Почему Олег сделал столицей Киев, а не Новгород

Выводы

Теория происхождения государства

Первым вопрос об образовании Российского государства поставил Нестор. По данным повести временных лет результатом ссоры между славянскими племенными союзами и их вождями стало обращение за помощью к их соседям варягам и их князьям за помощью княжить нами. Приняли приглашение и стали править 862 году Рюрик в Новгороде, Синиус - в Беолозере, Трувор - в Изборске. Так было положено начало династии Рюриковичей, продолжавшейся по 16 век. Нестор заложил основы отечественной и историографической традиции, которой пользовались до конца века. При Пётре I начинается война норманистов и антинорманистов, в основе их спора вопрос о происхождении термина «Русь» и образовании Русского государства.

Норманская теория была предложена академиками немцами, работавшими в 18 веке в Петербургской академии наук: Баером, Миллером, Шлецером. Сторонники норманской теории, приписывая создание древнерусского государства варягам, делали вывод о якобы неспособности славян к самостоятельности, их отсталости.

Первым антинорманистом в 18 веке выступают Ломоносов и Татищев. Согласно антинорманской или славянской теории государство исконно-русское, а название Русь древнее призвания Варягов, а Рюрик происходит из западных славян.

На протяжение 19 века в русской исторической науке шла борьба между норманистами (Карамзин, Богодин, Соловьев и другие) и антинорманистами (Еловайский, Гедеонов, Грушевский, Морошкин, Тредьяковский, Котляровский, Крашевиннков и другие). Первая половина 19 века была периодом решительного перевеса норманской теории, что объясняется уровнем развития исторической науки. Начиная со второй половины 19 века усиливается антинорманское направление. В течение 20 века наблюдаем всплеск норманистов и антинорманистов в связи с приходом Гитлером 1933г.

Сегодня большинство ученых согласны, что первыми князьями были варяги, в то же время есть мнения, что:

1. Известны более ранние славянские князья: Кий, Граблин и Кустомысл

2. У самих варягов государственность еще не сложилась, они, так же как и славяне, стояли на стадии складывания раннеклассового общества, поэтому они не могли оказать решающего влияния на процесс складывания государства, у славян сама эта форма власти (княжение) уже существовала

3. Запись ПВЛ о призвании Рюрика есть позднейшая вставка в первоначальный текст по велению Владимира Мономаха, тесно связанного со Скандинавией, с целью оправдать законность своего княжения. Согласно первоначальной записи Нестора в ПВЛ государство Русь начало складываться. Еще в 6 веке вокруг Киева.

Но не смотря на эти сомнения, скорее всего, варяги сыграли роль ускорителя процессов образования ДРГ. Причиной же образования ДРГ связаны не с личностью одного человека, а с объективными процессами внутреннего экономического политического социального развития восточных славян. Речь может идти только о степени влияния выходцев из Скандинавии на процесс образования государства у восточных славян и о характере их роли.

Первые князья

Первый князь по летописи, Рюрик, княжил с 862 года в Новгороде, а после смерти Сениуса и Тругора стал править один, его дружинники Аскольд и Дир княжили в Киеве.

Княжение Олега (879-912гг)

После смерти Рюрика в 879 году власть принял его сородич Олег. В 882 году Олег совершает поход на Киев, убивает Аскольда и Дира. Олег объединил Киев и Новгород. Таким образом, в 882 году произошло объединение славян в единое древнерусское государство со столицей в Киеве.

Полнота власти различна:

в Новгороде княжеская власть ограничена военной и судебной функциями, т.е. все решало вече,

в Киеве князь - полновластный монарх.

2. Оба города богаты, но залогом будущей власти князя является его авторитет, как гарант охраны Киева от набегов степных народов.

3. Киев проводник по порокам Днепра, а значит центр экономического обогащения на пути «Из варяг в греки».

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию и заключил с ней договоры. Он подчинил северных древлян, северян и радимичей.

Княжение Игоря (912-945гг)

Наследник Олега - Игорь Рюрикович. Он совершил походы на Византию в 941 и 944 годах. В ходе последнего заключил с Византией договор, в котором впервые упоминается название "Русская земля", он подчинил уличей и теверцев, воевал с древлянами, при сборе дани с которых погиб.

Княжение Ольги (945-960гг)

Вдова Игоря - княгиня Ольга. Она обложила древлян высокой данью, установила уроки, т.е. фиксированный размер дани и погосты. Таким образом, дань - полюдье стала фиксированным налогом. Поход княгини Ольги на древлян означал начало ликвидации автономии союза племен, входивших в состав древнерусского государства и образовании единой корпорации древнерусской служебной знати, возглавляемой великим киевским князем.

Княжение Святослава (945/960-972)

Сын Игоря и Ольги - Святослав. В 965 году Святослав разгромили хазарский каганат, прекративший после этого свое существование, он подчинил своей власти вятичей.

После гибели Святослава, в начавшейся междоусобной войне между Ярополком, Олегом и Владимиром, победу одержал младший сын Владимир и в 980 году захватил власть в Киеве. Старшие братья нашли смерть в борьбе за власть.

Русь в правлении Владимира I (980-1015)

Во времена Владимира I на Руси окончательно оформляется государственность. Владимир воевал с вятичами и радимичами, ходил походами на литовцев и дунайских болгар, а в 981 году подчинил Восточную Галицию. В 988 году происходит принятие христианской религии в качестве государственной.

Причины принятия христианства:

1) Язычество или политеизм, в основе которого лежит культ природных сил перестало соответствовать интересам государства. Племенные боги не выражали концепцию "единое государство - один великий князь".

2) Европа уже перешла монополистические религии к христианству, а Русь - языческая окраина.

3) Принятие христианства открывало путь к династическим бракам, что было важно в условиях средневековья для поддержания международных политических связей.

Причины принятия христианства в виде православия:

1) Выбор христианства по византийскому образцу был обусловлен интенсивными военными, политическими, торгово экономическими, культурными отношениями Руси и Византии.

2) Православие принято в славянской Болгарии, приняли крещение дружинники Владимира и княгиня Ольга.

3) В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора, не создавая угрозы светской политической власти Владимира, в отличие от католического запада, где "духовный меч" был выше меча светского, т.е. власть главы католической церкви папы римского была выше светской власти короля.

4) православие не связывало себя языковыми канонами, в отличие от католицизма, где богослужение проходило на латинском языке. Тексты библии и другие богослужебные книги тоже на латыни, чтение их было доступно только священным служителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: