Рис. 5.28. Определение места судна по расстояниям до трех ориентиров
Выполнение способа (рис.5.28):
- Включить навигационную РЛС, подобрать по путевой навигационной карте три навигационных ориентира разнесенных по горизонту.
- В быстрой последовательности, с помощью навигационной РЛС, измерить расстояния до этих ориентиров, заметить время (Т) и отсчет лага (ОЛ).
- Рассчитать истинные значения расстояний до ориентиров, то есть измеренные навигационной РЛС расстояния исправить ее поправкой
D1(2,3) = DP1(2,3) + Δ DP |
- На путевой навигационной карте провести окружности (их дуги) с центрами в местах ориентиров, до которых измерялись расстояния и радиусами, равными исправленным значениям измеренных расстояний – R1(2,3) = D1(2,3).
- Точка пересечения всех трех окружностей (их дуг) и даст нам искомое обсервованное место судна. Обозначить его условным знаком () и подписать рядом с ним время (Т) и отсчет лага (ОЛ).
- На момент измерения расстояний до ориентиров (Т) нанести на карту счислимое место, обозначить невязку, снять ее направление и величину (С = 58° – 1,7 мили).
Данный способ определения места судна относится к комбинированным.
|
|
Комбинированными называются такие способы определения места, в которых измеряются различные навигационные параметры:
- пеленг на ориентир и расстояние до него;
- пеленг на ориентир А и горизонтальный угол между ориентирами А и Б;
- пеленг на ориентир и глубина места и др.
Рассмотрим наиболее часто употребляемый на практике способ определения места судна по пеленгу на ориентир и расстоянию до него (рис.5.29).
Удобство этого способа состоит в том, что для его реализации используется всего лишь один ориентир, а навигационные изолинии – прямая линия для пеленга и окружность для расстояния – пересекаются под оптимальным углом 90°.
- В быстрой последовательности (с помощью НРЛС) измерить направление на ориентир (РЛП) и расстояние (дистанцию) до него. Зафиксировать время (Т) и отсчет лага (ОЛ).