Понятийный аппарат анализа литературного произведения

Лекция №4

Поэтика, как учение

Лекция №3

Гораций, Аристотель, Деметрий, Гегель – это авторы классических работ о поэтике. Представительница французского постструктурализма Юлия Кристева продекларировала разрушение поэтики в последней трети 20 века.

Поэтика – это учение о произведении, как сложно организованном смысле. (Учение – это некая система взаимосвязанных идей или положений).

Подразумевается, что это

1. Текст состоит из элементов, которые можно из него вычленить

2. Все эти элементы взаимосвязаны

3. Каждый из этих элементов привносит некий смысл в смысл целого

4. Смысл целого текста больше, чем смысл суммы элементов, из которых текст состоит

5. Текст является объектно-субъектной структурой, как в целом, так и в каждом своём элементе

6. Объект речи - это то, что изображено в тексте или его элементе. Субъект речи – это то, кому приписано автором речь об изображённом в тексте или его элементе.

Например «Стояла хорошая погода»

· Объект изображения: хорошая погода.

· Субъект изображения: мы не можем определить субъекта – неличный повествователь.

«Офицеру показалось, что погода была очень хорошая»

· Объект изображения: офицеру показалось.

· Субъект изображения: офицер – носитель сознания, субъект сознания, т.е. он неличный повествователь. Субъект речи и субъект сознания не совпадают.

Исходя из сказанного, каждый элемент целого выполняет две функции:

1. Содержательная

2. Конструктивная

Выявить содержательную функцию элемента - это значит определить тот смысл, который привносит данный элемент в смысл целого.

Выявить конструктивную функцию элемента - это значит установить максимально возможное количество взаимосвязей данного элемента с другими элементами целого.

Проанализировать художественное произведение – это значит описать содержательную и конструктивную функцию максимального количества элементов данного художественного целого.

Текст – с латинского переводится как полотно, ткань.

Есть всего два вида художественной речи, из которых состоят все художественные тексты.

1. Стих

2. Проза

Стих – (с латинского переводится как поворот, возвращение к началу ряда) это речь, расчленённая на обще-обязательно-заданное и потому соотносимые и соизмеримые между собой отрезки.

Проза – с латинского переводится как речь, идущая прямо вперёд.

Литературное произведение отличается от иных текстов тем, что является носителем особого художественного мира, т.е. по формуле академика Д.С. Лихачёва «сокращённой вселенной». Наличие данного образа мира отличает один литературный текст от другого. Это очень важные категории в разговоре о произведении.

Каждое литературное произведение обладает внешней и внутренней композицией.

К внешней композиции относятся элементы, графически выделенные и зафиксированные автором. Это:

· Заголовок

· Посвящение

· Эпиграф

· Жанровый подзаголовок

· Перечень действующих лиц

· Предисловие и послесловие

· Эпилог

· Деление текста на тома, части, главы, действия (в пьесах), абзацы, а также разного вида вставные конструкции (например: документы, письма, сны, дневники, тексты произведений (герой написал какое-либо произведение, и оно включается в текст)

· Дата создания произведения и место

Элементами внутренней композиции являются

· Система персонажей

· Сюжет

· Пространственно-временная организация (хронотоп)

· Мотивная и лейтмотивная организация

· Речевой строй

· Предметно-вещный мир

· Повествовательная композиция

· Ассоциативный фон (термин Н.Л. Лидерманна)

Часто внутреннюю композицию именуют архитектоникой текста, однако ряд исследователей считает, что понятие архитектоника шире, чем внутренняя композиция. В научной традиции со времён Аристотеля и Гегеля было закреплено понятие пафос произведения. Им именовали определённый тип идейно-эмоциональной оценки изображённого в произведении. Различали следующие виды пафоса:

1. Сатира

2. Юмор

3. Драматизм

4. Героизм

5. Трагизм

В последней трети XX века в теории литературы закрепилось понятие модус художественности (школа РГГУ - Российский государственный гуманитарный университет). К нему стали относить традиционные виды пафоса, а также выделили новый ряд модусов:

· Ирония

· Сентиментальность

· Идилличность

· Элегизм

Понятие хронотоп в науку о литературе пришло из физики в первой половине XX века, и ввёл его М.М.Бахтин. Оно обозначает именно взаимосвязь пространства и времени. Однако сегодня популярны научные концепции, согласно которым в XX веке произошёл разрыв представлений о времени и пространстве и потому их можно изучать параллельно.

К предметно-вещному миру относят 5 типов образности изображения в тексте предметов и вещей:

1. Зрительные

2. Звуковые

3. Осязательные

4. Обонятельные

5. Пространственные

Например:

Шершавость неприятно поразила его – осязательные.

Донеслись звуки незнакомой мелодии – звуковые.

При этом принято выделять среди элементов детали (понятие) и подробности (понятие). Деталь, чаще всего встречается в тексте не единожды и выполняет акцентированную смысловую нагрузку.

Например:

Заболевающие зубы Вронского или хрустящие пальцы Каренина.

Повествовательная композиция – это взаимосвязь форм речи и форм субъектов речи в эпическом произведении.

Выделяют 7 форм речи в художественной литературе:

1. Повествование

2. Описание

3. Рассуждение

4. Медитация (это прямое и открытое выражение переживаний субъекта) например: ПОГОДА БЫЛА ХОРОША!

5. Монолог

6. Диалог

7. Полилог

Формы субъектов речи

Субъект речи - это тот, кому автором приписаны речь и переживания в тексте или его фрагменте.

Формы:

1. Неличный повествователь (Например - Во двор въехала ревизорная коляска) Когда действие происходит, как бы само по себе как бы объективно и безоценочно и лицо, которому приписан автором данный фрагмент текста невозможно идентифицировать и определённо характеризовать.

2. Личный повествователь – это субъект чаще всего обозначенный в тексте через местоимение (я, мы…) и мотивирующий своим положением в пространстве и времени картину изображаемого в тексте.

3. Рассказчик – он отличается от личного повествователя тем, что является не только субъектом речи, но и объектом речи, т.е. элементом системы персонажей. В тексте представлен не только его пространственно-временной кругозор, но и его система преставлений о жизни его ценностные ориентиры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: