Выводы
Рис. 5.29. Определение места судна по пеленгу и расстоянию до одного ориентира
- Исправить (при необходимости) измеренные направления (КП или РЛП) и расстояние (DР) соответствующими поправками, то есть получить истинные значения навигационных параметров
ИП = РЛП + Δ ГК, ИП = ГКП + Δ ГК, D = DР + Δ DР
- Проложить на путевой навигационной карте изолинии:
- пеленга – прямая линия, проходящая через место ориентира;
- расстояния – окружность (ее дуга) радиусом R = D с центром в месте ориентира.
В точке пересечения навигационных изолиний условным обозначением нанести (обозначить) обсервованное место судна ( или ), подписать рядом с ним время (Т) и отсчет лага (ОЛ).
- На время (Т) измерения навигационных параметров (РЛП и DР) нанести на карту счислимое место судна, обозначить невязку, снять ее направление и величину (С = 102° – 2,2 мили).
Одними из наиболее распространенных способов определения места судна являются определения с помощью РНС и КНС. Береговые станции РНС или космические навигационные аппараты (спутники) создают электромагнитное поле, параметры которого (амплитуда, фаза, разность фаз и т. п.) известным образом связаны с положением приемного устройства на поверхности Земли, т. е. с географической системой координат. Приемное устройство на судне измеряет эти параметры и пересчитывает их в географические координаты.
|
|
На карте обсервованное место судна обозначают стандартным условным значком.
Как правило, счислимое и обсервованное места не совпадают. Расхождение между счислимым и обсервованным местами на один и тот же момент времени называется невязкой. Она характеризуется направлением от счислимого места на обсервованное и расстоянием между ними. На карте невязка показывается затухающей волнистой линией, соединяющей счислимое место с обсервованным.
Правила оформления графического счисления определены международным стандартом (в Украине стандарт оформления графического счисления приведен в РШСУ - 98).
Процесс определения текущего места судна путем непрерывного и последовательного учета его движения относительно исходного места называется счислением пути судна. Место судна, полученное на основе счисления его пути, называется счислимым.
В качестве стандартной характеристики оценки точности применяется 95% круг погрешностей места с центром в оцениваемой точке, который захватывает действительное место судна с постоянной вероятностью 0,950.
Процесс получения координат места судна по данным от внешних источников называется определением места судна или обсервацией. При плавании судна в видимости берегов определение места по визуальным пеленгам, взятым одновременно на три и более ориентиров есть уверенная гарантия в надежности места судна, если все пеленги пересекутся в одной точке.
|
|
Обсервованное место судна по визуальным пеленгам на два береговых ориентира не дает уверенности в точности такой обсервации, так как два пеленга всегда пересекутся в одной точке, независимо от того есть в них промахи или нет.
При использовании способа «крюйс-пеленг» получаем не обсервованное, а счислимо-обсервованное место судна, так как не исключаются погрешности счисления за время плавания между замерами пеленгов.
Расстояния до видимых навигационных ориентиров в море определяются как визуально, так и с помощью технических средств.
Место судна в море можно определить по расстояниям до 3-х, до 2-х ориентиров.
Наиболее точно место судна может быть определено по расстояниям до 3-х и более ориентиров.
Наиболее быстрый и достаточно точный способ определения места судна в море по пеленгу и расстоянию до одного (точечного) ориентира по данным судовой РЛС.
Тема: Технические средства судовождения
План:
Введение.
1. Спутниковые навигационные системы.
2. Судовые радиолокационные станции.
3. Интегрированные комплексы ходового мостика судна.
Выводы.