитической поддержки [6]
Известно, что процесс принятия и реализации решения состоит из ряда этапов:
- анализ ситуации и постановка проблем,
- выработка и выбор вариантов решений,
- организация выполнения решений,
- контроль выполнения решений.
Каждый этап осуществляется вполне определенными оргструктурами, автоматизированными системами или их совокупностью, поэтому общий процесс принятия и выполнения решения можно представить как действия вполне определенной исполнительной системы, работающей на принципах организации системы управления с отрицательной обратной связью.
Переход (движение объекта управления) от состояния А к состоянию В осуществляется структурными формированиями, которые можно сгруппировать в функциональные блоки, название которых для органа управления вполне соответствует этапам процесса принятия решения:
— служба анализа, разработки проблемных ситуаций и постановки задач управления,
— лицо, принимающее решение, и служба консультантов и советников, обеспечивающих выработку и выбор вариантов решений,
— организационно-распорядительные или производственно-диспетчерские службы, контрольные службы.
При этом необязательно совпадение функциональных блоков с соответствующими структурными подразделениями.
В связи с этим правомерна постановка вопросов о необходимости и достаточности оргструктуры и оптимизации оргструктуры.
Складывается новая концепция интеллектуальной поддержки решений, основывающаяся на переработке знаний по проблемной области — это информационно-аналитическая поддержка.
Основная идея поддержки решений заключается в том, что руководитель, несущий полную ответственность за принимаемые решения, в силу сложности и неструктурированности возникающих в настоящее время перед ним проблем и трудностей поиска их решения, нуждается в систематической, а не периодической помощи со стороны других лиц на всех этапах процесса выработки верного решения.
Очевидно, что поддержка решений разных типов должна оказываться руководству по-разному, с использованием различной информации. Поддержка стратегических решений требует информации о состоянии и интересах управляемого объекта в целом, основных направлениях его развития на длительный период. Для принятия тактического или оперативного решения необходима информация о более частных вопросах функционирования объекта на сравнительно более коротких отрезках времени, о возможных действиях, подчиняющихся общему стратегическому замыслу.
Для управления обществом руководитель государственного ранга должен, прежде всего, осмыслить основные принципы и цели управления, находящиеся на уровне общечеловеческих ценностей. Необходимо для поддержки управленческих решений использовать ретроспективные динамические исследования переходных процессов, происходящих в обществе.
Знание динамических характеристик важно, поскольку любое управленческое решение является возмущающим сигналом на входе, имеющим ступенчатую форму.
Пока существуют желания человека в обществе постоянно, происходит генерация новых человеческих потребностей. И в зависимости от среды обитания эти потребности реализуются полностью, частично или не реализуются вовсе. Таким образом, в обществе как системе встречаются два процесса. С одной стороны, растут потребности человека. С другой стороны, общество в виде своего управляющего инструмента — государства —пытается вернуть систему в исходное состояние, ибо для удовлетворения потребностей необходима еще и потенциальная возможность такого акта. Это объективная закономерность в действиях самоорганизуемой и самоуправляемой системы, а таковой и является человеческое общество.
При нормальном динамическом равновесии системы «человек—государство» рост потребностей и их реализация происходят постепенно или равномерно, или по функции монотонного развития. Но в этой паре доминирующую роль играет государство. Объективная закономерность заключается в том, что чем менее гибкой системой регулирования является государство, тем в более значительной степени накапливаются противоречия между человеком и государством. Государство или не успевает или не желает их отслеживать и реализовать. При значительном росте противоречий, ставящем под вопрос существование самой системы, они разрешаются в рамках существующей системы, без изменений или с незначительной ее модернизацией, не затрагивающей системных основ, — это мы называем реформами, или с коренным изменением основ государства как системы регулирования — это мы называем революциями.
С точки зрения системного подхода к анализу функционирования государства, и революции и реформы плохо, поскольку с точки зрения системного подхода на вход системы как минимум подаются корректирующие или возмущающие сигналы, а это вызывает ответную реакцию системы, называемую переходным процессом. Необходимо знать хотя бы физическую сущность этого явления.
Информационные особенности развития деловой среды [7]
Старение, деградация, регресс — всеобщие явления, связанные с всеобщим форморазрушающим движением во времени. На фоне общего упадка деловой среды в России некоторые ее элементы обладают свойствами прогресса, т. е. растут, развиваются и проявляют экспансию. В рыночной экономике взаимодействия участников рынка выглядят случайными, а их успех вроде бы определяется интуицией, опытом, везеньем, некими глобальными синергетическими "сдвигами", которые происходят где-то "глубоко" и которые не зависят от людей.
Предпринимательские инновации производят целый ряд небольших изменений в товарах и процессах, аналогично тому, как генетические процессы понемногу изменяют характерные черты различных видов флоры и фауны.
В процессе коммуникации людей вырабатываются устойчивые элементы: слова, жесты, мелодии, навыки, идеи и т. п., оказывающие серьезное влияние на их поведение. Стабилизация понятий осуществляется путем их общественного признания и использования, в частности, путем цитирования.
Потребители товаров, с одной стороны, в основном формируют тот потребительский спрос, который определяет жизненный цикл товара. С другой стороны, производители товаров, конкурируя между собой на рынке, также оказывают сильное влияние на жизненный цикл товара.
За счет всеобщего движения во времени элементы Деловой среды стареют, а их реальная стоимость уменьшается (инфляционные форморазрушающие процессы). За счет индивидуализирующих, формообразующих процессов, элементы Деловой среды выделяются из окружающей их среды, и их реальная стоимость растет, например, фирменные знаки, или создаются новые оригинальные элементы.
Информационное дополнение рынка — информационный фонд Деловой среды - также должен обеспечивать определенный набор функций, пять из которых приведены далее. В любое время из любого места любое лицо может получить (предоставить) информацию о товаре в фонде данных Деловой среды в объеме, обеспечивающем описание потребительских свойств товара и позволяющем извлекать из него информацию об индивидуализирующих свойствах товара.
Если рынки сбыта рассматривать как товар, тогда становится понятно, почему фирмы тратят столько денег на рекламу, маркетинг и продвижение товаров, а покупатели готовы оплатить дополнительные расходы на это в цене товара, доходящие до 50%. Покупатель идет на это с целью сэкономить на альтернативной стоимости времени, которое он мог бы потратить на получение информации о товаре и его характеристиках.
Любое лицо — участник Деловой среды - должно предоставлять товары другим лицам для рассмотрения на предмет их включения в деловой оборот и определения культурной ценности, безопасности для человека, окружающей среды и "чистоты" (легальности) этих товаров.
Для информационного фонда Деловой среды можно сформулировать следующие внутренние функции. К любому временному элементу информационного фонда, находящемуся в любом элементе Мировой деловой системы, подключается новая информация о товаре сотрудниками национального элемента этой Системы способом, обеспечивающим репрезентативность и индивидуальность товара.
Бизнес и власть: информационный аспект взаимодействия [8]
Переход на рыночные принципы хозяйствования характеризуется необходимостью адаптации деятельности предприятий к изменившейся политической, правовой и экономической обстановке, сопровождается появлением все возрастающего количества новых мелких и средних предприятий и фирм различной формы собственности, которые будут создавать все большую часть национального продукта страны, и общей активизацией предпринимательской деятельности (бизнеса).
Парламенты и правительства новых суверенных государств, не имея необходимого опыта и знаний, приступили к созданию и выработке не проверенных практикой новых законов, постановлений и указов вместо адаптации уже имевшихся к новым условиям жизни общества. Новые законы (постановления, указы) зачастую не имеют механизмов осуществления, порой приходят в несоответствие друг с другом, провоцируя атмосферу неопределенности.
Известно, что в условиях неопределенности действий властных структур государства бизнес не может нормально развиваться. Предприниматели должны как можно больше быть осведомлены о том, что готовит для них руководство страны в виде результатов законотворческой деятельности, стратегических и тактических политических, правовых и экономических замыслов.
Возникла острейшая социальная необходимость в информационном регулировании взаимоотношений бизнеса, государства (как властной структуры) и общества. Информация становится реальным инструментом взаимодействия бизнеса — государства (власти) — общества, средством достижения компромиссов, принятия согласованных решений и взаимовыгодных действий на любом уровне управления экономикой. Именно уровень и качество взаимоотношений власти и бизнеса на информационной основе обеспечивают реальную, а не декларированную гласность, являющуюся гарантом открытости и взаимного доверия между властными структурами (парламент, правительство, местные органы управления), предпринимателями и обществам в целом. Качественная информационная легальная связь этих структур во многом лишает питательной среды явления коррупции, злоупотреблений государственной властью.
Однако, несмотря на возникающее разнообразие источников и каналов информации, работающих в русле взаимоотношений власти, бизнеса и общества, а также достаточное количество информационных структур, обслуживающих потребителей в сфере бизнеса (в основном, это коммерческие структуры — фирмы, конторы, малые предприятия и т. д.), следует констатировать отсутствие системы взаимосвязи правительственных органов и сфер бизнеса на информационном аналитико-концептуальном уровне.
Информационное обеспечение процесса экономических реформ и маркетинг рынка информационных услуг нуждаются в информационной системе, которая стала бы посредником между властью и сферой предпринимательства, обеспечивала бы возможность соблюдения взаимных интересов предпринимателей и государства, разумного сочетания государственной политики и деловых интересов предпринимателей на базе концепции стратегического менеджмента и маркетинга.
Какая информация нужна различным структурам в первую очередь?
Предприятию с маркетинговой ориентацией нужна информация о потребностях внутреннего и внешнего рынков; о потребителях — предприятиях и различных социальных группах общества; о поставщиках, партнерах, посредниках; о законотворческой деятельности властей; юридическая, статистическая и т. д.
Министерствам и ведомствам, кроме указанной выше, нужна еще информация, позволяющая решать задачи формирования в стране научно-технического потенциала, организации и технического обеспечения производства конкурентоспособной продукции, предупреждения диспропорции, способствования предприятиям в максимально экономном выпуске продукции высокого качества.
Широко распространена ошибка управления — государственных служащих различных рангов — ожидание от информационных структур готовых управленческих решений. Но даже при наличии высокоэффективной информационной системы, которая упоминалась выше, подготовка, принятие и контроль реализации управленческих решений — это прерогатива государственных структур. Информационная функция в принятии решений — это подготовка вариантов (аванпроектов) решений на основе информационных исследований, в которых формулируется тенденция научно-технического и социально-экономического развития, возможность и целесообразность (с учетом вероятных положительных и отрицательных последствий) выбора вариантов управленческих решений для эффективного разрешения проблем государственного уровня.
В теории принятия решений процедура решения задач любой сложности состоит в выполнении следующих операций: идентификация задачи; постановка цели решения; сбор и обработка информации; выбор критериев оценки альтернатив; подготовка вариантов решения; выбор окончательного варианта; собственно принятие решения. Каждая из названных операций требует информационной поддержки.
Не вызывает сомнения то, что принятие окончательного решения — функция руководителя как государственной, так и коммерческой структуры. Руководителю, принимающему или утверждающему окончательное законодательное решение или решение об изменении направления производственной (коммерческой) деятельности, не всегда ясны мотивы выбора промежуточных решений. Опытный руководитель противопоставляет рекомендуемому решению свои интуитивные представления, которые либо сразу согласуются с предложенным вариантом, либо существенно расходятся с ним. В этом случае дополнительно привлекаемая информация становится средством более глубокой оценки альтернатив и снятия противоречий.
Информация и информационное взаимодействие относятся к фундаментальным основам общества, обеспечивая столь необходимое сейчас понимание и взаимное стремление действовать во благо государства, бизнеса и различных слоев общества.
Об использовании информационных методов при изучении социальных систем [9]
I. Рассмотрим некоторые подходы к анализу процессов, происходящих в сложных социальных системах. Многообразие современной экономической и политической жизни делает подобные задачи трудными для анализа даже тогда, когда многое кажется очевидным, не говоря уже о слабоструктурированных и плохо формализуемых проблемах.
Традиционные методы оценки состояния и прогнозирования (контент-анализ, структурно-логическое моделирование, анализ корреляций и регрессий, имитационное моделирование, методы экспертных оценок, эвристические методы и др.) не во всех случаях могут найти эффективное практическое применение. Очевидно, что выбор конкретного метода в большой степени связан с имеющейся у исследователя исходной информацией, его навыков и интуиции.
Основная идея теории рефлексии заключается в том, что для решения поставленных задач необходимо: создание надежных методов мониторинга политической ситуации, использование самообучающихся и самоорганизующихся моделирующих систем, учет в них законов психологии (законов рефлексии) как отдельной личности, так и больших коллективов.
С помощью статистического подхода к поименным голосованиям можно достаточно эффективно выделять реальные фракции и группировки в выборных органах. Для этих целей возможно использование широкого набора методов и приемов — от многомерного шкалирования до различных приемов кластеризации.
Например, в одной из работ предложен метод «усредненного депутата» для анализа эффективности деятельности произвольного парламента. Введено понятие диаграммы расстановки политических сил — некой кривой, отражающей распределение степени совпадений голосований отдельного депутата с общим результатом. По ее виду можно судить о качественных особенностях парламента: тоталитарной, анархической или демократической его сути.
В том случае, когда некоторая система состоит из элементов (кластеров), проявляющих «разумное начало», ее можно представить динамической системой, а доведение описать системой неких дифференциальных уравнений. Под разумным началом понимается такое поведение элементов системы, обладающих подвижностью, при котором элементы взаимодействуют друг с другом, меняют тип, переходят в другую группу (кластер), расширяют состав своей группы (кластера) за счет элементов другой группы.
Нетривиальные эффекты возникают при размерах жизненного пространства, значительно превосходящих длину диффузии, длину среднего индивидуального перемещения. В связи с этим интересно выделение нескольких явно выраженных этапов, таких, как: образование кластеров, расширение кластеров, эволюция границ кластеров. Использование подобных моделей в ряде случаев позволяет произвести качественный анализ происходящих процессов.
Весьма продуктивным может быть использование теории рефлексии.
В социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми. При этом в сложном процессе рефлексии даны как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:
сам субъект, каков он есть в действительности;
субъект, каким он видит себя;
субъект, каким он воспринимается другим,
и те же три позиции со стороны другого. При этом рефлексия выступает как своеобразный удвоенный процесс зеркального отображения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное отображение внутреннего мира партнера, в котором, в свою очередь, отображается внутренний мир первого. Как правило, процессы рефлексии изучались либо в лабораторных условиях, либо на малых группах, подвергавшихся исследованию. Вместе с тем можно предположить наличие рефлексии в более широком смысле — рефлексии окружающей действительности в. состоянии выборного органа, распространив на него антропоморфный подход.