Литературные роды и жанры

Лекция №5

(Продолжение)

Элементом повествовательной композиции текста является и несобственно прямая речь – это такая форма организации речи, при которой форма субъекта речи не совпадает с субъектом сознания.

Например: Ему казалось, что она чертовски привлекательна.

Форма субъекта речи – неличный повествователь.

Субъект сознания (т.е. носитель сознания) – он (тот, кому казалось)

Рабочая схема анализа лирического произведения

1. Лирический субъект

2. Тематическая композиция:

А) Лирический сюжет

Б) Система персонажей

В) Художественное пространство и время

Г) Мотивная и лейтмотивная организация

Д) Предметно-вещный мир

3. Стиховая композиция

А) Принадлежность текста к системе стихосложения

Б) Строфичность/нестрофичность

В) Наличие/отсутствие рифмы, типы рифмы

Г) Характер рифмовки

Д) Наличие/отсутствие тропов, их виды

Е) Поэтическая графика и фонетика (аллитерация и ассонанс)

Ж) Поэтическая лексика и грамматика

З) Поэтический синтаксис и пунктуация

И) Интонационно-ритмические особенности

Со времен Аристотеля принято традиционно выделять три литературных рода:

1. Лирика

2. Эпос

3. Драма

В науке были попытки выделения иных родов.

Например: роман (Днепров), сатира (Борев), но эти предложения были отвергнуты большинством учёных.

Эта система уже более десятка веков принята мировой филологической мыслью.

Деление на роды нельзя путать с делением на типы художественной речи.

Лирическое произведение может быть написано как стихами, так и прозой.

Например: стихотворения в прозе И.С. Тургенева, «Песнь о буревестнике» М. Горького.

Кроме того, эпические произведения могут быть написаны стихами.

Например: роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина или стихотворные повести раннего классического реализма.

Классическими в 18-19 веках стали пьесы в стихах.

Например: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Снегурочка» Островского, «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

Принято считать, что лирика осваивает сферу субъективного духовного опыта и как бы её объективирует.

Драма осваивает и объективирует сферу действия, которую она укрупняет, развёртывает, аффектирует.

Драматические произведения обычно предназначены для сцены и потому, чаще всего соответствуют культуре общения и стандартам игры определённой эпохи, но параллельно с этим на рубеже 18-19 веков возник тип пьесы для чтения, т.е. пьеса могла быть не поставлена.

Эпос осваивает многообразие мира, уравновешенность субъекта и объективной реальности. С этим связаны персонажность и сюжетность текстов эпического рода.

Теория литературы предполагает наличие межродовых форм, в частности лироэпических и лиродраматических, а также эпикодраматических. За литературными родами закреплены определённые группы жанров.

Есть три основные концепции жанра, как феномена.

1. Жанр – это отвердевшая содержательная форма (концепция ИМЛИ – институт мировой литературы)

2. Жанр – это перекрёстное образование жанровой формы и жанрового содержания, которое каждый раз устанавливается заново (концепция учёных МГУ – московский государственный университет)

3. Жанр – это исторически сложившийся тип строить и завершать произведение, как целостное высказывание (концепция М.М. Бахтина и учёных РГГУ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: